Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №21/2005
Курс «Системный подход как условие развивающего обучения в курсе биологии»

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"

СУХОВА Т.С.

Курс «Системный подход как условие развивающего обучения в курсе биологии»

Учебный план курса

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция 1. О системном подходе к обучению биологии

18

Лекция 2. Системный подход к планированию учебно-воспитательных задач

19

Лекция 3. Воспитание и развитие личности ученика в процессе обучения биологии
Контрольная работа № 1 (срок выполнения – до 15 ноября 2004 г.)

20

Лекция 4. Системный поход к контролю знаний

21

Лекция 5. Вопросы пола в системе биологических знаний
Контрольная работа № 2 (срок выполнения – до 15 декабря 2004 г.)

22

Лекция 6. Развивающая функция школьного биологического эксперимента

23

Лекция 7. Роль обобщающих уроков в формировании системного мышления

24

Лекция 8. Системный подход к построению уроков и семинаров

Итоговая работа.
Итоговые работы, сопровождаемые справками из учебного заведения (актами о внедрении), должны быть направлены в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2005 г.

Лекция 5. Вопросы пола в системе биологических знаний

Есть бездна вещей, которых мы просто не знаем, и еще больше таких,
которые знаем дурно, бессвязно, отрывочно, даже ложно...

А.И. Герцен

Проблема пола по сути – междисциплинарна: ее изучение опирается на биолого-медицинские, социокультурные, психолого-педагогические, философские исследования. Возникает вопрос: возможно ли на уроках биологии органично отразить все эти аспекты в их взаимосвязи? Интересно задуманный курс «Этика и психология семейной жизни», преподавание которого основывалось на чувстве меры, такте, заинтересованности учащихся, все-таки постепенно сошел на нет вследствие того, что учителя оказались не в полной мере готовы к раскрытию деликатного содержания названного курса. Пройден и другой путь. Преподавание курса «Гигиена и здоровье» убедило специалистов в необходимости более широкого подхода к вопросам пола, к половому воспитанию.

Решение проблемы полового воспитания учащихся связано с решением целого ряда сопутствующих вопросов. Взаимоотношения полов необходимо рассматривать в единстве с вопросами гигиены, а половое и гигиеническое воспитание – в единстве с воспитанием нравственности.

Половое воспитание и просвещение не должны становиться самоцелью; эти вопросы важно органично, в неявной форме, вплетать в систему знаний по различным предметам. Проблемы пола и взаимоотношения полов нельзя сводить только к их биологии, что стало бы их грубым упрощением и искажением. Реально выйти за рамки биологизации названных проблем учитель может только усиливая такие позиции, как культура общения, здоровый образ жизни, этические нормы и эстетические ценности. Именно в этом случае можно говорить о половом воспитании как части единого учебно-воспитательного процесса, который предполагает систематическое, сознательно планируемое воздействие на формирование полового сознания и поведения.

По мнению философов и психологов, в сфере пола и сексуальности использование понятия «воспитание» как целенаправленной трансляции общественных потребностей и ожиданий от мира взрослых в мир детства с целью формирования личности в строгом смысле неприемлемо. Почему? Дело в том, что и воспитание, и образование лежат в мире сознания. В основе же сексуального поведения лежат более глубокие слои психики.

Поскольку сексуальность достаточно загадочна и непостижима и никогда не станет доступной рациональному познанию, задача взрослого состоит в том, чтобы, опираясь на свои мировоззренческие и психологические знания, поддерживать и прививать навыки достойного поведения в стихии непреодолимого влечения полов. При этом можно целенаправленно влиять на формирование нравственных представлений о достоинстве, ответственности за другого, понимая, что есть глубокие сферы, определяющие сексуальное поведение человека.

Обобщая сказанное, можно так определить задачи учителя-биолога в сложившихся условиях кризиса культуры и нравственности: используя систему биологических знаний, несколько по-иному расставить акценты и наполнить традиционные понятия таким содержанием, чтобы они работали на формирование у школьников полового сознания и поведения, т.е. предложить систему полового воспитания средствами своего предмета. Работая над вопросами пола, учитель должен знать некоторые понятия, содержание которых иногда искажается в повседневной жизни: секс, эрос, сексология, эротология, половые свойства, сексуальные свойства.

  • Секс – половые отношения, удовлетворение полового влечения.

  • Сексология – наука, изучающая половую жизнь в ее физиологическом, психологическом и социальном аспектах.

  • Эротика – чувственность, обращенность к половой жизни.

  • Эротология – теория и практическое искусство любви.

  • Половые свойства – характер, телосложение, физиологические и морфологические различия мужчин и женщин; эти различия могут быть вовсе не связаны с репродуктивной функцией.

  • Сексуальные свойства – подразумевают сексуально-эротические чувства.

Следует выработать систему представлений о взаимоотношении полов, опираясь на национальные традиции, самобытность нашей культуры. Важно определить, о чем можно открыто говорить всем вместе, а о чем – наедине с самим собой.

Вопросы пола можно решать и вне рамок чисто биологических понятий. Мы подошли к решению этой методологической задачи следующим образом: не предусматривая каких-либо дополнительных часов учебного времени, несколько усилили акценты на вопросах пола при проведении традиционных уроков. Речь идет не только о курсе «Человек и его здоровье», но и о постепенном формировании необходимых понятий, начиная с разделов «Растения», «Животные». (Эта идея заложена в пробном учебнике для 5-го класса «Природа. Введение в биологию и экологию». Авторы Т.С. Сухова, В.И. Строганов.)

Традиционные биологические понятия в этом случае наполняются несколько иным содержанием: размышлениями о прекрасном, добре и зле, любви и верности, физической и духовной культуре. Например, можно говорить о разнообразии цветов языком эволюции, а можно без ущерба для научной истины прочитать отрывок из легенды о Нарциссе – самовлюбленном юноше, который сделал несчастными многих нимф, но без любви умер сам. Лирический сюжет, литературный жанр оставят след в душе ребенка.

Нарцмсс

(По Н.А. Куну)

«...Ароматичный поэтический нарцисс получил свое название от слова narcao – «одурманивать». Нарцисс связан с легендой о самовлюбленном юноше, превращенном в цветок.
Никого не любил он, кроме одного себя, лишь себя считал достойным любви. Однажды, когда он заблудился в густом лесу во время охоты, увидела его нимфа Эхо. С восторгом смотрела Эхо на стройного красавца юношу, скрытая от него лесной чащей.
Нарцисс огляделся кругом, не зная, куда ему идти, и громко крикнул:
– Эй, кто здесь?
– Здесь! – раздался громкий ответ Эхо.
С изумлением посмотрел прекрасный Нарцисс по сторонам. Никого нет. Удивленный этим, он громко воскликнул:
– Сюда, скорей ко мне!
И радостно откликнулась Эхо:
– Ко мне!
Протягивая руки, спешит к Нарциссу нимфа из леса, но гневно оттолкнул ее прекрасный юноша. Ушел он поспешно от нимфы и скрылся в лесу.
Спряталась в лесной непроходимой чаще и отвергнутая нимфа. Страдает от любви к Нарциссу, никому не показывается и только печально отзывается на всякий возглас несчастная Эхо.
А Нарцисс остался по-прежнему гордым, самовлюбленным. Он отвергал любовь всех и многих нимф сделал несчастными.
Однажды весной во время охоты Нарцисс подошел к ручью и захотел напиться студеной воды. Задумался Нарцисс, глядя на свое отражение в воде. Вдруг страшная мысль пришла ему в голову, и тихо шепчет он своему отражению, наклоняясь к воде.
– О горе! Я боюсь, не полюбил ли я самого себя! Я люблю самого себя. О горе! – восклицает Нарцисс.
– Горе! – отвечает Эхо.
Наконец, измученный, слабеющим голосом воскликнул Нарцисс, глядя на свое отражение:
– Прощай!
И еще тише, чуть слышно прозвучал отклик нимфы Эхо:
– Прощай!
Склонилась голова Нарцисса на зеленую прибрежную траву. Умер Нарцисс.
На том месте, где склонилась на траву голова Нарцисса, вырос белый душистый цветок – нарциссом зовут его».

На уроке «Образование плодов и семян» можно обратить внимание учащихся на следующие положения, позволяющие проводить некоторые параллели при изучении полового процесса у растений и животных, в том числе и у человека.

  • Новый организм развивается из зародыша, образовавшегося от двух родителей.

  • Организм, в котором развивается зародыш, называется материнским. Развитие зародыша сопровождается усилением процессов в материнском организме, связанных с образованием запаса питательных веществ: белков, крахмала, жиров для зародыша.

  • Свершившееся оплодотворение яйцеклетки дает толчок к росту не только зародыша, но и окружающих его материнских частей цветка: вместе с семязачатками начинает усиленно развиваться завязь, весь пестик не только увеличивает свои размеры, но нередко значительно изменяет внешний вид.

  • Семязачаток, из которого развивается семя, несущее зародыш, связан с материнским организмом – семяножкой семязачаток прикреплен к завязи. Место в завязи, к которому с помощью семяножки прикрепляется семязачаток, называется плацентой.

  • На семени остается след, указывающий на его связь с материнским организмом. Это рубчик, который образуется в том месте, где семя отделилось от семяножки.

  • Материнский организм цветковых растений обеспечивает защиту зародыша (плод, семенная кожура) и запас питательных веществ «в дорогу».

При изучении животных-гермафродитов достаточно лишь упомянуть о греческом мифе – и научный термин обретет интересное звучание: «Зевс решил наказать двуликих гордецов, рассек их на две однополые половины – мужчин и женщин. С той поры каждая половинка ищет свою, недостающую ей». Можно обогатить этот рассказ и легендой о женской красоте, об Афродите, завершив краткий экскурс в мифологию биологическим вопросом: «А зачем природе понадобилось два пола?»

Опыт многих лет работы показал, что если систематически готовить учащихся к пониманию естественности и повторяемости многих биологических процессов, то в курсе «Человек и его здоровье» больше внимания можно уделить особенностям мужского и женского организмов, культуре общения и др. Например, система работы над биологическими понятиями, «обрамленными» рассуждениями о прекрасном, удивительном, таинственном в природе, позволяет, не расширяя объема знаний, усилить звучание понятий, связанных с вопросами пола.

  • Способность продолжить свой род – прекрасный дар, которым обладают все живые организмы, в том числе и человек.

  • У животных, человека и растений различают мужской и женский пол.

  • Чтобы дать начало другому организму, мужская половая клетка должна соединиться с женской.

Уже в разделе «Растения» можно формировать представление о таких общих для всех живых организмов свойствах, как приспособления, обеспечивающие встречу мужских и женских клеток для процесса оплодотворения, понятие о зародыше и его развитии, обеспечение зародыша необходимыми для развития условиями.

При изучении животных учителю предоставляется возможность обсудить некоторые деликатные темы. Например, проиллюстрировать следующий тезис: чем выше уровень биологической организации вида, тем более сложной становится система его репродуктивных органов. У животных это сопровождается усложнением сексуальной функции:

  • у самцов насекомых центр копулятивного поведения помещается в нервных узлах на животе, а мозг выполняет главным образом функцию торможения; некоторые насекомые могут спариваться, даже будучи обезглавленными;

  • у самца лабораторной белой крысы можно удалить до 20% коры головного мозга, не нарушив его сексуального поведения; пятая часть этих животных может спариваться даже при отсутствии половины коры;

  • у котов с повреждениями лобных долей копуляция расстраивается, т.к. самец не может достичь необходимой координации движений;

  • у приматов сексуальная активность не всегда связана с репродуктивными функциями: шимпанзе (в неволе) копулируют с самками вне периода течки.

Приступая к разделу «Человек и его здоровье», учитель должен иметь в виду, что сексуальность человека нельзя понять вне общества и культуры, поскольку общественные отношения и культура формируют или изменяют взаимоотношения полов. Именно поэтому в начале статьи мы говорили о недопустимости грубого упрощения и биологизации в понимании вопросов пола.

В соответствии с типовой программой по разделу «Человек и его здоровье» учитель биологии обычно ограничивается медико-биологическими аспектами. Однако, как и в разделах «Растения», «Животные», биологическое содержание традиционных уроков можно дополнить понятиями о красоте и гармонии человеческого тела, об ответственности отца и матери за здоровье детей. Например, на уроке «Регуляция работы скелетных мышц» уместно остановиться на упражнениях «Как правильно держать тело», «Умение красиво сидеть», «Легкая походка». Можно сухим научным языком объяснить возможность управлять работой скелетных мышц, а можно использовать эту информацию в воспитательных целях: убедить учащихся в возможности влиять на свой внешний вид, осанку. И юноши, и девушки, особенно в старшей возрастной группе, с большим интересом относятся к проблеме своего внешнего вида. Опираясь на личную заинтересованность учащихся, важно не только сформировать правильные гигиенические представления, но и коснуться вопросов пола. Красота здорового тела – источник вдохновения скульпторов и художников, предмет восхищения, источник эстетического наслаждения. Использование репродукций с изображением Венеры Таврической, Афродиты (Венеры) Милосской или Персея на уроках биологии при соответствующей систематической работе учителя даже в самых неблагополучных классах дает такой импульс чистого и светлого, какой может дать только истинное искусство.

Говоря на уроке о развитии ребенка, беременности и родах, важно сказать об ответственности мужчины за здоровье женщины и ребенка, об ответственности обоих родителей за новую жизнь.

На радость потомство судьбой нам дано,
Нам собственной жизни дороже оно.
Для сердца роднее прибежища нет,
И связей теснее не ведает свет.

Фирдоуси

Итак, уже сегодня учитель включается в трудную работу, наполняя биологические знания нравственными категориями, усиливая акценты на вопросах полового воспитания. И в этой работе ему необходима помощь: подбор материала, методические рекомендации, учебные пособия.

Рассмотрим несколько конкретных примеров (см. в книге «Вопросы пола в системе биологических знаний» – М.: Вентана-Граф, 2001).

Тема: «Опорно-двигательная система»

Урок: «Значение опорно-двигательной системы. Строение и рост костей»

Ведущие понятия

Гармония – согласованность, стройность в сочетании чего-либо. Представление о гармонии возникло еще в древнегреческой мифологии. Гармония выступает здесь как дочь бога войны Ареса и богини любви и красоты Афродиты; гармония – порождение двух начал: красоты и борьбы, любви и войны.

Женственность.
Мужественность.

Вторичные половые признаки – признаки, проявляющиеся постепенно (после рождения) под действием половых гормонов (пропорции тела, развитие молочных желез, тембр голоса, характер оволосения).

Методические рекомендации

1. При системном подходе к обучению биологии большая часть теоретического материала должна быть известна учащимся из темы «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие». Освободившийся резерв времени посвятите волнующей подростков проблеме – красоте мужского и женского тела. Девизом уроков по этой теме могут стать слова К.Глюка: «Простота, правда и естественность – вот три великих принципа прекрасного».

2. Используйте на уроке репродукции картин известных художников, высказывания о гармонии и красоте, отрывки из III главы книги И.Ефремова «Лезвие бритвы».

3. Обсудите особенности строения мужского и женского тела с точки зрения биологической целесообразности:

  • длинная, стройная шея женщины и прочная, средней длины шея мужчины, приспособленная для переноса тяжестей; мягкие плавные линии женского тела, имеющего слой подкожного жира (резервный запас пищи, связанный с вынашиванием ребенка), и выпуклые, рельефные мышцы мужчины – показатель силы, мужества и мужской красоты;

  • тонкая талия и широкий таз женщины, обусловленный функцией деторождения, и широкие плечи и крепкий торс с узким тазом у мужчины, переносящего или поднимающего тяжести.

Справка

Шея: обычно у женщин шеи кажутся более длинными, поскольку они тоньше, чем у мужчин, тем более что у многих женщин покатые плечи. Самые длинные шеи – у женщин некоторых районов Бирмы: они достигают 40 см благодаря одеванию одного на другое кожаных колец. Длина такой шеи соответствует расстоянию от локтевого сгиба до кончиков пальцев.

Жировые отложения: избыток подкожного жира может откладываться в некоторых частях тела и расширять их. У мужчин он обычно сосредоточен на животе. У женщин имеется несколько мест, накапливающих жир, главные из которых – ягодицы, бедра и внутренняя поверхность колен.

4. При проверке знаний включите задание, связанное с вопросами пола и одновременно формирующее необходимые биологические понятия.

Программированный опрос

 Заполните таблицу.

Показатели физического развития человека

женщина

мужчина

общие

 

 

   

Перечень показателей:

1 – широкие плечи;
2 – узкий таз;
3 – стопа сводчатой формы;
4 – грудная клетка более широкая и короткая;
5 – две нижние пары ребер короче остальных;
6 – широкий таз;
7 – более тонкие кости;
8 – более высокий (в среднем) рост.

Ответы: женщины – 4, 6, 7; мужчины – 1, 2, 8; общие показатели – 3, 5.

Страничка ученика

Учитывая, что это первый урок темы «Опорно-двигательная система», обсудите с учащимися вопросы пола в такой взаимосвязи.

Здоровье. Красота. Эмоции

Красота женского тела и красота мужского тела

Физические возможности женского и мужского тела

Приложение физической силы

Эстетическое воспитание

Половое воспитание

Нравственное воспитание

Информация для учителя

Анатомо-физиологические различия мужчин и женщин

1. Сильно колеблются показатели, характеризующие телосложение (рост, масса, окружности головы и грудной клетки, длина конечностей и др.):

– длина тела у мужчин составляет в среднем 175±6 см, а у женщин – 162,6 ±6 см;
– масса тела, соответственно, – 72±10 кг и 57±8,6 кг;
– относительная длина туловища у мужчин меньше, чем у женщин, а конечности длиннее;
– плечи у мужчин более широкие, таз более узкий, меньше развита подкожная жировая клетчатка;
– волос больше на теле у мужчин, чем на теле у женщин.

2. Физиологические особенности характеризуются следующими показателями:

– женский организм развивается быстрее, чем мужской (на 3–4 месяца раньше девочки начинают ходить, на 5–6 месяцев раньше говорить, на 1,5–2 года раньше у девочек начинается половое созревание);
– женщины живут дольше мужчин (в разных странах разница может достигать 10–12 лет);
– мужчины обладают большей физической силой, способны выполнять более тяжелую работу;
– женщины более выносливы, лучше выполняют монотонную работу.

3. Половые признаки четко выражены и в патологии человека. Например, среди мужчин чаще отмечаются заболевания менингитом, энцефалитом, острым полиомиелитом, инфарктом миокарда, атеросклерозом, миотонией, шизофренией, облитерирующим эндартериитом, радикулитом, инсультом, раком желудка, легких, гортани, пищевода, языка, глотки, переломы шейки бедра и пр. Женщины чаще болеют ревматизмом, миастенией, красной волчанкой, зобом, диабетом, пиелитом, диэнцефалическим синдромом, желчно-каменной болезнью, раком половой системы, кишечника, кожи. Заболевания у мужчин протекают в ьолее тяжелой форме и труднее излечиваются.

Твой юный лик отважен и могуч,
Победою усилено дыханье.
Так солнца диск, прорезав сумрак туч,
Еще бойчей глядит на мирозданье.

А.Фет

Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сиянье исчезает.

А.Пушкин

Междисциплинарная проблема, какой представляется проблема взаимоотношения полов, предполагает союз специалистов многих областей знаний: философов, медиков, биологов, социологов и др. Биологи должны расширить сферу своей деятельности, наполнив традиционные биологические понятия нравственными категориями, размышлениями о добре и зле, верности и любви.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

Задание 1.

  • Используйте при изучении растений, животных, человека схемы, отражающие общие биологические закономерности:

– в половом размножении участвуют мужские и женские половые клетки;
– из женской половой клетки, оплодотворенной мужской половой клеткой, развивается зародыш, дающий начало новому организму.

  • Предложите учащимся сравнить схемы, дополнив их недостающими терминами.

Задание 2.

При изучении традиционного биологического материала попробуйте несколько иначе расставить акценты. Например, предложите учащимся ответить на следующие вопросы, связанные с ролью самок и самцов у разных беспозвоночных животных.

1. Назовите животных, у которых самцы слабее самок. (Самцы аскариды, головоногих моллюсков, пауков.)

2. Какую роль в такой «семье» играют подобные «мужчины». (Главная их роль – оплодотворение самки с целью продолжения существования вида.)

3. Приведите примеры животных, у которых самцы выполняют еще и «отцовские» обязанности или становятся заботливыми «мужьями». (Осьминог, речной рак, паук-крестовик.)

4. Отметьте знаком «животных, у которых самка является заботливой матерью: дождевой червь, беззубка, большой прудовик, осьминог, речной рак, паук-крестовик и др.

Задание 3. Обсудите с учащимися результаты анкетирования школьников и студентов, объясняющие причины, по которым они курят

Возрастные
группы

Количество курящих (%)

подражание

интерес

желание казаться взрослым

точной причины не знаю

5–6-й класс

50,0

41,5

5,5

3,0

6–8-й класс

35,6

30,0

10,4

24,0

9–10-й класс

25,5

24,0

15,0

35,5

Студенты
3-го курса

1,5

10,0

25,1

63,4

  • Предложите учащимся подготовить рефераты о вреде курения, в том числе для будущего потомства.

Литература

1. Сухова Т.О., Кучменко B.C. Проблемы пола в системе биологических знаний./Биология в школе. 1998. № 2.

2. Сухова Т.О., Кучменко B.C. Вопросы пола в системе биологических знаний. Библиотека учителя. – М.: Вентана-Граф, 2001.

3. Сухова Т.О., Строганов В.И. Природа. Введение в биологию и экологию. 5-й класс. Учебник для общеобразовательной школы. – М.: Вентана-Граф, 2004.

4. Сухова Т.С., Строганов В.И. Природа. Введение в биологию и экологию. Методика для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2004, 2-е издание.

Контрольная работа № 2
по курсу «Системный подход как условие развивающего обучения в курсе биологии»

Контрольная работа должна быть отправлена до 15 ноября по адресу:
121165, Москва, ул. Киевская, д. 24, Педагогический университет «Первое сентября»

                                                           

Фамилия:

                                                           

Имя:

                                                           

Отчество:

           

Идентификатор (указан в вашей персональной карточке):

Пожалуйста, заполняйте поля печатными буквами.
Если вам пока не известен идентификатор, не заполняйте соответствующее поле.
Если у вас есть вопросы или замечания по курсу в целом, то запишите их в поле «Комментарии».

Комментарии

__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

Уважаемые слушатели курсов повышения квалификации!

Контрольная работа составлена по материалам 4-й и 5-й лекций курса. При выполнении данной работы вы должны продемонстрировать свое понимание отличий урока-обобщения от урока-повторения, а также использовать системный подход при построении одного конкретного урока-обобщения, пользуясь предложенной таблицей.

Критериями оценки выполнения контрольной работы послужат:

а) соответствие сформулированных задач урока цели обобщения учебного материала (учителем отражены основные отличия урока-обобщения от урока-повторения);
б) соответствие сформулированных задач урока цели формирования системности мышления учащихся (представлен правильный отбор общих понятий курса биологии);
в) соответствие представленной схемы сформулированным задачам;
г) наличие личной оценки эффективности подобного подхода к построению обобщения.

Контрольная работа включает 3 задания (см. Форму отчета, п. 1–3). За правильное и полное выполнение каждого задания вы получаете 2 балла. Частично правильное выполнение задания оценивается 1 баллом. За неправильно выполненное или невыполненное задание баллы не начисляются. Таким образом максимальная сумма баллов за контрольную работу составляет 6. Зачет ставится за работу, оцененную в 4 балла и выше.

Форма отчета по контрольной работе № 2

Тема обобщающего урока __________________________________________________
____________________________________________________________________________

1. Задачи обобщения ________________________________________________________
____________________________________________________________________________

2. Составьте схему обобщающего урока (таблицу), иллюстрирующую системный подход к обучению

1. Процесс жизнедеятельности, происходящий в живом организме.

  

2. Клетки, участвующие в процессе.

  

3. Ткани, осуществляющие процесс.

  

4. Органы, в которых протекает процесс.

  

5. Другие органы, от которых зависит протекание процесса.

  

6. Влияние окружающей среды на данный процесс.

  

3. Краткий комментарий учителя о результативности использования подобного подхода к обучению.

____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________

 

 

Рейтинг@Mail.ru