Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №15/2005
Поэзия на уроках биологии и во внеклассной работе

КОПИЛКА ОПЫТА

Л.В. СОГОЯН,
учитель биологии Труновской средней школы,
Пермская обл.

Продолжение. См. № 12/2005

Поэзия на уроках биологии и во внеклассной работе

Проблемная ситуация возникает на уроке «Строение и функции сердца» после прослушивания отрывка из стихотворения «Сердце» литовского поэта Эдуардаса Межелайтиса:

Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе – всё земное
Умещается в его пределы,
Потому-то нет ему покоя,
До всего ему есть дело.

Проблемное изложение материала, поисковая беседа активизирует учащихся любого возраста, ставит их в положение первооткрывателя. Так, при изучении темы «Перекрестное опыление у цветковых растений» урок можно начать со строчек:

Природы милое творенье,
Цветок, долины украшенье,
На миг взлелеянный весной,
Безвестен ты в степи глухой!
Скажи: зачем же так алеешь,
Росой заискрясь, пламенеешь
И дышишь чем-то, как живым,
Благоуханным и святым?
Ты для кого в степи широкой,
Ты для кого от сел далеко?..

(Алексей Кольцов)

Ребята-шестиклассники обычно сразу же называют насекомых – пчел, бабочек, шмелей, жуков, мух – посетителей цветков. А затем в процессе беседы выявляются все признаки насекомоопыляемых растений, а также связь между строением цветка и особенностями строения и поведения насекомого. Дети приводят многочисленные примеры своих наблюдений за насекомыми, задают интересные вопросы.

Поиски смысловых, «биологических» ошибок в стихах – путь к развитию логического мышления, наблюдательности учащихся

Очень уместно, по-моему, прочитать стихотворение Юрия Левитанского «Луковица» во время практической работы «Видоизмененные подземные побеги: корневище, клубень, луковица» (6-й класс):

Двадцать восьмого марта
утром я вышел на кухню,
Чайник на газ поставил.
Снег за окошком падал.
В шкафчике, на газете,
луковица лежала.
Глупая толстая луковица.
Барышня провинциальная.
Но две зеленые стрелки
у ней на макушке были.
Две зеленые струйки
фонтанчиком из нее били.
Снег за окошком падал,
крупка в окно хлестала.
В шкафчике, на газете,
луковица расцветала.
Луковица на газете.
Зеленая, как кузнечик.
Этакий Чиполлино,
луковый человечек.
Чай погуще завариваю.
С луковкой разговариваю.
Что-то ей, видно, ведомо
такое, что мне неведомо.
Свое она что-то знает.
Знает, что снег растает.
А снег все никак не тает.
А луковица расцветает.

Ощущение тепла, света, какого-то уюта, предчувствие чуда, непонятная радость возникают всякий раз при чтении этого стихотворения! Дети улыбаются, слушая бесхитростные, добротой и покоем наполненные строчки. А потом, на практике, начинаем выяснять: действительно ли луковица – это побег, т.е. находим стебель – донце, с уже отросшими придаточными корнями, отделяем от донца листья – белые сочные чешуи, обнаруживаем между ними почки. Еще раз рассматриваем и пробуем на вкус зеленые полые листья, называемые в быту «пером» – вот они, «зеленые струйки»! А где же у луковицы цветы? Их нет! Но дети знают, что лук на грядке нередко образует стрелку с зонтиком белых мелких цветков. Но это – на грядке. А на газете, как в стихотворении, «луковица расцветает»?.. Иногда ученики сами высказывают предположение об особом видении мира поэтами, творческими людьми вообще, об их образном мышлении. Но чаще учителю все же приходится давать разъяснения в подобных ситуациях. Выходит, в стихотворении «Луковица» допущена, с научной точки зрения, ошибка, но прелесть его от этого не стала меньше!

Ученики 7–8-х классов легче находят «биологические» ошибки и более четко их обосновывают. Например, на уроке «Размножение и развитие птиц» в 8-м классе читаю отрывок из стихотворения «Песня птички» Петра Ершова:

Чу! В черемухе душистой
Без печали, без забот,
Перекатно, голосисто
Птичка вольная поет.
Легкокрылая певица!
Где, скажи, ценитель твой?
Для кого твой звук струится
Мелодической волной?..

Восьмиклассники без труда находят «биологические» ошибки автора: поют, в основном, самцы, а не «птички», т.е. не самки; пение – это не беззаботное времяпровождение, а проявление именно заботы о будущем потомстве: заявление прав на территорию, где будет или уже построено гнездо, а «ценитель» пения – это самка, конечно же!

И в 8-м классе на уроке «Древние пресмыкающиеся», и в 10-м при изучении темы «Развитие жизни на Земле» даю ученикам послушать запись песни Сергея Никитина:

Жил-был игуанодон
Весом в 80 тонн.
И дружил он с птицею –
Птеродактилицею.
Ничего эта птица не пела,
Лишь зубами ужасно скрипела,
И хрипела она, и стонала,
А других она песен не знала.
Но в восторге хриплый стон
Слушал игуанодон,
Радуясь певице –
Птеродактилице.
Ибо звуки ужасные эти
Были первою песней на свете,
Самой первою песней на свете,
На безлюдной,
на дикой планете.

Использование стихов-подсказок при ответах на вопросы

Но если десятиклассники самостоятельно находят и затем перечисляют доказательства того, что птеродактиль – это не птица, а древнее пресмыкающееся, строение которого приспособлено к обитанию в воздушной среде, к полету, то ученикам 8-го класса надо показать рисунок этого крылатого существа, подвести их к правильному выводу: певицей птеродактилица не была, а тем более – птицей.

На уроках я использую не только стихи, так сказать, сбивающие с толку, но и, наоборот, стихи-подсказки. Они развивают познавательный интерес, способствуют концентрированию внимания, развитию воображения. Например, в 6-м классе в беседе о видовом разнообразии на уроке «Биология – наука о живой природе» я прошу назвать известные детям травы, деревья, кустарники. А каково происхождение этих названий? Почему береза так называется? А мать-и-мачеха? Какие тайны скрываются за названиями растений? Слушаем стихотворение-подсказку Георгия Кондакова:

Поэзия названий
Цветов, деревьев, трав...
Я раньше по поляне
Шел, голову задрав.
Я с именами древними
Был шляпочно знаком:
Деревья звал деревьями,
Цветок я звал цветком.
Был прав великий гений,
Цветам названья дав:
В отечестве растений
Нет безымянных трав.
Я слышу звук застенчивый
В названии таком:
Зовут цветок бубенчиком,
А этот – погремком.
Придумывает тонко
Названия народ.
На камне камнеломка
Упорная растет.
А мне все больше нравится
Тот, в крапинках, цветок:
В росистых травах прячется
Венерин башмачок.
То снег, то дождик с неба –
Куражится апрель.
Стрелою из-под снега
Стремительный прострел.
Нет ничего случайного
В названии любом:
В нем музыки звучание,
И смысл глубокий в нем.
Вновь прячется тропинка
В глубокую траву.
Здесь каждую травинку
По имени зову.

Работа со стихотворным текстом при закреплении биологических понятий у учащихся

Ну вот, а теперь попробуем объяснить названия: «липа», «анютины глазки», «зверобой», «земляника»... Приведенное стихотворение я использую и в 7-м классе на уроке «Основы систематики». Но цель уже другая: закрепить понятие о единицах классификации («род» и «вид»), перейти к разговору о заслугах К.Линнея, принципе двойных названий для вида, использовании латыни. Сравниваю происхождение русских названий и латинских. Например, камнеломка (Saxifraga sarmentosa) – саксифрага сарментоза, т.е. «камнеломка, дающая отпрыски». А как это понимать? Рассматриваем комнатное растение, и ответ очевиден. Таким образом, я побуждаю учащихся использовать не только дополнительную художественную литературу (что они делают с удовольствием), но и научно-популярную и научную (справочники, словари, определители).

Стихи-загадки и стихи-шутки

На уроках ботаники в 6–7-х классах особенно часто звучат стихи-загадки. Во-первых, у меня большая их подборка; во-вторых, эффект всегда ощутим; в-третьих, они снимают усталость, создают мажорное настроение даже в самом конце урока. Например, в 7-м классе при изучении темы «Основные отделы зеленых растений» на любом этапе урока можно загадать загадки:

– Есть змеи стометровые,
Зеленые, лиловые,
Есть бурые, бордовые.
А капитану в море
От них большое горе.

(Водоросли.)

– Зеленая порода
Хранит запасы йода.

(Водоросли.)

– Стоит елочка-безыголочка,
А на елке – палочка,
А на палке – галочка.
Галка-невеличка,
Как зерно-пшеничка.

(Зеленый мох кукушкин лен.)

– Лесной лен не хвален,
Никого он не одел,
Синим глазом не глядел.
И коробочка – без семени:
Он совсем иного племени.

(Зеленый мох кукушкин лен.)

– Волшебная птица
Под дубом гнездится:
С зеленым пером,
С широким крылом,
А вместо малого птенца
Сидит улитка в три кольца.

(Папоротник.)

– В лесу густом зеленый дом;
Сколько этажей в дому,
Столько лет и ему.

(Ель, возраст можно определить по числу мутовок.)

Стоит столб до небес,
А на нем шатер-навес.
Красной меди столб точеный,
А навес сквозной, зеленый.

(Сосна.)

– Древесина крепка (не хуже дубка!)
Кора со смолкой, листок-иголкой,
Только не колкий.

(Лиственница.)

– Хата необычная:
Крыша черепичная,
А под черепичками –
Гнездышки с птичками;
Только птички все однокрылые.

(Шишка с семенами.)

– Замотано, закутано,
Веревками запутано.
Кто в избушку влезал?
Кто хозяина связал
Да и кровь его сосет,
Смерть нелегкую несет?

(Растение-паразит повилика.)

– Вся травка бледнокожая
С верхушки до подножия,
На корне есть присоски –
Красть соки у березки.

(Растение-паразит Петров крест.)

– Есть трава с загадкой,
С хищною повадкой:
Комара и мушку
Заманит в ловушку.

(Растение-хищник росянка.)

Использую загадки и при изучении грибов, бактерий, лишайников:

– Есть старуха вредная,
На ней шляпа бледная,
А нога в ботинке,
На чулке – пестринки,
Вокруг ворота – пораспорото.
Кто к ней прикоснётся,
Тот не проснётся.

(Бледная поганка.)

– Я смотрел кору на ветке
Сквозь стекло точеное:
Там в ячейках белой сетки
Рыбки спят зеленые.

(Лишайник: симбиоз гриба и одноклеточной зеленой водоросли)

– Птица-гнилица
Невидимкой мчится:
Мертвых клюет,
А живых кормит.

(Бактерии гнилостные.)

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru