Словарь-справочник в вопросах и ответах

АБИТУРИЕНТУ

ЛЕРНЕР Г.И.

Словарь-справочник в вопросах и ответах

(6–11-е классы)

Вашему вниманию предлагается справочник, в который включены термины и понятия, изучаемые в школьном курсе биологии. Автор попытался избежать чисто информативной подачи материала, принятой в других справочных изданиях. Помимо определения понятия (которое нужно знать) предлагаются «Примерные вопросы учителя и ответы на них». Такая форма подачи материала позволяет конкретизировать необходимые знания, избежать длительного изложения содержания понятия, и, тем самым освободить читателя от заучивания большого объема информации. Кроме того, в ответах на вопросы термин освещается в связи с другими терминами. Естественно, что иногда близкая информация повторяется в разных разделах справочника, однако это вариативное повторение, позволяющее точнее понять смысл биологической информации. Определения терминов (несколько адаптированные) даются по Биологическому энциклопедическому словарю (издание 1986 г.)

Справочник ни в коей мере не заменяет учебника и учебных пособий. В большинстве случаев «Примерные вопросы учителя» выходят за рамки вопросов к параграфам учебника.

Справочник может быть использован при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам, т.к. практически вся информация в нем дается на общебиологическом уровне. Пригодится он и на уроках, и при самостоятельной работе, когда нужно быстро получить лаконичную и конкретную информацию об определенном понятии. Справочником могут воспользоваться и учителя в качестве источника дополнительных вопросов.

А

АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ – совокупность физико-химических условий обитания организмов.

  • Какие из абиотических факторов относятся к химическим?

Ответ. Состав воздуха, химические вещества, растворенные в воде; химический состав почвы или донных отложений.

  • Назовите физические факторы среды.

Ответ. Температура воздуха и воды, радиационный фон, величина атмосферного давления, скорость течения, направление ветра, характер рельефа, освещенность.

  • Что характеризуют абиотические факторы?

Ответ. Характер их изменчивости. Температура, химический состав воздуха или воды и другие факторы в разной степени подвержены изменениям. Изменения могут носить цикличный характер (суточные, месячные, годичные).

  • От чего зависят значения абиотических факторов, при которых возможно существование организмов?

Ответ. От диапазона выносливости по отношению к данному фактору. Этот диапазон обусловлен нормой реакции организма.

АВИТАМИНОЗ – заболевание, вызванное недостатком определенного витамина в организме.

  • Чем вызваны такие нарушения в организме человека, как замедление роста, «куриная слепота», сухость кожных покровов?

Ответ. Эти заболевания вызваны недостатком витамина А.

  • В каких продуктах содержится витамин D и какие заболевания связаны с авитаминозом D?

Ответ. Витамина D больше всего содержится в рыбьем жире, печени, яичном желтке. Авитаминоз D приводит к рахиту у детей.

  • Какие продукты вы порекомендовали бы больному цингой?

Ответ. Лимоны, зеленый лук, черную смородину, отвар шиповника.

  • С недостатком каких витаминов связано такое заболевание, как бери-бери?

Ответ. Причиной этого заболевания является авитаминоз В1 и В2.

  • Чем можно объяснить, что витамины необходимы организму в очень небольших количествах (долях миллиграмма)?

Ответ. Это объясняется высокой биологической активностью витаминов.

  • Назовите жирорастворимые и водорастворимые витамины

Ответ. Жирорастворимые – А, D, E и К. Водорастворимые – витамины группы В: В1, В2, В3, В5, В6, В12, а также витамины С и Н.

  • Каким образом организм пополняет запас витаминов?

Ответ. Витамины, в основном, поступают с пищей. Некоторые синтезируются самим организмом, в частности с помощью микроорганизмов, обитащих в кишечнике.

АВСТРАЛОПИТЕКОВЫЕ – группа вымерших человекообразных обезьян.

  • В каких регионах мира были найдены останки австралопитеков?

Ответ. В Кении, Танзании, Эфиопии.

  • Почему австралопитеков можно отнести к самым первым людям?

Ответ. К первым людям австралопитеков относят по следующим признакам:

– некоторые черты строения черепа были сходны с таковыми у человека;
– передвигались на двух ногах;
– использовали в качестве орудий палки и камни.

АВТОЛИЗ – самопереваривание клеток и тканей. Ярким примером автолиза является рассасывания хвоста головастика при его превращении в лягушонка. Автолизу подвергаются омертвевшие клетки или их участки. Автолиз происходит под действием специальных ферментов, выделяющихся из лизосом.

АВТОМАТИЗМ (от греч. automatos – самодействующий, самопроизвольный) – способность клеток, органов или целого организма к ритмической деятельности, вызываемой внутренними причинами.

  • Приведите примеры автоматизма.

Ответ. Такими примерами могут служить движения ресничек и жгутиков у простейших, сокращения изолированного сердца млекопитающих, ритмичные раскачивания шеи млекопитающих (жираф, лошадь) при ходьбе и т.д.

  • Почему изолированное от организма сердце может сокращаться еще несколько часов, а иногда и дней?

Ответ. Изолированное сердце может сокращаться при условии, что через него проходит физиологический раствор с кислородом. Сокращения стимулируются водителями ритма, находящимися в самом сердце. У млекопитающих они находятся в правом предсердии.

АВТОТРОФНЫЕ ОРГАНИЗМЫ (от autos – сам и trophos – питание) – организмы, использующие энергию солнечного света (фотоавтотрофы), или энергию неорганических соединений (хемоавтотрофы) для построения своего тела.

  • Приведите примеры автотрофных организмов из разных систематических групп.

Ответ. К автотрофным организмам относятся все наземные зеленые растения, водоросли, фототрофные и хемотрофные бактерии.

  • Какова роль автотрофов в биосфере?

Ответ. Автотрофные организмы являются продуцентами органического вещества, служащего пищей для всех остальных существ. Продукция органического вещества составляет примерно 162Ч109 т/год. В процессе фотосинтеза растения выделяют в атмосферу кислород, необходимый для дыхания организмов.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru