Искусство быть здоровым

КОПИЛКА ОПЫТА

Н.А. ФИЛИППОВА,
учитель биологии средней школы,
п. Приполярный, Ханты-Мансийский АО

Искусство быть здоровым

Программа интегрированного элективного курса
«Биология – валеология»

На образование как целостную государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих задач, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Программа рассчитана на учащихся 9-х классов, изучающих анатомию, физиологию и гигиену человека.

Цели курса:

– пропаганда здорового образа жизни, формирование ценностного отношения к собственному здоровью посредством углубления знаний по анатомии и физиологии человека;
– создание условий для формирования и развития у учащихся умения самостоятельно приобретать и применять знания, описывать результаты наблюдений, выдвигать гипотезы, делать выводы, обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.

Задачи курса:

– воспитывать в детях потребность быть здоровыми;
– научить ухаживать за своим телом, избегать болезней, повысить иммунитет, оказывать первую медицинскую помощь;
– выработать убеждение учащихся в негативном воздействии на организм таких веществ как табачный дым, алкоголь, наркотики.

Содержание курса отличается от базового глубиной, использованием дополнительного материала, а также практическими занятиями, направленными на укрепление здоровья учащихся. Курс предусматривает работу учащихся с дополнительной литературой, периодикой, способствует совершенствованию навыков самостоятельной деятельности.

В ходе работы проводятся экскурсии, практические работы. Предполагается проведение социологического исследования среди местного населения. Ученик получает зачет после освоения теоретической и практической частей курса, написания реферата. Динамика интереса прослеживается при помощи анкетирования на первом и последнем занятиях, при собеседовании после окончания изучения курса.

Рекомендуемая литература для учителя

1. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1983.

2. Лежек О., Боровин В.А. Свет. / Природа и человек. 2003, № 5, с. 40; № 6 с. 30.

3. Покровский В.И. Популярная медицинская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1991.

4. Вопросы образования. / Отв. ред. Т.А. Полунина. Вып. 4. – Берёзово, 1998, с. 20.

5. Ридигер О.Н. Биология-9: Экзамен на 5. – М.: ACT-Пресс, 2001.

6. Торопцева И.А. / Биология, 2003, № 45, с. 7.

Рекомендуемая литература для учащихся

1. Гриценко П.П. Ядовитые растения Тюменской области. – Ханты-Минсийск: ГУИПП «Полиграфист», 2001, с. 194.

2. Зверев И.Д. Книга для чтения по физиологии и гигиене. – М.: Просвещение, 1989, с. 240.

3. Ким А.И Анатомия человека. – М.: Росмен, 1999.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество часов

Форма проведения

Другие формы

лекции

практика

1
1.1
1.2
1.3
1.4

Факторы риска. Психическое здоровье
Влияние табакокурения на системы органов человека
Алкоголь и его вредное влияние на организм
Наркотики и последствия их употребления
СПИД и меры его предупреждения. Венерические заболевания

4
1
1
1
1

4
1
1
1
1





 

2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6


2.7

Питание и здоровье
Основы правильного питания
Неправильное питание – причина многих болезней
Ожирение – следствие неправильного питания
Определение норм питания
Составление схем раздельного питания
Желудочно-кишечные заболевания. Меры профилактики отравлений ядовитыми растениями, ягодами, грибами на местных примерах
Зубы и здоровье

9
1
1
1
3
1
1


1

5
1
1
1
2

1


3



1
1



1








1

3
3.1

3.2

3.3

3.4

Гигиена кожи
Уход за волосами и ногтями, профилактика грибковых заболеваний
Мини-конференция по результатам социологического исследования
Профилактика ожогов, обморожений, первая помощь при них
Личная гигиена и закаливание. Методы закаливания, профилактика простудных заболеваний

4
1

1

1

1

3
1



1

1








1


1

4
4.1

4.2

Опорно-двигательная система
Соматоскопический метод определения состояния опорно-двигательной системы
Профилактика нарушений опорно-двигательной системы, значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц

3
2

1

1


1

2
2

 

5
5.1


5.2

Гигиена зрения
Нарушения зрения учащихся – проблема современной школы. Коррекция зрения. Гимнастика для глаз
Первая помощь при повреждении глаз

3
2


1

2
1


1

1
1


 

6

Влияние на здоровье средств массовой информации

1

1

7

Итоговая конференция «Трудно ли быть здоровым?»

2

2

Итого:

26

16

6

4

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru