Старые «зеркалки» в экологической фотографии

КОПИЛКА ОПЫТА

В.Д.ИЛЬИЧЕВ

Старые «зеркалки» в экологической фотографии

«Советский» период оставил в наследство «Зениты», «Киевы», «Практики» и другие зеркальные фотоаппараты, вполне дееспособные и пригодные для использования в наши дни. Конечно, в крупных городах фотомагазины уже заполнились современными моделями, в том числе и цифровыми, однако старые «зеркалки» обладают, прежде всего, стоимостным преимуществом. Цена их на порядок ниже самых дешевых современных аналогов. Несомненным преимуществом этих старых камер является большая надежность и прочность, а также простота использования, что позволяет быстро и без труда осваивать технику фотографирования даже самым неопытным людям. Что же касается представителей старшего поколения, выросших с привычными для них «Зенитами», «Киевами» и «Практиками» в руках, научивших пользоваться ими своих детей, а теперь передающих навыки фотографирования своим внукам, то они подчас и не думают расставаться со своими любимцами. До сих пор в руках «упертых» любителей можно встретить довоенные ФЭДы и «Лейки», первые «Зоркие». Часть подобной аппаратуры стала раритетной и недоступна по цене уже по этой причине.

В известном смысле старые «зеркалки» отечественного производства выполнили и выполняют для многих жителей бывшего СССР и России ту же роль, какую в свое время выполнили У-2 и По-2 для нашей авиации. Созданные в предвоенные годы знаменитым Поликарповым прежде всего с учебными целями, эти самолеты позднее обучили летать многие «поколения» наших летчиков.

В обоих случаях сыграли свою роль общая продуманность технических решений, функциональная надежность и конструктивность, прочность материалов, высокая технологичность исполнения.

В экологических экспедициях «Зениты» появились в 1950-е гг. и до конца века верой и правдой служили экологам, став почти обязательным атрибутом исследовательского арсенала. До сих пор их используют в поездках, совершаемых в труднодоступные регионы, где отсутствуют не только ремонтные мастерские, но даже отдельные фотомеханики.

Стоимость «классических» моделей, таких как «Зенит-12», «Зенит-122», «Зенит-122В», «Киев-19» и ГДРовских «Практик» сопоставима сейчас со стоимостью недорогих «мыльниц», предназначенных сугубо для любительской съемки. Послевоенные «Зениты» длительное время выпускались с резьбовым креплением объективов М39. Из-за невозможности использовать на них отечественную оптику с креплением М42, массово выпускаемую уже для следующего поколения

«Зенитов», они пользуются меньшим спросом, и сейчас их цена в комиссионных магазинах уже опустилась до 300 руб. и ниже. Часть же более поздних камер была оборудована креплением байонет К («Зенит-122К»), а часть «Киевов» выпускалась с байонетом Н, позволяющим использовать высококачественные объективы фирмы «Никон».

Так что не будем относиться к этим аппаратам свысока, а постараемся освоить старые «зеркалки» для наших экографических целей. А цели эти касаются фотографирования следующих объектов.

Во-первых, пейзажей, главным образом городских, лесных и сельских, водных и «метеорологических» (облака, рассветы, закаты и др.).

Во-вторых, растений и животных, в том числе домашних и се-льскохозяйственных в различных жизненных ситуациях. В масштабе макросъемки с применением насадочных линз и колец, а также «фотоснайперов» на большом удалении от живых объектов.

В-третьих, взрослых и детей в портретном и бытовом «исполнении», а также в социальных сценах и в интерьерах.

Остановимся в качестве примера на некоторых наиболее популярных объектах, при съемке которых особенно часто используются старые «зеркалки».

Из пейзажей такими объектами являются в первую очередь лесные опушки. Здесь любителей прежде всего привлекает луговое разнотравье с дурманящими запахами, и хотя запахи не фиксируются на фотопленку, тем не менее разглядывание снимков заросших цветами опушек сопровождается положительными эмоциями, так как вызывает в памяти аромат произрастающих здесь цветов.

К таким цветам, наиболее часто встречающимся на лесных опушках, относятся в первую очередь тавол-
га вязолистная, иван-чай, лесная чина, клевер, шиповник, ромашки, к которым добавляются тысячелистники, валериана, жимолости, калина красная, подмаренник, борщевники, дудники, купыри, девясилы, коровяки и т.д.

Какие же условия необходимо соблюдать любителям опушечных пейзажей, чтобы фотографирование было успешным? Прежде всего, желательно избегать пасмурных дней, предпочитая редкую облачность на фоне чистого неба. Наиболее удачные снимки получаются в утренние и вечерние часы, когда солнечные лучи падают под углом к объекту, а фотограф стоит спиной к источнику света или развернувшись под некоторым углом. Хорошие кадры получаются, когда вы фотографируете опушки, заросшие ромашками с отдельными вкраплениями васильков, цикориев, герани. Ярко-фиолетовые высокие соцветия татарников и чертополохов делают снимок еще более декоративным. Ну и конечно, желательно, чтобы среди других цветов на опушке произрастали одиночно и группами пустырники, душицы, короставники, бодяки, осоты, очитки и другие растения.

Как всегда в пейзажной фотографии, большое значение имеет фон, который в отдельных случаях может быть составленным из сплошных елей или берез, тогда как в других – из высокоствольного черноольшаника.

Большое впечатление производит старый высокоствольный сосняк, называемый в народе «краснолесьем». Высокие травы вперемежку с кустарником, отдельными березами или елями, произрастающими на месте вырубок и ветровальных участков леса, позволяют делать самые выразительные кадры. Здесь всегда можно встретить заросли иван-чая, куртины низкорослой бузины, высоких злаков и других растений, в целом создающих уникальное сообщество.

У любителя, снимающего лесные пейзажи, сразу же возникает вопрос о том, как лучше размещать кадр – в горизонтальной или вертикальной плоскости. Хотя многое зависит от каждого конкретного случая, мы все же посоветовали бы при съемке высоких деревьев использовать вертикальное положение кадра, тогда как опушки с низкорослыми деревьями, вырубки и большие заросшие молодняком поляны снимать с горизонтальным расположением. При съемке лесных пейзажей, опушек и вырубок следует в наибольшей степени пользоваться одним из преимуществ старых «зеркалок» – их увеличенным видоискателем, охватывающим большое просматриваемое пространство «единым взором», в деталях просматривая снимаемое пространство и в соответствии с этим компонуя будущий снимок. Эту возможность мы относим к числу наиболее важных преимуществ, которые предоставляют нам старые «зеркалки» в экологическом фотографировании.

Если любитель задался целью сфотографировать поле, запущенный луг, обширное болото, то ему следует включать в композицию краевые участки, где произрастают отдельные деревья, кустарники, могут находиться избы и другие постройки, сохраняющиеся от старых деревень, стога сена и скирды соломы. Снимок может оживить и брошенная техника или ее фрагменты.

Существенно важным при пейзажных съемках является наличие штатива. Хотя фотоаппарат можно всегда укрепить, оперев держащую его руку на древесный ствол или столб, всё же надежнее использовать для этой цели легкий, а еще лучше средний штатив.

В комиссионках нетрудно найти отечественные штативы, сделанные полвека назад и продающиеся за полцены. Можно сделать штатив из старой лыжной палки, нарезав резьбу, или просто опереть на нее ваш фотоаппарат.

Еще один вопрос касается уровня съемки. Если вы снимаете без штатива, т.е. руки у вас достаточно крепкие, чтобы не вызывать дрожание фотоаппарата, так называемую шевелёнку, вы снимаете пейзаж с уровня глаз. При использовании штатива вам придется наклоняться и тем самым испытывать определенный дискомфорт при съемке.

Есть еще один способ обойтись без штатива. Возьмите с собой раскладной стульчик, предназначенный для рыболовов. Усевшись на него, обопритесь локтями о колени, создав вполне приемлемую опору для фотоаппарата при съемке. Эти нехитрые приемы помогут избавиться от «шевелёнки», которая может ухудшить снимок или даже его испортить.

Использование складного стульчика в качестве опоры выручит вас при фотографировании цветов, как лесных и полевых, так и садовых. Съемка их нередко затрудняется тем, что цветы начинают кача-
ться под действием даже небольшого ветерка. Тем более затруднительно снимать цветы в сильный ветер.

Среди городских сюжетов особое место занимает фотографирование цветущих клумб. В среднерусских городах, начиная с весны, городские клумбы постоянно обновляются, так что в течение весны, лета и осени любителям последовательно предоставляется возможность фотографировать один и тот же цветочный объект, включающий то анютины глазки, то петунии, бегонии и т.д. В городских скверах весной и летом цветут кустарники, которые выглядят очень декоративно и вполне пригодны в качестве сюжета для съемки. Среди них наибольший интерес вызывает жимолость, жасмин (чубушник), сирень, различные разновидности таволог с розовыми цветами и т.д.

В городских парках легко создавать фотосъемочные композиции, пользуясь все тем в же преимуществом старых «зеркалок» – большим видоискателем, позволяющим снимать участки парка на фоне жилых кварталов и соседних с парком зданий.

К пейзажной фотографии отно-сят так же фотографирование облаков и различных водоемов со стоячей и текучей водой, в том числе небольших. Во всех этих случаях «метеорологический» компонент тесно соприкасается с экологическим. Например, фотографируя облака, полезно включать в композицию верхушки деревьев, крыш, деревенских домов. Рассветы и закаты особенно хорошо смотрятся в сочетании с затененными контурами построек.

Точно также фотография водоема будет выглядеть особенно декоративно в окаймлении прибрежных ивняков, зарослей тростника или рогоза с коричневыми «шишками». Иногда на открытой воде хорошо выглядят лодки или парусники, а в парке – водные велосипеды и изогнутые мостики. В этом случае желательно запечатлеть и водоплавающих птиц, например лебедей или крякв.

Все эти дополнения хорошо «поддаются» старым «зеркалкам» и дают в сочетании интересные кадры.

До сих пор мы говорили только о фотографировании летних пейзажей, с их обилием листвы и красочных фрагментов.

Зимние, весенние и осенние пейзажи также хорошо «поддаются» старым «зеркалкам», особенно если используется черно-белая пленка. Но здесь имеется своя специфика, о которой мы поговорим в следующий раз. Пока же упомяну моего знакомого фотографа-пейзажиста, который вот уже 40 лет предпочитает снимать зимние и весенне-осенние пейзажи исключительно старыми «Зенитами», избегая использовать современную технику, тем более цифровую. Именно с помощью «Зенитов» он добился выдающихся достижений!

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru