По словесному портрету догадайся, кто же это

КОПИЛКА ОПЫТА

Л.А. ЕРЕМИНА,
учитель биологии,
Селковская средняя школа, Сергиево-Посадский р-н, Моск. обл.

По словесному портрету догадайся, кто же это

С годами в кабинете биологии накапливается немало письменных работ учащихся. Нередко в них содержится очень интересный познавательный материал, но его не сразу найдешь – иные работы весьма значительны по объему. Даже само выступление с такими сообщениями требует значительного количества времени, что не всегда вписывается в план урока. Как сделать так, чтобы не лежал этот ценный информационный материал, собранный учащимися, мертвым грузом?

Вот и появилась у нас такая форма работы, как «словесный портрет». Составление его требует усилий не меньше, чем простое сообщение, а нередко и больше. Ведь требуется не просто списать интересную информацию о биологическом объекте, а еще и творчески обработать ее, представить в виде загадки.

Загадка состоит из трех частей. В первой желательно заинтересовать слушателей необычной информацией, но подобрать ее можно и так, чтобы сбить с толку. Во второй дается характеристика объекта, но без прямых подсказок. В третьей части подсказка необходима, хотя бы такая, чтобы выводила на признаки отряда (семейства). Первые портреты-загадки получились из переработанных сообщений школьников, собранных в кабинете. Такая форма работы ребятам понравилась, и они ей увлеклись.

На озвучивание загадки автору отводится несколько минут. Уже после озвучивания первой части всем желающим предоставляется возможность ответить. Если ответ верен, ответивший получает плюс (на полях рабочей тетради), а автор вопроса – только 3 балла. Если верный ответ звучит после озвучивания второй части загадки, то ответивший верно ставит на поля своей рабочей тетради «1/2», а автор загадки получает 4 балла. Если ответ угадывается только после прочтения третьей части загадки, то отгадавший может и ничего не получить, зато автор вопроса получает 5 баллов. Особо отмечаются авторы тех работ, разгадать которые не удалось никому.* Азарт игре придает и то, что каждый ученик может попытаться ответить на данную загадку только один раз.

Представление загадок у нас проводится в двух вариантах – устном и письменном. За один раз представляется от 5 до 10 загадок. В первом случае автор вопроса, зачитав часть загадки, предлагает поднять руки желающим ответить и начинает принимать ответы у всех по очереди. Учителю остается лишь фиксировать авторов верных ответов и присуждать им нужное количество баллов. Чуть позже мы решили за неправильные версии наказывать штрафом в 1 балл. В конце обязательно звучит правильный ответ.

Такой вариант удобен тем, что сразу после его окончания учащиеся подсчитывают сумму накопленных баллов и могут получить оценки. Норму оценки можно установить в зависимости от уровня подготовленности класса. Самый простой вариант – за 5 набранных на данном уроке баллов в журнал ставится пятерка.

При втором варианте, письменном, учащиеся записывают свои ответы в тетрадь, не озвучивая их. В этом случае учителю приходится следить за тем, кто из учеников после прослушивания какой части загадки дает ответ. Но соответствующие пометки в тетрадях могут делать и сами ребята.

При таком способе работы отгадки озвучиваются только после того, как тетради для проверочных работ собраны. Зато при этом возможно включение в диктант дополнительных заданий, позволяющих проверить знания по теме. Например, дать систематическую характеристику узнанного животного или растения, указать основные признаки отряда (или любой другой систематической категории), к которому оно относится, указать значение этого организма в природе и жизни человека и т.п.

Интересно, если задание включает перечень объектов разных систематических групп. Такую работу мы проводим на обобщающих уроках.

Составление и разгадывание портретов-загадок развивает у ребят навыки работы с литературой, логическое мышление и умение четко формулировать свою мысль, а также навыки общения. Я требую от ребят, чтобы при составлении вопроса они точно указывали источник информации. Этот навык пригодится в дальнейшем при написании реферативных работ.

Составленные учениками портреты-загадки всегда можно хранить под рукой и использовать в тех классах, где дети не столь охотно принимают участие в выполнении заданий по работе с дополнительной литературой.

И одно интересное наблюдение: после работы по темам, посвященным беспозвоночным животным, ребята перестали путать понятия «зверь» и «животное». Думаю, дело в том, что в тексте загадки приходится неоднократно использовать обобщающие понятия вместо названия конкретного организма. Может, на первый взгляд, и невелика победа, но, как показывает действительность, знания эти могут оказаться и практически значимыми. Примерно в конце февраля – в первых числах марта вышла в эфир телепередача «Час суда. Дела семейные». В решении суда, прозвучавшем из уст судьи, была фраза «Насекомые и земноводные к животным не относятся». Эти объекты классифицировали как «имущество», что отразилось на итоге дела.

Предлагаю вашему вниманию часть накопленного нами материала по различным темам курса «Животные». Проще всего ребята составляют портреты-загадки по теме «Млекопитающие», она ведь и изучается последней.

Млекопитающие

  •  

1. Тело этого животного покрыто густыми короткими иглами длиной 3–6 см. Под иглами растет бурая шерсть, более длинная расположена вокруг ушей. Короткий хвост в виде небольшой лопаточки сверху покрыт иглами.

2. На выжженной солнцем земле, где трава не растет, зверь вырывает кольцеобразный ров. Ширина рва – в размер обычной штыковой лопаты, глубина – 15–20 cм. Загадку этих «ведьминых колец» разгадали всего несколько лет назад.

3. Это небольшой зверек, размер которого редко превышает 40 см, с тонкой заостренной мордочкой и крохотным ртом. У него есть молочные железы, но они не имеют сосков.

(Ехидна. Автор загадки – Рыжикова Галя, по материалам журнала «Юный натуралист»).

  •  

1. Эти зверьки существовали еще 30 млн лет назад. Теперь они считаются живыми ископаемыми. Прежде они обитали по всей Европе, сейчас – лишь в некоторых местах. На планете их осталось лишь два вида. В нашей стране больше всего их живет в бассейне Волги.

2. Нора у этого зверька достаточно глубокая, иногда многоярусная, – если уровень воды в реке часто меняется. Вход в нору всегда под водой. В норе несколько гнездовых камер и две-три запасных, чтобы обсыхать после долгого путешествия под водой.

3. В воде зверек чувствует себя как рыба! Даже ест не захлебываясь: дыхательное горло плотно «запирают» особые мускулы нёба и глотки. Мнет и крошит своими бугорчатыми зубами водяных жуков, улиток, пиявок (их особенно любит), раков, рыб, лягушек, камыш, тростник, кувшинки. В меню около ста всевозможных животных и растительных блюд.

(Выхухоль. Автор загадки – Наумова Маша, по материалам энциклопедии для детей «Биология», Аванта+ и энциклопедии «Я познаю мир. Животные», АСТ).

  •  

1. Они относятся к самым крупным грызунам, живущим на планете (длина до 1,3 м и вес до 30 кг). Весь облик этих животных говорит о приспособленности к полуводному образу жизни.

2. В России обитают два вида этих зверей: европейский и канадский. Последний попал на территорию страны в начале 50-х гг. ХХ в. из Финляндии, куда был завезен из Северной Америки в 1937 г.

3. Чтобы выжить в зимний период, им необходимо, чтобы выход из жилища всегда находился подо льдом, ниже замерзшей поверхности воды. Постоянный уровень воды в водоеме они поддерживают за счет настоящих гидротехнических сооружений, которые возводят всей семьей. Основные типы их жилищ – хатки и норы.

(Бобр. Автор загадки – Медведева Лиза, по материалам «Красной книги РСФСР. Животные» и энциклопедии для детей «Биология», Аванта+).

Продолжение следует


* Очевидно, возможна ситуация, когда загадку не удается разгадать потому, что она составлена неверно. Кроме того, может быть и так, что признаки одного животного, перечисленные в загадке, в равной степени подходят и другому. Если отвечающий сумеет это доказать, его ответ должен быть засчитан, как правильный, а «ценность» загадки, соответственно, снижается. – Прим. ред.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru