Я ИДУ НА УРОК

О.С. ПАНЬКОВА,
учитель биологии
МОУ «Лицей № 2», г. Братск,
Иркутская обл.

Многообразие и значение простейших

Комбинированный урок в 7-м классе

Задачи урока:

– сформировать у учащихся понятие о многообразии одноклеточных, особенностях строения и жизнедеятельности представителей типов Споровики, Инфузории, о роли одноклеточных в биосфере;

– развивать умения пользоваться различными источниками информации, выделять главное, сравнивать и делать выводы;

– развивать монологическую речь, умение рецензировать письменные и устные ответы товарищей;

– воспитание гигиенических навыков при обсуждении профилактических мер по предупреждению заболеваний, вызываемых простейшими.

Урок проводится на основе курса Н.И. Сонина и В.Б. Захарова «Биология. 7 класс» с использованием материалов соответствующего учебника (М.: Дрофа, 2002) и указанной ниже дополнительной литературы.

ХОД УРОКА

Проверка и закрепление знаний

Для проверки знаний учащихся по ранее изученной теме «Одноклеточные» организуется работа творческой группы, творческих пар и индивидуальная работа. Выполнение заданий контролируется по ходу урока и при взаимопроверке.

Творческая группа

Творческой группе поручается выполнить задания раздела «Олимпиада «Простейшие» из книги «Занимательная зоология». Предполагается, что учащиеся либо дадут правильный ответ, либо выдвинут гипотезы и аргументируют их, т.е. характер заданий требует умения применять полученные знания в нестандартной ситуации. Ответ группы будет предложен для обсуждения классу.

1. В кишечнике человека паразитирует крупная инфузория балантидий. В отличие от инфузории туфельки, у нее нет клеточного рта, глотки и пищеварительных вакуолей. Объясните почему?

(Отсутствие специальных органоидов питания у балантидия можно объяснить тем, что эта инфузория использует уже растворенные питательные вещества, которые поглощает всей поверхностью тела.)

2. В цитоплазме морских простейших лучевиков (радиолярий) живут одноклеточные зеленые водоросли – зоохлореллы. Какое значение для простейших и водорослей имеет такая форма сожительства?

(Это явление называется симбиозом. Зоохлореллы обеспечивают лучевиков питательными веществами за счет фотосинтеза, лучевики же предоставляют зоохлореллам защиту.)

3. Дизентерия, малярия, кокцидиоз, лямблиоз, лейшманиоз. Что общего между всеми этими заболеваниями?

(Все эти заболевания вызываются паразитическими простейшими.)

4. В желудке жвачных млекопитающих – коров, овец, оленей, – питающихся грубой растительной пищей, живут особые инфузории. Общая их масса в желудке коровы достигает 3 кг. Какова роль этих инфузорий в жизни жвачных млекопитающих?

(Инфузории, обитающие в кишечнике жвачных млекопитающих, не причиняют вреда своему хозяину, но помогают расщеплять трудно перевариваемую клетчатку.)

Творческие пары

Творческие пары работают с опережающими заданиями – их ответы будут заслушаны на этапе урока, посвященном изучению нового материала.

Первая творческая пара

Почему ученые считают представителей типа инфузорий самыми высокоорганизованными простейшими? – работа с текстом учебника (с. 99).

(Наличие у инфузорий специальных органоидов: клеточной воронки, клеточного рта, глотки, порошицы; наличие двух ядер; реснички как органоиды движения.)

Вторая творческая пара

Каково значение простейших в природе? – работа с текстом учебника (с. 99) и дополнительным материалом «Значение простейших в природе и жизни человека» из книги «Хрестоматия по зоологии».

(Простейшие – источник питания для других животных; участники образования горных пород; возбудители болезней человека и животных. Можно отметить также значение простейших как индикатора степени загрязненности водоемов.)

Третья творческая пара

Составьте памятку «Профилактика заболеваний, вызываемых простейшими животными» – работа с текстом учебника; использование знаний, полученных самостоятельно из дополнительной литературы и из повседневной жизни.

Пример

1. Пить только кипяченую воду.
2. Не купаться в водоемах со стоячей, загрязненной водой.
3. Соблюдать правила личной гигиены. Мыть руки после работы с землей, общения с животными.
4. Делать предупредительные прививки перед поездкой в тропические страны.

Индивидуальные задания

Предлагаются три задания различного уровня сложности – на выбор. Время выполнения – 7–8 минут.

Задание 1. Оценка «удовлетворительно».

Рассмотрите рис. 1. Раскрасьте цветными карандашами части организма (клетки) амебы и напишите их названия.

Рис. 1

Рис. 1

(1 – ложноножки, или псевдоподии; 2 – ядро; 3 – пищеварительная вакуоль; 4 – сократительная вакуоль; 5 – цитоплазма.)

Задание 2. Оценка «хорошо».

Рассмотрите рис. 2. Сравните строение амебы и эвглены. В чем сходство и различие между этими простейшими?

Рис. 2

Рис. 2

(Сходство: наличие цитоплазмы, ядра. Различия: амеба не имеет постоянной формы тела, эвглена – имеет; у амебы органы движения – ложноножки, у эвглены – жгутики; у эвглены имеются хлоропласты, у амебы – нет.)

Задание 3. Оценка «отлично».

Амеб поместили в пробирку с предварительно прокипяченной водой, охлажденной потом в закрытой пробирке до комнатной температуры. Что произойдет с амебами? Почему?

(Амебы погибнут, т.к. в кипяченой воде отсутствует кислород.)

Индивидуальное задание повышенной сложности для ученика, интересующегося зоологией, имеющего хорошую подготовку и широкий кругозор. (Тест по теме «Подцарство Простейшие» из дополнительной литературы.)

Работа у доски

1. Заполнить первые две колонки таблицы 1, используя значки «+» и «–».

2. Закончить заполнение схемы и привести примеры организмов.

Таблица 1. Строение простейших

Органоиды

Простейшие

амеба

эвглена земная

инфузория туфелька

Ядро
Ложноножки
Жгутики
Реснички
Пищеварительная вакуоль
Сократительная вакуоль
Ротовое отверстие
Порошица
Хлоропласты

     

Фронтальная беседа

С учащимися, не получившими задания в группе, парах, индивидуально, организуется беседа с целью актуализации знаний.

Вопросы для проведения беседы

1. Какие особенности характерны для представителей подцарства Одноклеточные? (Состоят из одной клетки, есть цитоплазма, ядро.)

2. Какие жизненные свойства характерны для одноклеточных организмов? (Дыхание, питание, выделение, движение, размножение.)

3. Каковы способы питания одноклеточных? (Автотрофный, гетеротрофный, миксотрофный.)

4. Какие специальные органоиды имеются у простейших для питания? (Пищеварительная вакуоль, клеточный рот, клеточная глотка.)

5. Объясните явление. Водоем, населенный простейшими, высох. Пошли дожди, заполнили его, в водоеме вновь появились простейшие. (Неблагоприятные условия простейшие переносят в состоянии цисты, а с наступлением благоприятных условий вновь возобновляют свою жизнедеятельность.)

6. Какие колониальные простейшие вам известны. В чем преимущество колониальных организмов? (Вольвокс. Увеличивается скорость движения к более благоприятным местам. Пища, захваченная одним из членов колонии, становится общей.У более крупных колониальных организмов меньше врагов, чем у отдельных клеток.)

7. В пазухах листьев высокой пальмы скопилась вода. Через некоторое время в ней были обнаружены те же простейшие, что и в расположенном рядом озере. Каким образом они могли «взобраться» на пальму? (Цисты простейших занес в пазухи листьев ветер.)

Во время фронтальной беседы учащиеся, работавшие с заданиями индивидуально, закончив, передают их для проверки ребятам, назначенным на сегодняшнем уроке консультантами учителя. Консультанты, проверив работы, готовятся прокомментировать выставленную оценку.

Изучение нового материала

Внимание класса обращается к схеме на доске. Акцентируется внимание на более полное заполнение схемы в части «Тип Саркожгутиконосцы» и недостаток информации в остальной части. Учащиеся самостоятельно формулируют задачи урока.

Учитель. Прежде чем приступить к изучению нового материала, предлагаю вам провести расследование одного необычного случая. Во время Кавказской войны в XIX в. в крепости Адлер, окруженной болотами, за пять лет вымер весь гарнизон русских солдат численностью в 922 человека. Убитых горцами среди них почти не было. Причина гибели солдат была иная. Как вы думаете какая?

(Выслушиваются и обсуждаются версии, предлагаемые учащимися.)

Чтобы узнать ответ, прочтите текст учебника на с. 98.

(В ходе работы с учебником выясняется причина гибели – малярия. Обращается внимание учащихся на тот факт, что еще сто лет назад в районе Черноморского побережья не было здравниц, практически отсутствовало население. Только когда были найдены способы борьбы с малярийным комаром, эта территория стала использоваться как курортная зона.)

Почему трудно бороться с возбудителями данного заболевания?

(Обсуждение, формулировка верного ответа: у малярийного плазмодия сложный жизненный цикл со сменой хозяев, что и затрудняет борьбу.)

Выступление первой творческой пары

По ходу ответа на доске заполняется третья колонка таблицы 1. После сообщения класс делает вывод о сложном строении организма инфузории.

Учитель. Несмотря на то, что размеры простейших очень малы, они имеют большое значение в природе и жизни человека.

Выступление второй творческой пары.

После рассказа о значении простейших все учащиеся самостоятельно заполняют таблицу 2 в тетради. При заполнении ребята могут пользоваться текстом учебника. По мере заполнения таблица проверяется, корректируется. Акцентируется внимание на информации, полученной из дополнительной литературы при работе участников творческой пары.

Таблица 2. Роль простейших в природе и жизни человека

Положительное значение

Отрицательное значение

 

 

 

 

Учитель. Простейшие нередко становятся причинами заболеваний человека. Как уберечься от этих заболеваний?

Выступление третьей творческой пары.

После выступление проводится обсуждение и дополнение памятки. Внимание учащихся акцентируется на правилах личной гигиены.

Корненожки

Корненожки

Жгутиконосцы

Жгутиконосцы

Подведение итогов урока

Внимание класса вновь обращается к схеме «Подцарство Одноклеточные» на доске.

Какие новые знания вы получили на уроке?

Домашнее задание

Текст учебника на с. 98–99. Тест «Какие утверждения верны», – с. 100.

Познакомиться с содержанием мифа о сражении Геракла с Гидрой. (Этот вопрос будет актуальным при изучении новой темы.)

Литература

Гуфельд И.М. Зоология. Тетрадь с печатной основой для учащихся 7 класса. – Саратов: Лицей, 1997.

Молис С.А. Хрестоматия по зоологии для VI–VII классов. – М.: Просвещение, 1974.

Теремов А.В., Рохлов В.С. Занимательная зоология. Книга для учащихся, учителей, родителей. – М.:  АСТ-ПРЕСС.

Шалапенок Е.С., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии. – М.: Рольф, 2000.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru