«Лосинка» — далекая и близкая

ЭКОЛОГИЯ

И.И. СКВОРЦОВА,
учитель биологии,
г. Климовск, Московская обл.

«Лосинка» — далекая и близкая

Подмосковные просторы –
Речка, поле, ручеек,
Снится озеро лесное,
Птицы звонкий голосок.

Хоровод берез-красавиц,
Свежий утренний рассвет,
Пыль проселочной дороги
И ромашек буйный цвет.

Теплый ветер на приволье,
Шелест золотой листвы –
Сердцу милое раздолье
На окраинах Москвы.

Берегите все живое,
Оцените красоту,
Сохраните Подмосковье
Не во сне, а наяву.

Любой кусочек дикой природы в Подмосковье – открытие! Открываешь для себя темный ельник, светлую березовую рощу и необъятную даль. Непроглядная вода озерца в лесу по краям завешена ряской, а в озерце на открытой поляне она уже совсем другая – отражающая летнее небо с плывущими облачками-лебедями...

Ручья еще не видно, но уже слышен где-то его весенний голос. А вот и он сам – совсем еще маленький, спешащий к большой воде. Спешит, звенит наперегонки с бабочками, с их порхающей тенью. А по дороге успевает напоить корни трав и деревьев и все цветы, поэтому они такие душистые – точеные ландыши, нежные фиалки…

К лету ощущается медовый дух. А впереди – грибной! А там и снежный... Тайная и загадочная жизнь в лесу проявляется внезапно то мелодичной соловьиной трелью, то звучным кукованием, то подозрительными шорохами в малиннике, то обклеванной земляничиной, оброненным орешком, обглоданной шишкой, обкусанным боровиком... Повезет – увидишь белку. Быть может, и лисицу…

С древнейших времен идет добрая слава о природе Подмосковья. И один из ее самых лучших уголков, пожалуй, Лосиный остров.

От Москвы-3 до Мытищ электричка идет вдоль Лосиного острова. Но что мы видим сквозь мутные стекла вагона? Мелькают пустыри, бетонные коробки многоэтажных домов, цепочки ржавых гаражей, и снова пустыри, гаражи, предприятия... И только кое-где в просветах проносится Лосинка, едва-едва обозначенная размытыми мазками зелени. Ее образ невольно сливается с тем, что ее заслоняет. А что же на самом деле?

Национальный парк «Лосиный остров» расположен в северо-восточной части Москвы и ближайшего пригорода. В целом территория Лосиного острова представляет собой лесной массив общей площадью более 120 км2. Одна треть его входит в черту г. Москвы, остальная часть – в Подмосковье.

Пионер среди национальных парков России, украшенный то цветами, то снегами, особый мир вековых лесов, затаенных полян, лугов и болот, населенных своими крылатыми, четвероногими и прочими обитателями, ведущими свою многотайную жизнь у самой черты десятимиллионного мегаполиса. С юга дома московских микрорайонов подступают прямо к национальному парку, и случается, что во двор вдруг заявляется лось собственной персоной – к особой радости ребятишек, замирающих от восторга… Даже в более отдаленном Подмосковье зачастую не встретишь подобного природного разнообразия, как здесь, – буквально на территории Москвы.

На севере же изгибающийся дугой лосиноостровский лес с населяющими его лосями, кабанами, оленями, барсуками, белками, хорьками, полевками упирается в знаменитые яузские болота, где на тысячах гектаров нашли себе дом бобры, ондатры, утки, цапли, выпи, луни, а на пролете – лебеди и журавли.

Национальный парк «Лосиный остров» был организован в августе 1983 г. с целью сохранения уникального природного комплекса, имеющего особую средозащитную и историческую ценность. Почти половина территории парка отведена под заповедную, особо охраняемую, зону. Остальная часть – прекрасные места для отдыха и экологического просвещения людей.

Островами в старину называли наиболее ценные лесные угодья. Но если посмотреть на национальный парк с вертолета, то видишь, что он действительно похож на остров – остров зелени, окруженный морем жилых кварталов и предприятий. Только на северо-востоке парк еще не полностью отрезан от других лесов. А еще увидишь, какой он уязвимый и хрупкий, этот расстилающийся внизу полог леса, словно сшитый из лоскутов зелени разных оттенков. Вот он темно-зеленый и колючий – это густые ельники. Вот светлый, переливчатый – пошли березняки. Плотный, словно вывязанный из пряжи букле, – сосновый лоскут. Роскошный и тенистый – липняки. И то ли шелковый, то ли парчовый – болотная гладь с редкой вышивкой разбегающихся берез.

«Лосиный остров» давно могла бы постигнуть участь многих лесов Подмосковья, которые уже в древности вырубались нещадно, но на эти места, выделяя их среди прочих, обратил свой взор Иван Грозный, а еще раньше – великие князья. Уж очень благодна была «эта землица малая», первое упоминание о которой в русских летописях относится к 1339 г. Да и начиналась она тогда прямо от Кремля... Еще только завершалось строительство новых дубовых стен Москвы, а уже тогда это был уникальный лесной массив среди селений и пашен.

Каждый царь искал в Лосином острове то, что больше всего соответствовало его темпераменту. Иван Грозный предпочитал соколиные забавы. Для чего держалось более 300 лучших соколов. Нередко птиц «с бережением», в особом возке, обитом войлоком, доставляли с Двины, Волги...

Статус царских охотничьих угодий ограждал Лосиный остров пуще самых неприступных заборов. Пойманного нарушителя заповедного режима наказывали плетьми и ссылали на вечное поселение в Азов вместе с чадами и домочадцами.

Позже, в Петровскую эпоху, издается ряд указов. В 1703 г. – указ об охране отдельных лесных массивов с особо ценными породами деревьев. В 1714 г. – указ о запрете охоты на лосей. В 1722 г. – инструкция о порядке рубки и охраны лесов, в которой впервые устанавливаются водоохранные зоны. Поражает масштаб экологических предвидений Петра I: вокруг Москвы в радиусе 10 км запрещалась вырубка леса, а земли не предназначались ни для какой хозяйственной деятельности, «токмо для гуляний горожан». Предприятия, для деятельности которых нужна была древесина, удалялись от города на 200 верст.

Подобные природоохранные меры, которые время от времени предпринимались в Российском государстве, позволили сохранить редкие в ближайшем Подмосковье двухсотлетние сосняки, вековые липняки и ельники, дубовые и кленовые рощи. В 1803 г. издается «Высочайше утвержденный доклад об устройстве лесной стражи», в том числе и в Лосином острове. А через год здесь вводится вольнонаемная стража из 12 пеших и 30 конных стражников. В следующем году Лосиный остров причисляется к заповедным лесам. В 1822 г. проводится первая топографическая съемка, для удобства ухода весь лес разбивается шестиметровыми просеками на 56 кварталов, площадь каждого из которых равнялось квадратной версте.

Это было в давние времена, а сегодня... Пройдем самой людной тропой национального парка – от его входа на Ярославском шоссе до домика лесничего неподалеку от «Медвежьего угла». Живой врачующий воздух в двух шагах от оживленной магистрали, где ни днем, ни ночью не прекращается поток автомобилей. А тут...

Пахнут, кажется, сами стволы, прямо здесь, недалеко от шоссе. Старый пень сплошь зарос цветущей кислицей – пень-цветник, пень-букет. Хочется дышать глубоко и медленно и одновременно часто-часто, чтобы ничего не пропустить, пока мир благоухает (словно ничего не зная ни о выхлопах, ни о выбросах) отцветающей черемухой, быстро и дружно растущей травой, живой землей. Хочется бесконечно идти неасфальтированной дорожкой среди тоненьких берез и осин и хочется тихо сидеть на деревянной скамейке рядом с «Поляной сказок», где играют дети под присмотром родителей и огромных деревянных резных скульптур – любимых сказочных персонажей.

Полдень. Солнце стоит высоко. Шмели покачиваются в цветах, как в гамаках, пролетают пчелы, безошибочно угадывая путь к своим ульям на «Медовой поляне». Кажется, за один такой день листок на березе вырастает вдвое. Каждый миг что-то происходит...

Усадьба Лосиноостровского лесопарка появляется всегда неожиданно. Идешь-идешь лесом и вдруг – этот «хуторок» с пасущимися лошадьми, деревянными постройками, добротными воротами с деревянными украшениями. Место обжитое и в то же время словно нетронутое. Не тронутое нашим техническим веком. Хоть изредка, но такое обязательно нужно видеть – и эту неторопливую дорогу, ведущую к липам, Сосновой гривке и далее – невесть куда, и эту негазонную траву, и лесничего на пороге своего дома...

Неподалеку расположена биостанция, а точнее – лечебница для многих животных. Детишки приносят сюда своих попавших в беду четвероногих друзей и птиц. А потом и взрослые и дети приходят сюда навестить журавля, ушастую сову, ястреба, белку, других лесных обитателей, которых здесь подлечивают, а потом опять возвращают природе. Общение с животными здесь проходит гораздо непринужденнее, чем в зоопарке. С обитателями биостанции легко подружиться.

...А вот и Сосновая гривка со своим неповторимым обликом. Всюду под соснами растут елочки, молоденькие липы. Крона у сосны ажурная и не затеняет, не угнетает растущих внизу «малышей». Лет через 100–200 здесь уже будут ельники и липняки. Дубы в лесу встречаются реже – для этого они слишком светолюбивы. Дуб легче растет на опушке – там он могуч и живет долго-долго.

Чтобы люди могли любоваться и болотом, в национальном парке есть особая тропа. С видовых площадок, с мостков над протоками можно увидеть болотные кочки, россыпь клюквенных бус на ярко-зеленом плюше. Коричневый пыльный бархат созревшего рогоза. Багульник... Целые заводи ряски – всегда одинаково зеленой, одинаково недвижной. Множество желтых кубышек. Меньше – белых, тех, что зовутся водяными лилиями и которые можно увидеть только в чистой воде. А если природа захочет показать вам свое местное чудо (бывает это две недели в году), то вы увидите подмосковную орхидею – розоватый, таящийся по сырым местам кокушник рогатый.

Народная фантазия поселила на болоте сказочную прострел-траву. Любопытно, что так называли сразу два растения – кубышку желтую и белую, которая одновременно была еще и одолень-травой. Именно на болоте искали славяне также знаменитую плакун-траву, заставляющую якобы проливать слезы саму нечистую силу.

И навек облагородила каждое болото несравненная суженая Ивана-Царевича – Царевна-лягушка.

На всей территории национального парка ведутся флористические исследования. О разнообразии здешней флоры можно судить по тому, например, что на научной тропе (буквально на нескольких метрах) насчитывается свыше 30 видов растений. Каждый день здесь проходит специалист, и каждый день становится еще одной строчкой больше в летописи Лосиного острова.

Много в Лосинке разных деревьев, кустарников, трав, разных лесных, луговых, полевых и болотных цветов. Прижились здесь и новые жители – такие как кедр сибирский, бархат амурский, орех маньчжурский. Оказывается (если рассказывать об этом сложном биологическом явлении несколько упрощенным языком), все деревья живут, общаясь друг с другом, и для этого общения есть свой научный термин – аллопатия. Значит, можно предположить, что у деревьев есть свои симпатии и антипатии, даже свои привязанности, и лесоводам, очевидно, это надо как-то учитывать.

Лось – украшение здешнего леса, он живет здесь еще с ледниковых времен. (Кстати, в XIX в. в Сокольниках нашли череп мамонта, когда-то тоже жившего здесь.) Это могучее животное, длина которого достигает почти 3 м, высота в плечах – 2 м, а вес – 400 кг. Рога у лося вырастают к четырем годам (каждый год появляется новый зубец) и достигают «расцвета» к 8–9 годам.

Лось любит лес, торфяные болота, озера, ручьи, и условия Лосинки как нельзя лучше подходят для этого зверя. Самое интересное, что, каким бы неуклюжим и тяжелым он ни казался, лось прекрасно бегает, отлично передвигается по болотам на своих широких копытах. Лось – прекрасный пловец, и если летом вы увидите его стоящим по горло в воде, не думайте, что он завяз или тонет, – просто таким образом он спасается от мух, оводов и слепней.

Но встретиться с лосем в дикой природе не так-то просто: он имеет такое чуткое обоняние, что может почуять человека за 500 м! Зрение у лося гораздо менее развито.

Но лось не только хозяин и символ Лосиного острова. С ним связаны и некоторые проблемы. Например, каждый год на Московской кольцевой автодороге (МКАД) в одних и тех же местах (совпадающих, очевидно, с вековыми тропами этих животных) происходит столкновение лосей с машинами – если водитель мчит мимо леса, не обращая внимания на знаки, указывающие на то, что здесь дорогу часто переходят животные. В результате страдают обе стороны, к тому же раненый зверь – это всегда опасно. Кроме этого, когда начинается сезон охоты, в национальный парк в поисках убежища устремляются лоси со всей округи. А чрезмерное количество лосей становится уже угрозой для подлеска и молодых деревьев. Особенно любят лоси молодые побеги сосны – «сосновые шейки».

И тем не менее каждый раз, когда удается увидеть это великолепное животное, любящее уединенный образ жизни, радуешься и больше веришь в могучие, вечные силы природы. И в человеческий разум.

На сегодняшний день в «Лосином острове» обитает более 250 видов различных позвоночных животных. Из них 45 видов млекопитающих – хищные и копытные, насекомоядные, грызуны и рукокрылые. Лоси, олени, кабаны, лисы, белки, летучие мыши, ежи, землеройки... Растет число зайцев-беляков, норок, ондатр... Есть бобр, горностай, черный хорь, ласка.... В истоках Яузы хорошо себя чувствует выдра. В ручьях и заводях водится 19 видов рыб....

В национальном парке узнаешь о кроте, который, оказывается, прокладывает свои ходы и днем и ночью; о самом обычном еже – нет, он никогда не носит на своих колючках ни грибов, ни ягод и ничего не заготавливает на зиму, потому что проводит ее в спячке, свернувшись в колючий клубок, закатавшись, как в одеяло, в сухие листья, мох, траву где-нибудь в выемке под валежиной. По весне, в брачный период, нежности ежей сопровождаются шипением, укусами, поддеванием колючками, и неискушенному наблюдателю могут показаться самой настоящей дракой. Или незабываемое зрелище: по лесу быстро-быстро бежит мама-ежиха, а за ней, как шарики, катятся ежата...

Если вы любите сказку Льюиса Кэррола «Алиса в Стране чудес», то вспомните, что одним из ее симпатичных персонажей была соня. В «Лосином острове» много орешниковых сонь. Этот крохотный (5–7 см длиной) рыженький пушистый зверек похож на маленькую белочку, только вид у него еще более трогательный и удивленный. Живут орешниковые сони в похожих на шары, сплетенных из листьев трав и мха, гнездах. Шары эти находятся невысоко от земли, иногда не выше 60 см, и нередко становятся добычей одичавших собак. А также кошек. Если бы не они, орешниковых сонь в «Лосином острове» было бы гораздо больше. Уж чего-чего, а корма им тут хватило бы, потому что питаются сони почками, листочками, травинками. Летом они разнообразят свою диету ягодами, грибами, мягкими орешками лещины (пока они еще не созрели). На зиму ничего не заготовляют – на то они и сони, чтобы всю зиму проспать где-нибудь в дупле, питаясь жирком, накопившимся за лето и осень...

Зверек, которого чаще всего можно наблюдать в «Лосином острове», – конечно, белка. То рыженькая – летом, то серенькая – зимой. Встретить ее можно и в хвойном лесу, и в широколиственном, и в смешанном. Справедливо, наверное, говорить о двух группах белок в национальном парке. Одни живут там, где много гуляющей публики, они почти ручные, могут брать корм из рук. А в заповедной части живут осторожные дикие белки, которые ни за что не подпустят к себе.

По тому, как чувствуют себя в лесу мелкие млекопитающие, этот «мелкий лесной народец», можно, по мнению ученых, судить о состоянии всего леса, всей лесной экосистемы. Так что, «Как поживаете, орешниковая соня? И вы, крот? И вы, кто-то быстро мелькнувший в траве и затаившийся под корягой?».

Больше всего в «Лосином острове», конечно, птиц. Отмечают 120 видов гнездящихся птиц, а вместе с пролетными их более двухсот. Среди пернатых хищников, обитающих в Лосинке, – болотный лунь, ястреб-тетеревятник, черный коршун… А еще совы – ушастая, болотная, неясыть. Одно время их оставалось совсем немного, но как только была создана заповедная зона, откуда были выведены все предприятия, многие животные, в том числе и хищные птицы, стали возвращаться в национальный парк. Здесь также стали останавливаться на отдых пролетные лебеди, гуси, журавли.

Входишь в лес – и поражаешься обилию и разнообразию птичьих голосов. Среди них большая синица, московка и гаичка, чиж, королек, поползень, зарянка, зяблик, певчий дрозд, славка-черноголовка, соловьи, пеночка-трещотка, мухоловка-пеструшка, большой пестрый дятел и поражающая своей необыкновенной раскраской иволга.

Если увидите сухие стволы, которые покажутся вам лишними, знайте, что они оставлены специально, – если вглядитесь, то обязательно увидите в них дупло. А вот кто живет в нем, скорее всего будет для вас секретом. Но если вы проявите настойчивость и тактично понаблюдаете за объектом вашего интереса хотя бы в течение нескольких дней, то, может, узнаете еще одну подробность жизни природы.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru