БИОЛОГИЯ МАЛЫШАМ

Л.А. ЛАУБАХ,
МОУ Федоровская СОШ № 2,
Ханты-Мансийский автономный округ

Продолжение. Начало см. № 3/2006

Уроки экологии во 2-м классе

Из опыта работы

Урок 3. Периоды весны

Цель: формировать понимание того, что весной постепенно удлиняется день и приходит тепло.

Оборудование: календарь природы, схемы 1, 2.

Новое понятие: сулит – обещает.

Схема 1. Экологические связи

Схема 1. Экологические связи

Схема 2. Весна – время возвращения перелетных птиц

Схема 2. Весна – время возвращения перелетных птиц

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

Дети рассказывают о весенних приметах и сравнивают с ними свои наблюдения.

II. Изучение нового материала

Учитель. Весной постепенно удлиняется день, и тепло приходит тоже постепенно. Вся весна делится на периоды: ранняя, средняя и поздняя весна. В каждый период происходят определенные явления в мире растений, животных и в мире неживой природы. Ранняя весна холодная, а позднюю уже не отличишь от лета. Ранней весной еще малозаметны изменения в жизни растений и поведении животных. Давайте с вами заполним в рабочей тетради таблицу «Периоды весны», отметив повышение температуры воздуха, удлинение светового дня и т.д.

Давайте еще поговорим о периодах весны.

Дни всё прибывают. И вот наступило 21 марта – день весеннего равноденствия, когда день равен ночи. Это астрономическое начало весны.

О ранней весне в народе говорили:

  • Март – «подзимье», сшибает рог зиме.

  • Февраль силен метелью, а март – капелью.

  • В марте и курица из лужицы напьется.

  • С марта – пролетье, весна начинается.

  • Март морозом на нос садится.

  • Март корове рога обморозил.

  • В марте и сзади и спереди зима.

  • Март не верен: то плачет, то смеется (пасмурные дни в марте сменяются ясными).

  • Раненько март веснянку затягивает – ненадежное тепло.

Средняя весна. Апрель – цветень. Отмыкает ключи и воды, в апреле весна не обманная. Снег от земли, лед от воды отстают в апреле.

В народе говорят:

  • По гладкому снегу идут недороды, а по взбитому, колкому – урожай.

  • Апрель с водой, май с травой.

С жадностью пьют талую воду домашние животные: поросята, куры, гуси. Дикие животные – птицы, звери – тоже спешат к первым ручьям, лужам, пьют воду и даже купаются. Талая вода и для них обладает целебной силой. Оленеводы Севера заметили, что олени, пьющие талую воду – снежницу, быстрее поправляются, молодняк лучше развивается. Такие же свойства и у воды после грозового ливня.
Поздняя весна. Изменяется наряд земли. Вода поднялась и сбросила с себя ледяной гнет. Напоенная вешней водой, теплыми дождями земля надевает зеленое платье с нежными подснежниками. А лес еще стоит голый – ждет своей очереди, когда им займется весна. Но уже началось тайное движение сока в деревьях, наливаются почки, расцветают цветы на земле и на ветвях.
Май – пой, да гуляй! Вот когда весна принялась всерьез одевать лес. Вот когда в лесу начался веселый месяц – месяц песен и плясок.
Зорька вечерняя утренней зорьке руки подает – у нас, на Севере, начинаются белые ночи. Отвоевав землю и воду, жизнь весной поднимается во весь рост.
Отчего наш месяц май прозывают «месяц Ай!»? Оттого, что он и тепел, и холоден. Днем солнышко, а ночью бывает – ай какой морозец! Бывает май – под кустиком рай, а то май – коню сена дай, а сам на печь полезай.

III. Проверка усвоения знаний (беседа)

  • Какова погода ранней, средней и поздней весной?

  • Что происходит со снежным покровом в эти периоды весны?

  • Как меняется поведение животных?

  • Какие растения пробуждаются первыми?

  • Почему весна приходит постепенно, а не вдруг?

IV. Домашнее задание

  • В какой день (по календарю) начинается весна? (21 марта.)

  • Какой снег быстрее тает – чистый или грязный? (Грязный, потому что он темный. Темные цвета поглощают больше солнечных лучей.)

  • Почему весной не бьют пушных зверей? (Весной пушные звери линяют, теряют густой и теплый подшерсток – это обесценивает мех. Кроме того, весной у зверей появляются детеныши.)

  • Какие два дня в году солнце бывает на небе ровно половину суток? (21 марта – день весеннего равноденствия; 22 сентября – день осеннего равноденствия.)

Фрагмент «Рабочей тетради»

УРОК 3. ПЕРИОДЫ ВЕСНЫ

1. Весна застала Зиму врасплох, и Зиме пришлось удирать, побросав все свои пышные, сверкающие богатства: сугробы, катки, снежных баб. Но весну это вовсе не обрадовало – ей ни к чему чужие сокровища. Да к тому же, они прямо на глазах таяли! (В.Хмельницкий.)
Объясни, как ты понял этот рассказ.
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

2. Заполни таблицу «Периоды весны»

Период весны

Явления в живой и неживой природе

Дата

Ранняя весна:
с 21 марта по 20 апреля – «весна ручьев»

1. Снег начал таять.
2. Температура ..........
3. Солнце ...............
4. ...............................

... марта

Средняя весна:
с 21 апреля по 20 мая – «зелена весна»

1. Начало сокодвижения.
2. На березах появились зеленые листья.
3. Солнце ...................
4. Температура ...........

...апреля

Поздняя весна:
с 21 мая по 20 июня –
«предлетье»

1. Зацвела черемуха.
2. Гнездование.
3. Солнце ..................
4. ...........................

... мая

3. Запиши три дела, которые выполняет весна.
______________________________________________________________________________________

4. «Весна – полная победа Солнца, его света и тепла, над стужей и мраком зимы».
Объясни, как ты это понимаешь.
______________________________________________________________________________________

5. Рассмотри схему 1 на доске и перенеси ее в «Рабочую тетрадь», сделай анализ.

6. Весна – время возвращения перелетных птиц.
Рассмотри схему 2 на доске и перенеси ее в «Рабочую тетрадь», сделай анализ.

 

Фрагмент «Рабочей тетради»

УРОК 4. РАСТЕНИЯ ВЕСНОЙ

1. Как весенняя погода влияет на растения?
______________________________________________________________________________________

2. Выбери и подчеркни явления, характерные для растений. Объясни их.
На деревьях нет листьев. Распустились почки. Ледоход. Цветут цветы. Опадают листья. Ярче светит солнце. Появились насекомые. Листопад. Тает снег. Появились почки на деревьях.
______________________________________________________________________________________

3. Объясни связь.
ПЕРВОЦВЕТЫ ––> шмели, бабочки.
Какие травы, однолетние или многолетние, пробуждаются первыми?
______________________________________________________________________________________

4. В какой период весны начинают распускаться почки?
Объясни выражение: «Весной заканчивается зимний покой у растений».
______________________________________________________________________________________

5. Почему березу и иву называют раннецветущими? Расскажи, как они цветут.
______________________________________________________________________________________

6. Как провели зиму анютины глазки, пастушья сумка, ярутка, мокрица, ромашка?
______________________________________________________________________________________

7. Экологический проект «Не проходите мимо!»
В объектив попадает то, что люди часто не замечают: мусорные свалки, обломанные деревья, заброшенные дворы, загрязненные водоемы и т.п. Возьми фотоаппарат и сфотографируй все эти негативные объекты. Подумай, что можно сделать, чтобы исправить увиденное.

8. Дупло – дом для лесных животных. При санитарной рубке леса вырубили все дуплистые деревья, и лес стал чахнуть, потому что:
А – в дуплах живут дятлы, которые лечат деревья, защищая их от короедов;
Б – в дуплах живут белки, которые распространяют семена елей и споры грибов, в результате в лесах появляется молодой подрост;
В – в дуплах живут совы, они уничтожают мышей, которые поедают семена деревьев, леса стареют и гибнут;
Г – в дуплах живут поползни и другие птицы, которые защищают лес от насекомых-вредителей.
Какой ответ, по-твоему, не совсем точно объясняет причины ухудшения качества леса? Обведи кружком буквы, под которыми стоят неправильные ответы.

9. Буквенная головоломка.
В клетках прямоугольника написана пословица народов ханты. Прочесть ее можно по ломаной линии, причем эта линия не должна пересекаться, заходить в какой-либо квадрат дважды и прерываться.

Ж

И

Д

К

А

Я

Н

З

А

Л

О

М

Ь

Н

Е

С

Р

О

З

А

Н

К

Ш

Е

М

Л

Е

А

(Ответ. Жизнь на земле – не сладкая морошка.)

Урок 4. Растения весной

Цель: установить связи между цветением растений и погодой в разные периоды весны.

Новые понятия: раннецветущие растения.

Оборудование: рисунки первоцветов, березы, ивы, орешника и т.д.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

Ребята отвечают на вопросы, заданные на дом.

II. Изучение нового материала

Беседа по вопросам.

  • Почему подснежники зацветают ранней весной?

После зимнего покоя самыми первыми пробуждаются многолетние травы. Стоит солнышку только пригреть где-нибудь на проталинке землю, как тут же появляются побеги и даже цветки нетерпеливой травки. Такие растения называют первоцветами, или подснежниками. Для зацветания подснежникам нужно совсем немного тепла.

  • Почему ранней весной появляются шмели и бабочки? Какая связь существует между ними и подснежниками?

Цветки подснежников первыми кормят шмелей, пчел и других ранних весенних насекомых. Питаясь сладким соком (нектаром), шмели опыляют подснежники. Вот так в природе все взаимосвязано: проталины – почва – первоцветы – шмели.

  • В какой период весны начинают распускаться почки на деревьях?

В среднюю весну начинают распускаться почки у многих деревьев и трав. В это время появляются всходы семян трав.

Отмечаем в календаре начало цветения растений ранней весной.

Мать-и-мачеха зацветает 9 апреля.
Медуница – 24 апреля.
Ветреница – 29 апреля.
Кандык – 3 мая.

Вывод: весной конец зимнего покоя у растений.

Учитель (дополняет). Растения, которые цветут до распускания листьев, называют раннецветущими. Пыльцу цветущих берез, ив разносит ветер, и листья не мешают пыльце разлетаться на большие расстояния. На голых прутиках орешника тоже распустились первые цветки. Гибкие серые хвостики свешиваются с прутиков, их называют сережками. Правда на сережки они не очень-то похожи. Качнешь такой хвостик – из него вылетит облачко пыльцы. На тех же веточках орешника есть и другие цветки. Они сидят парочками или по три, их можно принять за почки, только из верхушки каждой «почки» высунулось по паре ярко-розовых ниточек – язычков. Это рыльца, они ловят пыльцу, летящую по ветру. Отцветет орешник, отвалятся сережки, засохнут розовые ниточки странных цветов-почек. Но каждый такой цветок превратится в орех.
Много есть цветущих растений. Анютины глазки, пастушья сумка, ярутка, мокрица, ромашка – весенние ли они цветы?
Они от зимы не прятались, встретили ее отважно – в полном цвету. Зима их укутала своим белым снежным одеялом. И как только над ними вместо снежного покрова вновь показалось голубое небо, они очнулись. И те самые бутоны, которые мы видели на стеблях осенью, глядят на нас сейчас из травы цветочками.
Под деревьями и кустами, невысоко над землею, уже давно светятся желтые звездочки гусиного лука. Они появились, когда деревья были еще голые, и яркие лучи солнца свободно достигали земли. Рядом с луком расцвела хохлатка. Их дом – в подземном мире. На земле они только гости. Рассеяв семена, они бесследно исчезнут. Все лето, осень и зиму в земле будут покоиться маленькая луковица и круглый клубенек.
На болоте тоже растаял снег, между кочками выступила вода. А под кочками белеют серебристые кисточки, качаясь на гладких зеленых стебельках. Сорвешь такую кисточку, раздвинешь пушок, а там между белыми шелковистыми волосками виднеются желтые тычинки и тонкие ниточки-рыльца. Так цветет пушица, а волоски у цветков для тепла – ведь ночи еще так холодны.
Пригрело солнышко, освободились от снега пригорки, и вдруг появился волшебной красоты цветок. Это сон-трава, или прострел. Растение ядовито, люди и животные пожевав корень, впадают в глубокий сон. Сон-травы становится все меньше, растение находится под угрозой исчезновения. Сбор этого вида строго запрещен.

Вывод: весна – очень важное время для всех растений. Все они пробудились от зимнего покоя, спешат расти.

Отмечаем в календаре начало цветения растений средней и поздней весной.

Чина весенняя (сочевичник) – 22 мая.
Купальница (огонек) – 23 мая.
Черемуха – 25 мая.
Верба – 3 мая.
Фиалка – 7 мая.
Лютик однолиственный – 11 мая.

Работа с загадками, записанными на доске

  • Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунет ветерок – остался стебелек. (Одуванчик.)

  • Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)

  • Белый лепесток, посредине – желток. (Ромашка.)

  • Там на грядке яркий шарик днем зажегся, как фонарик. (Тюльпан.)

  • Стоит дерево цветом зелено, в этом дереве четыре угодья: первое – больным на здоровье, другое – от теми свет, третье – дряхлых, вялых пеленать, а четвертое – людям колодец. Что это за четыре угодья? (Эта загадка о березе. Дерево угождает людям, то есть необходимо им, во-первых, как банный веник; во-вторых, как лучина для освещения изб; в-третьих, как береста для разных изделий; в-четвертых, как березовый сок.)

Вопросы почемучкам

  • Где встречается мать-и-мачеха?

  • Почему у этого цветка такое странное название?

Задача

Ученые предупреждали, что нельзя бездумно вырубать леса вдоль рек и вокруг водоемов. Запретная зона должна составлять от 4 до 20 км. Но, к сожалению, многие леса вдоль рек вырубили.

  • Почему при вырубке лесов мелеют реки, медленно умирают водоемы?

IV. Домашнее задание

1. Узнай, какие названия рек, озер, населенных пунктов похожие на названия растений, есть в нашей местности.

2. Посади лук, ухаживай за ним, наблюдения запиши в дневник.

Урок 5. Культурные растения

Цель: дать первое представление о сортах культурных растений; установить экологические связи между культурными растениями и погодой весной.

Оборудование: живые фрукты, муляжи овощей, изображения декоративных растений, семена растений.

Новые понятия: декоративные растения, цветоводство, плодоводство.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

Дети рассказывают о том, как растет лук, на сколько сантиметров выросли зеленые «перышки», делают зарисовки, указывают факторы, влияющие на рост. Рассказывают, какие нашли названия населенных пунктов, водоемов, связанные с названиями растений.

II. Изучение нового материала

Плодовые культуры

Ученики рассматривают и называют фрукты. Объясняют, что «фрукты» – это общее название. Находят общий признак – сочные плоды растений. Растения, сочные плоды которых (фрукты) мы едим, называются плодовыми культурами. (Дети приводят примеры плодовых культур.)

Плоды (фрукты) не только очень вкусные, но и полезные, содержат много питательных веществ и витаминов, необходимых для сохранения здоровья.

Дети сравнивают по рисункам плоды диких и культурных растений груши, яблони (у диких – плод мелкий).

Учитель. Плодовые культуры произошли от диких в результате многолетнего труда (селекции).

Выращиванием плодовых культур занимается плодоводство – отрасль растениеводства в сельском хозяйстве. Люди ухаживают за плодовыми растениями: обрезают весной ненужные, сухие ветки, обрабатывают ядохимикатами, чтобы плоды не ели гусеницы. Весной очень красиво в саду, особенно сильный аромат стоит в воздухе рано утром.

Овощные культуры

Учащиеся называют растения (овощи), которые им демонстрирует учитель, объединяют их одним понятием – овощи. (Материал 1-го класса.)

Овощ – это, как правило, сочная часть травянистого растения, которую мы употребляем в пищу. Все растение целиком следует называть овощной культурой.

Почему растения называются однолетними и многолетними? Однолетние – укроп, редис, фасоль и др. – в первый же год дают семена и после цветения отмирают.

Двулетние – свекла, кочанная капуста – семена дают только на 2-й год, а в первый год используются как овощ.

Многолетние – ревень, щавель, некоторые луки – семена дают каждый год, но после этого не отмирают, а продолжают расти.

Выращиванием овощных культур занимается специальная отрасль сельского хозяйства – овощеводство. Культурные овощные растения произошли от диких. Целенаправленная работа человека изменила их внешний вид и вкусовые качества. Овощи очень полезны, содержат различные соли, питательные вещества. Они не только сохраняют наше здоровье, но часто и лечат. Чеснок, лук, хрен убивают возбудителей болезни.

Практическая работа

У каждого ученика 3–4 вида семян (горох, фасоль, свекла, календула).

Задание.

1. В одну сторону отложить семена гладкие, в другую шершавые.
2. Найти среди гладких семян круглые (горох). Какого они цвета?
3. Найти среди гладких семян удлиненные (фасоль). Какого они цвета?
4. Среди шершавых семян найти круглые (свекла). Какого цвета ее семена?
5. Среди шершавых найти семена, изогнутые, как месяц или буква «С» (календула, или ноготки). Почему это растение называется ноготками? На что похожи семена?

Учитель. Семя – это орган растения, ему для прорастания нужны свет, тепло, вода, воздух. Чтобы семена быстрее взошли, им нужна вода, их надо замочить. Но семенам нужен и воздух, поэтому их замачивают на блюдечке, укладывая на влажную тряпочку. Семенам нужно тепло, их ставят в теплое место. Учитель показывает, как надо замочить семена гороха и как посадить их в землю.

Декоративные растения

Рассмотреть изображения цветов. Найти растения с красивыми листьями, цветками, плодами – их называют декоративными. Выращиванием таких растений тоже занимается специальная отрасль сельского хозяйства – цветоводство.

Внимательно рассмотрите семена декоративных растений. Сравните их с семенами плодовых культур, найдите отличия.

Среди декоративных растений есть и лекарственные: календула (ноготки), сирень и много других.

Викторина

За каждый правильный ответ – 1 балл. Кто больше наберет баллов?

Репа, да не та:
И телом не желта,
И корень с горшок,
И ботвы мешок! (Брюква.)

Плод был все лето
Зеленого цвета,
А осенней порой
Стал с белой кожурой! (Кабачок.)

Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)

Есть красавица одна
И румяна и стройна,
Хоть в землянке век живет,
А большой от всех почет.
Кто проходит близко
Кланяется низко. (Морковь.)

Назовите овощное растение, у которого в пищу употребляют черенок листа. (Ревень.)

Ох, и зол, хоть и мал,
В солнце стрелки выпускал.
Мы сломаем стрелки –
Сделаем свистелки. (Лук.)

IV. Домашнее задание

Задача

Наступила весна. Вернулись из дальних стран старые знакомые – грачи Маша и Кеша. Маша увидела большое красивое дерево с широкими удобными ветками. «Вот здесь и будет наша уютная квартира!» – сказала она. Пока Кеша летал в поисках стройматериала для гнезда, ветер изменился. И дым от возвышающейся неподалеку заводской трубы повернул в сторону дерева. Загрустила Маша…

Продолжите рассказ, ответьте на следующие вопросы. Почему загрустила Маша? Что может произойти с этой местностью из-за халатного отношения людей к природе? Можно ли считать символом величия человека дымящие трубы?

Фрагмент «Рабочей тетради»

УРОК 5. КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ

1. Заполни и объясни схему.

2. Какие ты знаешь дикорастущие растения?
Почему они так называются? Где их можно встретить?
______________________________________________________________________________________

3. Исправь допущенные ошибки.
К культурным растениям не относятся: ландыш, вишня, крапива, абрикос, ива, морковь, камыш, огурец, рожь, кувшинка, шиповник, ель, акация, груша.
______________________________________________________________________________________

К дикорастущим растениям не относятся: подснежник, калина, дуб, одуванчик, репейник, клен, пшеница, береза, земляника, сосна, василек, лотос, репа.
______________________________________________________________________________________

4. Нарисуй понравившееся растение. Определи, к какой группе оно относится: дикорастущие или культурные деревья, кустарники или травы, лиственные или хвойные?












5. Расскажи, как приспособились растения к погодным условиям, меняющимся в течение весны.
______________________________________________________________________________________

6. Рубрика «Подумай».
«Воробей, ты мужик умный, среди людей крутишься, не слыхал ли, что они про зайца-русака говорят: хищный он зверь или нет?» А ты как думаешь?
______________________________________________________________________________________

7. Экологический проект «Именная книга».
Составь своеобразную копилку имен, которыми люди называют кошек, собак, хомячков, попугайчиков, коров, поросят, лошадей, кроликов. В книгу запиши не только «основное» имя, но и производные от него, какие используют люди в обращении к своим любимцам. Свою копилку объедини с копилками друзей, получится книга. Придумай приз для того, кто собрал больше имен.
______________________________________________________________________________________

8. Телеграмма из леса.
«Мы – первая зелень, и за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам!
Ваши верные друзья: Ива, Черемуха, Лесная сирень.

(По В.Бианки).

Какой ответ ты пошлешь на эту телеграмму?
______________________________________________________________________________________

А может быть, ты окажешь помощь деревьям леса? Какую?
______________________________________________________________________________________

 

Урок 6. Животные весной

Цель: формировать представление об изменениях в жизни животных с наступлением весны.

Оборудование: иллюстрации животных, карта природных зон, образцы домиков для птиц.

Новые понятия: зубрить – есть траву; фильтр – приспособление для очистки воды, воздуха.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

Дети читают свои продолжения рассказа, заданного на дом. Отвечают, что вся растительность может погибнуть от заводского дыма. Воздух будет загрязнен, тяжело будет дышать людям, они будут болеть. Нужно установить фильтр для того, чтобы обезвредить выбросы в воздух.

II. Изучение нового материала

Учитель. С окончанием морозов начинается новая жизнь и у животных. Появились насекомые – значит пора прилетать насекомоядным птицам. Первыми прилетают грачи, скворцы, галки.

У различных животных весна начинается в разное время.

Март – месяц прилета птиц. Открывают весну грачи. На всех проталинах появились их стаи. Зиму грачи провели на юге нашей страны. Они очень спешили к нам, на Север, – к себе на родину. Прилетела птичка-ледоломка – белая трясогузка. В лесу запели чижи, синицы и корольки. Скоро прилетят скворцы, жаворонки.

Самка ворона первой из всех птиц снесла яйцо. Ее гнездо на высокой ели, густо засыпанной снегом. Чтобы яйцо не застыло и птенчик в нем не замерз, ворониха не оставляет гнезда. Пищу ей приносит ворон.

У лосей и косуль отрастают новые рога. В поле еще снег, а у зайчих родились зайчата. Они родятся зрячими, в теплых шубках, сразу умеют бегать. Наевшись досыта материнского молока, они разбегаются и прячутся под кустами. Лежат смирненько, не балуются (работает инстинкт самосохранения), а мать убежала. Любая чужая зайчиха, пробегая мимо, накормит зайчат. Молоко у зайчихи густое, жирное, так что зайчата будут сыты несколько дней. На 8–9-й день начнут травку зубрить (есть).

Зимние гости – маленькие белые птицы, похожие на овсянок, пуночки, – собираются в путь. Их родина – тундра на островах и берегах Северного Ледовитого океана.

Растаял снег – значит пробудились в норах мыши, хомяки. Жителям лесных подвалов плохо приходится. Кроты, землеройки, мыши, полевки страдают от сырости, их «квартиры» затопила вода от таяния снега.

Многие птицы заняли углы на чердаках. Голубки уже сидят на яйцах, воробьи и галки по всему городу собирают соломинки, пух и перья для своих гнезд.

На улице появились большие зеленовато-синие с металлическим оттенком мухи. Они еще не летают, а только ползают по стенам домов и греются на солнце.

Проснулся барсук. Теперь он уже не заснет и по ночам будет собирать улиток, личинок, жуков, есть коренья и ловить мышей.

Появились пауки, вышли из воды веснянки, освобождаются от своих шкурок-чехликов и превращаются в крылатых стройных насекомых. В солнечные теплые дни пляшут комарики в воздухе. Проснулись бабочки, проветривают и сушат свои крылышки.

Проснулась медведица, а с ней два медвежонка – талая вода протекла в берлогу. Медведица сильно похудела и уже ходит по лесу в поисках пищи.

Проголодались все животные за долгую зиму. Растаял лед на реках и озерах, и тут как тут утки, журавли, кулики, чайки.

Апрель – месяц таяния снега. Птицы активно возвращаются с зимовок. Но переселение на родину идет в строгом порядке. Первыми прилетели те, что осенью улетели последними, а последними – те, что улетели первыми, – это самые яркие птицы, им надо дождаться свежей листвы и травы, чтобы можно было спрятаться от врагов.

Ядовитая гадюка каждое утро выползает на сухой пенек греться на солнце. Она еще с трудом ползает, потому что кровь у нее остыла на холоде. Согревшись, она оживает и отправляется на охоту за мышами и лягушками.

Снег сошел с муравейника и муравьи вылезли погреться на солнышке. Проснулись жуки: плоские жужелицы, круглые черные навозники. После первого дождя вылезли из-под земли дождевые черви. Ожил пруд. Лягушки покинули свои зимние постели в тине, мечут икру, выходят на берег.

От таяния снега вода в реках вышла из берегов. Плохо приходится зайцам, кротам, мышам. Много их погибает в это время. Плохо приходится даже птицам. Желтенькая овсянка построила гнездо на берегу большой канавы, положила в него яйца. Вода смыла гнездо, яйца унесло водой...

Май – пой да гуляй! Весной птицам спать долго некогда. Звонкими, чистыми голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды. Скрипят жуки, кузнечики. Барабанят дятлы. Свистят флейтой иволги. Лают лисицы. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчелы. Урчат, квакают лягушки. Настоящий лесной оркестр! Журавли устраивают пляски на болоте.

Многие птицы уже устроили себе гнезда, отложили яйца, вывели птенцов и выкармливают их. Белка отыскивает гнезда на ветках, в дуплах деревьев и таскает себе на обед яйца и птенцов. Всю зиму она ела растительную пищу, а теперь лакомится мясом. Появились гусеницы, они кормятся молодыми листочками. В воде плавают головастики лягушек и мальки рыб.

Весна – важная пора в жизни зверей. Те, кто менял окраску шерсти осенью, весной линяют и вновь надевают летние шубки. Зайцы линяют один раз в году – весной. Заяц-беляк меняет свой кафтан раньше, чем русак. Осенью они выцветают без потери ворса.

Итак, природа проснулась!

Различают 3 группы птиц: перелетные, кочующие, оседлые птицы. (Привести примеры.)

Беседа по вопросам

  • Когда просыпаются рыжие лесные муравьи? (Когда солнце растопит снег на муравейнике.)

  • Какую пользу приносят муравьи лесу? (Служат санитарами леса, разносят семена растений.)

  • Какие птицы «открывают» весну? (Грачи, скворцы, галки.)

  • Какая опасность подстерегает животных весной? (Талая вода.)

  • Как и чем могут помочь животным весной люди?

Практическая работа (дома, с участием взрослых)

Строим птичьи домики из плотно сбитых досок не тоньше 2 см. Высота 32 см, площадь 15 ґ 15 см; вход (леток) диаметром 5 см на высоте 23 см от дна.

Для мухоловок-пеструшек, горихвосток и других птиц площадь боковых стенок домика 12 х 12 см, леток – 4 см.

Весенние приметы

  • Если весной зайцы долго остаются белыми – долго будет холодно.

  • Кошка моется к хорошей погоде.

  • Лягушки громко квакают к хорошей погоде.

III. Домашнее задание

  • Изготовить домики для птиц вместе со взрослыми и развесить их в лесу на деревьях.

  • Продолжать подкармливать птиц около дома и в лесу. Наблюдения записывать в дневник.

  • Объяснить экологические связи: растение – гусеница – муравей; муравей – медуница – шмель.

 Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru