Парниковый эффект

Я ИДУ НА УРОК

Н.Н. ПРУС,
учитель экологии школы № 127,
г. Красноярск

Парниковый эффект

Урок экологии

Оборудование: бланки «Отчет по практической работе «Углекислый газ» (для каждого ученика); на доске рисунок с изображением различных психических состояний человека; таблички: «Лаборатория комнатных растений», «Лаборатория проблем человека», «Лаборатория экологии» и «Вычислительный центр»; инструкция «Для юных экологов»; памятка «Действия, улучшающие экологическую ситуацию в классе»; опросные листы для каждой группы.

I. Организационный момент

В начале занятия я предлагаю детям определить психическое состояние людей, изображенных на рисунке, и соотнести эти определения со своим настроением.

1. Веселое.
2. Хмурое.
3. Грустное.
4. Спокойное.
5. Удивленное.

Затем прошу проставить соответствующие настроению цифры в верхнем левом углу бланка «Отчета по практической работе «Углекислый газ». Итоговые цифры количества детей с определенным настроением проставляем под соответствующим рисунком на доске. Если на уроке присутствуют гости, можно и им предложить включиться в игру.

II. Изучение нового материала

Учитель. Вот и состоялось наше знакомство. Я рад, что у вас хорошее настроение.
А сейчас я предлагаю вам рассмотреть следующую картинку (надписи «Углекислый газ» и «Кислород» прикрыты). Что вы можете о ней рассказать? (На данном этапе учителю важно определить уровень наблюдательности учащихся, чтобы подобрать соответствующие упражнения, которые помогут им более полно описать увиденное.)

Возможные варианты ответов школьников:

– перечисление увиденных объектов, их цвет, размер, приводятся примеры из жизненной практики (низкий уровень);

– связный рассказ о том, что живые организмы выдыхают углекислый газ, а растения способны выделять при фотосинтезе кислород (средний уровень);

– используют понятие наземно-воздушной среды обитания, показывают взаимосвязь организмов и окружающей среды, говорят об экосистеме (высокий уровень).

Вот одно из возможных описаний. «Художник изобразил экосистему, в которой растения луга, животное и человек взаимодействуют между собой и с неживой природой: воздухом (дышат), почвой (механическое воздействие). Действие происходит летним днем (свет), человек легко одет, все чувствуют себя комфортно (температура).
Мы знаем, что при питании из воды и минеральных солей в листьях растений на свету образуется глюкоза, а из нее – крахмал, и выделяется кислород. Количество кислорода, выделяемое растениями в дневное время, намного больше того количества, которое идет на процесс дыхания. Дышат, поглощая кислород и выделяя углекислый газ, все – люди, животные, растения. Еще на этой картине человек и животное не наносят ущерба природе».

В менее подготовленном классе учителю следует предложить ученикам ряд взаимосвязанных наводящих вопросов. После проведенной беседы предлагаю следующую ситуацию.

Учитель. Представьте себе большую зеленую лужайку, на которой играют кошка и собака. Я тоже представил эту картину, и так она мне понравилась, что я решил ее сохранить и, как начинающий волшебник, накрыл ее громадным стеклянным колпаком. Правильно ли я поступил?

Возможны три ситуации.

1. Дети равнодушны к происходящему. Учитель должен установить, на каком уровне (учитель–ученик–родитель) идет воспитательная недоработка.
2. Дети не согласны с действиями учителя.
3. Дети согласны с действиями учителя.

Определяю, сколько детей попало в каждую группу. Если количество детей в группах сравнимо, то дальше урок идет в форме диалога между представителями групп, каждая из которых доказывает правильность своей точки зрения. Но, конечно, чаще всего большая часть детей – противники действия учителя.

Дети. Вы совершили неправильный поступок.

Учитель. Приводите свои доводы. Я же волшебник-недоучка, и ваши замечания мне очень нужны. Так что же я сделал неправильно и как можно исправить ситуацию?

Дети. Животные задохнутся от недостатка кислорода!

Учитель. А колпак будет большой.

Дети. Даже в этом случае животным будет некомфортно!

Учитель. А с чем это связано? Почему некомфортно?

Дети. Кислорода будет становиться меньше, а углекислого газа больше. Под колпаком станет душно.

Учитель. Правильно ли я вас понял, что температура воздуха под колпаком станет выше, чем снаружи? Кто попытается высказать предположение?

Вариант обсуждения

Солнечный свет, падая на землю, нагревает ее. Происходит переход световой энергии в тепловую. Земля отдает тепло воздуху. А так как воздух под колпаком не обновляется и не рассеивается, то через некоторое время температура под ним будет намного выше наружней температуры. То же самое происходит и в парнике, поэтому явление получило название «парниковый эффект».

Учитель. А возможен ли парниковый эффект в открытом пространстве? Что в атмосфере играет роль стекла? (Азот, кислород, углекислый газ...). Давайте выясним механизм этого явления в природе. Кто выскажет свою гипотезу?

Первый вариант обсуждения

Общий спектр солнечного света включает ультрафиолетовую область (от ультрафиолета мы загораем), видимый свет (только он воспринимается нашим глазом) и инфракрасную область (тепловую). Газы, из которых состоит воздух, задерживают отраженные от поверхности Земли инфракрасные лучи, почва и воздух под их воздействием перегреваются. Возникает парниковый эффект. Способность такого задержания у газов разная. Наибольшая – у углекислого газа.

Учитель. Парниковый эффект – это плохо или хорошо?

Дети. Хорошо.

Учитель. Почему?

Дети. Тепло, необходимое для поддержания жизни, задерживается у поверхности Земли.

Учитель. А в чем плохая сторона явления?

Дети. Оно может привести к сильному перегреву земной поверхности и невозможности жизни на Земле. Пример – планета Венера. Из-за парникового эффекта температура там повышается до 523 °С.

Учитель. Тогда в чем задача людей?

Дети. Сделать так, чтобы парниковый эффект был бы только положительным.

Учитель. Тогда чем мне управлять в составе воздуха?

Дети. Углекислым газом.

Второй вариант обсуждения

Атмосфера нашей планеты состоит из кислорода, азота, углекислого газа и инертных газов. Эти компоненты образуют его постоянный состав. Кроме того, в воздухе присутствуют вода, пыль, газопылевые отходы промышленных предприятий, оксиды азота как результат грозовых явлений природы, газообразные вещества бытового и транспортного происхождения. Эти включения образуют его переменный состав (см. схему).

Схема. Состав воздуха

Схема. Состав воздуха

Учитель. А какое отношение к проблеме парникового эффекта имеет эта информация? Какие из приведенных составляющих воздуха вносят самый большой вклад в формирование парникового эффекта? (Идет поиск ответа на поставленный вопрос. Высказывания учащихся фиксируются на доске.)

Вот некоторые из ответов.

– Большой вклад в парниковый эффект вносит вода. В жидком состоянии в океанах, морях, реках она поглощает углекислый газ. А в атмосфере капли воды отражают солнечное излучение, не допуская нагрева поверхности Земли. Это плюс. Но есть и минус. Вследствие потепления все больше воды будет переходить в газообразное состояние. Она будет экранировать тепло, идущее от поверхности Земли, и таким образом увеличивать долевой вклад в парниковый эффект. Результат – еще большее потепление.

– Глобальное похолодание может вызвать большое количество пыли. Прогнозировать ее роль в глобальном потеплении еще труднее, чем для воды.

– Оксиды азота существенно усиливают парниковый эффект.

– Метан – второй газ, после углекислого, вносящий весомый вклад в глобальное потепление. Он образуется в результате жизнедеятельности различных организмов. Например, корова выделяет при отрыжке 500 л метана в день. В рисовых чеках, где в почве нет кислорода из-за того, что она покрыта водой, развиваются бактерии, выделяющие метан. Очень много метана выделяют бактерии болот.
Таким образом, управлять парниковым эффектом сложно, но попытаться его уменьшить – возможно.

Учитель. Мы рассмотрели явление парникового эффекта в глобальном масштабе. Но глобальное состоит из множества локальных. Давайте попробуем оценить, как воздействует на глобальное потепление наша классная комната. Проведем деловую игру. Класс делится на четыре группы-лаборатории: комнатных растений, проблем человека, экологии и вычислительный центр. Задания группам даются в соответствии с номерами пунктов «Отчета по практической работе «Углекислый газ». Лаборатория комнатных растений – 1–9; вычислительный центр – 10; лаборатория проблем человека – 11–13; лаборатория экологии – 14–16. Каждая из групп заполняет свою часть таблицы, а затем идет обобщенное заполнение. При выполнении практической работы учащиеся пользуются палеткой, изготовленной на пленке размером 10ґ10 см. Юным экологам выдается инструкция и памятка «Действия, улучшающие экологическую ситуацию в классе». Итог работы – оценка ситуации в классе с точки зрения парникового эффекта. О чем следует заботиться? В качестве домашнего задания можно предложить учащимся составить рассказ «Мой личный вклад в снижение парникового эффекта».

Для обсуждения в группах можно предложить следующие проблемные ситуации.

Ситуация 1. Вы находитесь в ванной комнате. Решаете для себя проблему, что лучше принять – душ или ванну? Что предпочтете и почему?

Ситуация 2. Каждый раз вы покупаете в магазине фрукты в упаковке. Упаковки и остатки фруктов в конечном счете уйдут в мусор. Есть ли связь между этими действиями и проблемой теплового эффекта на Земле? (Углекислый газ и метан будут выделяться на мусорных свалках при разложении мусора бактериями.)

Ситуация 3. Вы хотите отправиться в путешествие. Какой вид транспорта вы выберете: велосипед, автомобиль, самолет? Какой из них самый экологически чистый?

III. Подведение итогов

Наконец подводим итоги работы, отвечая на вопрос: «Почему потепление климата Земли может оказаться катастрофическим?» У каждой группы на опросном листе есть формулировка вопроса и ответы на него. Необходимо отметить утверждения, с которыми члены группы согласны.

Потепление климата Земли может вызвать:

1. Таяние полярных льдов и горных ледников.
2. Подъем уровня океана на 1,5 м и опасность для многих стран оказаться под водой.
3. Изменение количества и распределения осадков на поверхности Земли и поэтому возникновение новых пустынь.

Завершается урок повторной оценкой своего психического состояния по предложенным картинкам. При этом:

1) настроение учащихся может не измениться; значит используемая технология и межличностные отношения учитель–ученик и ученик–ученик не вызвали отрицательных эмоций и дети смогут успешно вписаться в учебный режим других уроков;

2) настроение может измениться: видимо ученики осознали, что многое делали неправильно.

Отчет по практической работе «Углекислый газ»

Цель: представить себе последствия парникового эффекта в условиях окружающей нас среды.

Исходные данные: на свету каждый дм2 листа зеленого растения в час поглощает приблизительно 15 мг углекислого газа.

1. Определение площади листа растения в см2:
а) количество полных клеток по палетке
б) количество неполных клеток по палетке из них получилось полных клеток
в) площадь листа растения в см2

 

2. Какова площадь листа в дм2?

 

3. Сколько листочков находится на растении?

 

4. Оцените, какую площадь занимает крона растения.

 

5. Вычислите, сколько (мг) углекислого газа поглощает это растение за час.

 

6. Сколько часов длится световой день сегодня?

 

7. Сколько мг углекислого газа поглощает это растение за день?

 

8. Можете перевести в г или кг (какая единица удобнее).

 

9. Сколько растений находится вокруг вас?

 

10. Обменяйтесь результатами вычислений между группами.
Найдите суммарную массу углекислого газа, который может поглотиться растениями классной комнаты.

 

11. Сколько учащихся в вашем классе?

 

12. Сколько часов в день вы проводите в кабинете?

 

13. Вычислите, сколько граммов углекислого газа выделяется учащимися за весь день, если за 1 час один ученик выдыхает 25 г углекислого газа.

 

14. Сравните результаты п. 10 и п. 13.

 

15. Какой сделаете вывод?

16. Какие меры предложите для решения возникающей проблемы?

Инструкция «Для юных экологов»

1. Как заполнить в отчете п. 14?

Образец:

углекислый газ,
поглощенный растениями

углекислый гз,
выдыхемый учащимися

                4540 мг              <              320 г
                4540 мг              =             4540 мг

2. Как заполнить п. 15?

Образец. Не весь выдыхаемый (или весь выдыхаемый) углекислый газ поглощается комнатными растениями.

3. Ответ на п. 16.

Выберите из памятки «Действия, улучшающие экологическую ситуацию в классе»

4. Один из группы знакомит класс с выводами

Получив информацию из «Вычислительного центра» и «Лаборатории проблем человека», мы пришли к выводу, что ________ (из п. 15 взять вывод). И предлагаем следующие меры для решения экологической проблемы в классе:

1.

3.

2.

4.

Памятка. «Действия, улучшающие экологическую ситуацию в классе»

Что необходимо изменить,
чтобы не возник парниковый
эффект в классной комнате?

1. Чаще проветривать классную комнату.
2. Рассчитать необходимое количество комнатных растений.
3. Больше читать детективы.
4. Не приносить фрукты и газированные напитки в класс.
5. Не допускать действий, связанных с горением.
6. Ничего не менять.

 

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru