КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Педагогический университет "Первое сентября"

ЛЕРНЕР Г.И.

Курс «Педагогическая теория – современному учителю»

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА

№ газеты

Учебный материал

33

Лекция № 1. Дидактика как универсальный инструмент педагогического творчества

35

Лекция № 2. Содержание биологического образования в современных условиях и его состав

37

Лекция № 3. Методы обучения, их специфика.
Контрольная работа № 1 (срок выполнения – до 15 ноября 2004 г.)

39

Лекция № 4. Проблемное обучение на уроках биологии

41

Лекция № 5. Проектная деятельность.
Контрольная работа № 2 (срок выполнения – до 15 декабря 2004 г.)

43

Лекция № 6. Структура и типы уроков

45

Лекция № 7. Интеллектуальное и нравственное развитие на уроках биологии

47

Лекция № 8. Методологические аспекты науки на уроках биологии

Итоговая работа – разработка урока.
Итоговые работы, сопровождаемые справками из учебного заведения (актами о внедрении), должны быть направлены в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2005 г.

Лекция № 7. Интеллектуальное и нравственное развитие на уроках биологии

О дефиците любви; интеллектуальные умения и некоторые приемы их формирования

В этой лекции мы поговорим о том, чего в настоящее время больше всего не хватает биологии как учебному предмету, – об эмоциональности, увлекательности и размышлениях, интеллектуальном напряжении. Школьники XXI века, как впрочем, и многие взрослые люди, испытывают дефицит любви – любви к окружающему миру, любви к ближнему, любви к себе со стороны общества и окружающих людей. Эмоциональная недостаточность – это наиболее точный, на мой взгляд, диагноз, который можно поставить современному обществу. Многие из нас настолько привыкли к трагедиям и печальным новостям, что перестали их принимать близко к сердцу. Организаторы и исполнители насильственных актов потеряли человеческий облик, но и те, кто присваивает деньги, предназначенные для помощи пострадавшим в Беслане детям, тоже вряд ли могут считаться людьми.

Учитель биологии, как, может быть, никакой другой школьный учитель, владеет средством пробуждения в детях таких эмоций, как сочувствие, сострадание, восхищение жизнью, благоговение перед живым. Эти качества формируются с раннего детства и должны культивироваться в людях всю жизнь. Я прекрасно понимаю всю идеалистичность своих призывов. В мире существуют войны, религиозные и этнические распри, голод и безработица. Трудно быть пацифистом и призывать к всеобъемлющей любви. И, тем не менее, – это профессиональный и человеческий долг учителя биологии. Он раскрывает перед учащимися ценности Жизни.

Нет нужды в газетной статье давать методические рекомендации о том, как передать ученикам эмоциональный и нравственный опыт. Эти способы отражены в каждом слове учителя, в его поведении, его отношении к делу, детям, предмету. Надо просто думать о том, что ваши чувства, ваши переживания и ваши слова могут оказаться единственными нужными и запоминающимися впечатлениями, полученными ребенком в школе. Нравственность – это ведь, в конечном счете, такая система ценностей человека, с которой он комфортно чувствует себя в обществе, а общество комфортно принимает его. Понимая это, учитель биологии может раскрыть перед учащимися все разнообразие проявлений жизни таким образом, что школьники поймут и почувствуют красоту живых существ, гармоничность их отношений с природой, сбалансированность потребностей и возможностей, обеспечивающих их существование.

Не менее существенным фактором в обучении биологии представляется интеллектуальное развитие школьников средствами нашего учебного предмета. Проблема формирования интеллектуальных умений особенно актуальна на фоне заметной потери интереса к чтению, самостоятельному познанию. Телевидение, компьютерные игры и чаты в Интернете стали доминирующими источниками информации для детей. Школьники 5–6-х классов, как правило, теряют интерес к чтению, и отнюдь не всегда восстанавливают его к старшим классам. Репродуктивный характер учебной литературы, отсутствие в ней проблемных материалов, активизирующих познавательную деятельность школьников, также не способствуют развитию интеллектуальных умений. Не так давно на одной из моих лекций учителя жаловались на то, что дети не хотят пользоваться справочниками и словарями, недовольны, если в проверочные работы включается материал, который изучали в прошлом году, сопротивляются любому предложению подумать, поискать ответ в дополнительных источниках информации.

Конечно, на этом основании нельзя делать обобщающие выводы. Дети, как и учителя, разные. Есть блестящие дети и блестящие учителя. Их усилиями создаются великолепные исследовательские проекты, выигрываются олимпиады и конкурсы, поддерживаются парки, сады, пришкольные участки и т.д. Но я говорю о массовых тенденциях, о том, что бросается в глаза и беспокоит множество учителей и родителей. Именно поэтому одна из основных задач учителя биологии и заключается в развитии интеллектуальных умений у всех учащихся.

Под интеллектуальными умениями в психологии и педагогике понимают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и конкретизация. Однако эти операции представлены в литературе, как правило, в достаточно общем виде. Учителю же важно понять, как, какими средствами можно развивать эти умения в рамках своего учебного предмета, каковы этапы развития этих умений, какие достижения учащихся свидетельствуют о их сформированности.

Задача формирования навыков самостоятельного учебного труда, развития интеллектуальных способностей учащихся диктуется развитием современного общества, усиливающимся потоком информации из самых разных источников, необходимостью быстро ориентироваться в этом потоке и извлекать из него наиболее существенные знания. Легкость и скорость адаптации к изменяющимся условиям жизни в значительной мере определяется личными качествами человека, его образовательной культурой и воспитанием. Роль образования и школы, в частности, заключается, прежде всего, в том, чтобы научить школьника самостоятельной работе с различными источниками информации, но в первую очередь с книгой.

Бытующее в общеобразовательной школе стихийное, от случая к случаю, обучение работе с учебной литературой не приводит к желаемым результатам. Именно поэтому так много учеников, не умеющих бегло и осмысленно читать учебный текст даже в старших классах. К сожалению, многие выпускники школы и большинство абитуриентов не владеют элементарными навыками работы с учебной литературой. Одной из причин такого положения дел является то, что ни авторы стандартов по учебным предметам, ни авторы программ и учебников (за редким исключением) не закладывают в них необходимость формирования умений кратко излагать текст, ставить к нему простые вопросы, устанавливать ближайшие и отдаленные связи между понятиями и т.д.

Обычно в качестве причин, определяющих такое состояние дела, называют и постоянную нехватку времени, отведенного лишь на прохождение программы в рамках учебного плана, и чрезмерную загруженность учащихся домашними заданиями. Мне же кажется, что основными являются следующие причины.

1. Отсутствие учебников и учебных пособий по предмету, специально предусматривающих развитие навыков работы с книгой, приемов научного мышления, варьирование заданий в соответствии со способностями, склонностями и особенностями развития учащихся.

2. Преобладание информационно-репродуктивного метода обучения в массовой школе, несмотря на все последние реформы и декларации, провозглашающие необходимость формирования творческих способностей и личностного развития.

В лекции № 2 мы уже говорили о некоторых приемах формирования учебных умений при работе с текстом. Сейчас же я хочу привести фрагмент урока, показывающий методику формирования интеллектуальных, методологических знаний и умений. Урок посвящен возникновению клеточной теории. В коротком вступлении учитель сообщает, что «каждый из нас в повседневной жизни сталкивается с целым рядом проблем, которые необходимо решать. Постепенно приходит умение находить выход из создавшейся ситуации, но для этого нужен опыт. Как он появляется? Что-то человек узнает из книг или телевизионных передач, что-то – от родителей. Иными словами, значительную часть опыта человек приобретает самостоятельно, решая какие-то задачи. Так и в науке: понимание научных явлений приходит только после того, как ученые неоднократно с ними столкнутся, попытаются систематизировать, истолковать и подтвердить полученные данные.

В основе такого понимания лежат постоянные наблюдения за объектом исследования. Затем ученые выдвигают гипотезы, т.е. предположения, которые позволяют наметить ход решения проблемы, объяснить данные наблюдений. После этого проводятся эксперименты, подтверждающие или опровергающие выдвинутые гипотезы. Гипотеза становится научным фактом, предсказывающим появление новых фактов или явлений, и вместе с другими фактами, имеющими отношение к данной проблеме, считается теорией. Научные теории могут изменяться по мере развития исследований в данной или смежной областях знания. Так, постепенно, развивались и изменялись многие научные теории, например теория происхождения жизни на Земле, клеточная, эволюционная и другие биологические теории».

Далее используем возможности параграфа № 6 из учебника «Общая биология» под ред. Д.К. Беляева и А.О. Рувинского для реализации обсуждаемых целей (сразу заметим, что учебник в данном случае может быть и другим).

Так, на начальном этапе обучения функция постановки вопросов должна принадлежать в основном учителю, и только самые простые вопросы, ответы на которые есть в тексте, ставятся учениками.

1. О чем говорится в приведенном тексте? (О возникновении и развитии клеточной теории.)
2. Что говорится в тексте об этом? (О том, что ряд ученых создал основные положения клеточной теории.)
3. Что означает понятие «теория»?
Возникают определенные затруднения с формулировкой определения. Найдите в словаре слово «теория» и соотнесите словарное значение со значением этого слова в учебнике.
(Ответ: комплекс взглядов, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; целостное представление о закономерностях и существующих связях определенной области действительности.)

Далее ставятся следующие вопросы.

4. Какие основные философские идеи легли в основу клеточной теории? (Гипотеза о существовании элементарной структуры жизни; идея общности происхождения и строения живых систем.)
5. Что послужило стимулом для развития представлений о клетке как элементарной основе жизни? (Развитие микроскопии, других технических методов исследования.)
6. Каждая теория должна обладать прогностическими функциями. Обладает ли ими клеточная теория? (Да, так как она предсказала не только сходство в строении всех клеток, но и универсальность генетического кода, особенностей обмена веществ, закономерностей развития. Впоследствии были открыты нуклеиновые кислоты, выяснена их роль в передаче наследственной информации и т.д.)
7. Можете ли вы назвать еще одну-две теории, в которых бы объяснялись близкие к клеточной теории идеи?
Это очень сложный вопрос, но он важен с точки зрения развития самостоятельного мышления, склонностей к поиску сходств и различий, навыков анализа и обобщения.
Ответ может и не быть получен, но нужно вывести учащихся на обсуждение атомно-молекулярного учения и теории Бутлерова. Можно обсудить идеи, лежащие в основе периодического закона Д.И. Менделеева. Важно показать, что в основе этих теорий лежат идеи поиска элементарной структуры исследуемой системы (атом, молекула, кристалл, клетка), характера взаимодействия их элементов, новых качеств системы.

В приведенном фрагменте урока показано, что анализ текста параграфа может потребовать от учеников применения даже творческих умений, ведущих к новым для них знаниям, которые могут быть получены только с помощью вопросов к тексту. Важно, чтобы система вопросов и заданий предусматривала включенность всех компонентов содержания образования и способов деятельности по его усвоению.

Работа учителя, направленная на формирование интеллектуальных умений – это работа, рассчитанная на годы. Важно, чтобы биология, как учебный предмет, развивала в ребенке такие качества самостоятельной, творческой личности, как :

– умение видеть проблему;
– умение выдвигать гипотезы, подлежащие проверке;
– умение предлагать способы проверки гипотез;
– умение намечать план решения проблемы;
– умение привлекать имеющиеся знания для решения проблемы;
– умение аргументировать свои решения;
– положительную систему нравственных ценностей.

Литература

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.,1996.

Государственный образовательный стандарт

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. – М.: Просвещение, 1991.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Каким, по-вашему, требованиям должна отвечать система вопросов и заданий к уроку, теме?
2. Предложите одну-две гипотезы, которые могли бы лечь в основу клеточной теории.
3. Продумайте, какие еще идеи и факты можно включить в уроки по клеточной теории.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru