Из опыта проведения конкурса программ элективных курсов

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ

Т.В. АБРАМОВА,
к.п.н., Управление общего образования и социальной поддержки детей Мин. обр. науки РФ, Челябинская обл.
И.М. НИКИТИНА,
отдел общего образования Мин. обр. и науки РФ, Челябинская обл.
Р.Я. СИМОНЯН,
к.п.н., ИДППО, г. Челябинск

Из опыта проведения конкурса программ элективных курсов

Конкурс образовательных программ элективных курсов (ЭОП) для предпрофильной и профильной подготовки проводился Министерством образования и науки Челябинской области на базе Института дополнительного профессионально-педагогического образования (ИДППО), г. Челябинск, в 2004–2005 гг. Его проведение было направлено на решение задач модернизации российского образования, обновления структуры и содержания общего образования. Главной целью конкурса было создание «банка» сертифицированных элективных образовательных программ и учебных материалов к ним. Конкурс был призван способствовать совершенствованию предпрофильного образования на старшей ступени основного образования; профильного образования на старшей ступени общего образования; обновлению учебных, методических и дидактических материалов, используемых для предпрофильного и профильного образования; выявлению, обобщению и распространению передового педагогического опыта; повышению творческой активности и профессиональной компетентности педагогов областной образовательной системы. В конкурсе приняли участие учителя, педагоги дополнительного и общего (среднего) образования, педагогические работники всех уровней профессионального образования Челябинской области.

В 2004 г. на конкурс были представлены образовательные в основном программы, а в 2005 г. номинаций стало больше: и программы, и учебные пособия для обучающихся, и дидактические материалы к элективному курсу, и методические пособия для учителей. Учитывая популярность и востребованность материалов конкурса среди педагогов областной образовательной системы, следует отметить, что возникла необходимость экспертизы наработанных материалов по элективным курсам.

Экспертиза состояла из двух этапов: первичное оценивание проходило на базе районных, городских Методических объединений учителей, затем была организована работа экспертных групп в Методических советах структурных подразделениях ИДППО. В итоге результатом стал средний балл двух экспертных групп, что повысило качество экспертного оценивания.

Ниже приводятся листы экспертного оценивания содержания (1) и структуры (2) элективных программ профильной и предпрофильной подготовки, а также учебных материалов к ним (3).

Заключение эксперта включает в себя обоснованную оценку программы, прогноз результатов ее реализации в практике, рекомендации по совершенствованию программы, а также ее особые достоинства.

Рекомендуемая технология оценивания

Пояснительная записка.

Каждый пункт (1–9 на 2-м Листе экспертного оценивания) оценивается по 3-балльной шкале.

Соответствие или наличие компонента (пункты 10–13 на 2-м Листе экспертного оценивания) оценивается по 3-балльной шкале.

Содержание учебно-образовательной информации (пункты 14–16 на 2-м Листе экспертного оценивания) оценивается экспертом по 3-балльной шкале. Далее по п. 17–19 соответствие или наличие компонента оценивается по 3-балльной шкале.

3-балльная шкала:

0 баллов – структурный компонент отсутствует;
1 балл – представлен неполно;
2 балла – представлен в полном объеме и соответствует целям и задачам профильного (предпрофильного) образования)

Таким образом, максимальное количество баллов при оценивании структуры элективной образовательной программы – 40. Оптимальный уровень – больше 32 баллов; достаточный – от 16 до 31 балла; недопустимый – меньше 16 баллов.

Максимальное количество баллов при оценивании структуры и содержания элективной образовательной программы профильной подготовки – 141 балл. Оптимальный уровень – больше 112 баллов; достаточный – от 56 до 111 баллов; недопустимый – меньше 56 баллов. В работе экспертной группы принимают участие не менее трех педагогов соответствующей квалификации, при этом рекомендуется оценивать каждую программу индивидуально, автономно. Окончательный результат оценивания должен быть представлен как среднее арифметическое всех автономных результатов. Например, 1-й эксперт – 90 баллов; 2-й – 111 баллов; третий – 120 баллов. Итог: 90+111+120=321; 321:3=107 баллов – достаточный уровень, рекомендуется для участия в конкурсе.

Максимальное количество баллов при оценивании структуры и содержания элективной образовательной программы предпрофильной подготовки – 89 баллов. Аналогично производится подсчет баллов по предпрофильным программам.

Рекомендации экспертной комиссии: авторские программы (перечень), представленные на оптимальном и достаточном уровнях, рекомендуются для участия в Конкурсе.

1. Лист экспертного оценивания содержания элективных программ профильной/предпрофильной (указать тип) подготовки
(формат .PDF)

2. Лист экспертного оценивания структуры элективной образовательной программы

Автор программы______________________
Название ______________________________________________________

 

Критерии оценки

Баллы

1.

Цели и задачи курса

 

2.

Исходный уровень образованности обучающихся

 

3.

Требования к итоговому уровню образованности обучающихся

 

4.

Способы познавательной деятельности

 

5.

Требования к уровню профессиональной компетентности педагогов

 

6.

Категория обучаемых

 

7.

Методические рекомендации по организации форм учебных занятий

 

8.

Особенности предъявления некоторых компонентов

 

9.

Количество часов, отведенных на изучение компонентов

 

10.

Соответствие форм обучения целям и задачам элективного курса

 

11

Соответствие перечня разделов теме элективного курса

 

12.

Норма учебного времени на освоение содержания обучения

 

13

Контролируемость обучения

 

14.

Научные основы элективного курса

 

15.

Теории, законы, закономерности

 

16.

Способы познавательной деятельности

 

17.

Перечень лабораторных и практических работ

 

18.

Межпредметные связи

 

19.

Перечень оборудования

 

20.

Перечень учебных материалов

 

21.

Общая сумма баллов

 

3. Лист экспертного оценивания учебных материалов, разработанных к элективным образовательным программам

Автор(ы) ______________________________________________________________
Название: ____________________________________________________________________

Шкала оценивания трехбалльная: 0 – не соответствует или отсутствует; 1 – неполное соответствие, представлено не в полном объеме; 2 – полное соответствие или представлено в полном объеме

Вопросы

Баллы

1. Соответствует ли материал повышенному (углубленному или расширенному) уровню содержания образования? (нужное подчеркнуть)

2. Соответствует ли содержание учебного материала задачам профильного (предпрофильного) образования? (нужное подчеркнуть)

3. Соответствует ли учебная информация современной концепции модернизации содержания общего образования:

а) реализации деятельностного подхода в обучении
б) усилению методологической составляющей содержания образования
в) усилению культурологической (экологической, информационной) составляющей (нужное подчеркнуть)

4. Имеются ли ошибки и неточности в содержании учебных материалов? (если да, то укажите их в дополнении)

5. Соответствует ли материал современным научным представлениям?

6. Хватает ли времени, выделяемого автором, на изучение материала?

7. Способствует ли содержание учебных материалов приобретению фундаментальных знаний? (только для профильных программ)

8. Ориентирует ли содержание учебных материалов на практическое применение?

9. Способствует ли методический аппарат усвоению программного материала?

10. Имеются ли задания к рисункам, схемам, таблицам, диаграммам?

11. Имеются ли задания, требующие для своего выполнения постановки эксперимента, опыта?

12. Активизирует ли учебный материал познавательный интерес учащихся?

13. Обеспечивает ли дифференцированный подход к учащимся?

14. Учитывает ли возрастные особенности учащихся?

15. Доступен ли для понимания детей данного возраста теоретический уровень содержания?

16. Заложены ли в содержании возможности проблемного обучения?

17. Раскрываются ли культурологические (экологические, информационные) проблемы, а также пути их решения?

18. Использованы ли межпредметные связи?

19. Оптимально ли соотношение теоретического и практического материала?

20. Достаточно ли заданий, вопросов, упражнений для прочного усвоения знаний, умений, навыков учащихся?

21. Обеспечена ли реализация контрольных функции?

22. Доступен ли язык изложения материала учащимся данной возрастной категории?

Всего баллов (средний балл)

 

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru