Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №45/2004

КОПИЛКА ОПЫТА

Т.А. ВАСИЛЬЕВА,
учитель биологии,
ГОРБУЛИНСКАЯ В.,
ученица 8-го класса,
школа № 969, г. Москва

Об эстетическом воспитании

Природа и есть тот источник красоты,
которого достается на всех, из которого
каждый черпает по мере разумения.

К.А. Тимирязев

Основная цель эстетического воспитания – развитие у подрастающего поколения способности воспринимать и оценивать прекрасное в природе и в творениях человека. Прививать детям любовь к природе, гуманизм, желание охранять и улучшать родную природу – значит воспитывать любовь к Родине, патриотизм. Красота облагораживает человека, в этом ее могучая сила. Умение увидеть, найти прекрасное в окружающих предметах, в природе – одно из замечательных качеств всесторонне развитой личности.

В средней школе учителя биологии, географии, экологии должны стремиться показывать природу во всем ее величии. Ведь красота внешнего мира очень разнообразна.

Эстетическое воспитание надо начинать в детском саду, в начальных классах школы. Проведение праздников, посвященных природе, создает красивую, радостную обстановку. И в ежедневных играх тема природы должна играть главную роль.

Создание в детских учреждениях зимних садов и уголков живой природы поможет не только расширить знания о природе, но и сыграет важную роль в эстетическом воспитании. Дети стремятся приходить туда, смотрят и трогают растения и животных. Им следует объяснять, что цветы – это живые организмы, о которых мы еще знаем далеко не всё, что это «наши зеленые друзья», и они будут красивыми, только если за ними будет постоянный заботливый уход, если мы их будем любить.

В подборе комнатных растений для зимнего сада педагогу помогут посещение ботанического сада, научная литература, журналы по цветоводству, беседы со специалистами-ботаниками.

Подводный мир за стеклом тоже очень привлекает детей. Водные растения, яркие рыбки (их подбор нужно производить очень разумно, помнить о рыбках-«драчунах» и хищниках), медленно двигающиеся улитки – все она доступны для наблюдений.

При уходе за животными у детей появляется и утверждается особое чувство ответственности за жизнь питомцев. В раннем детстве любовь к природе мы наблюдаем часто, но не всегда поддерживаем. Однажды я услышала рассказ мальчика о том, что он не может простить свою маму, которая выкинула из квартиры котенка без всяких объяснений. Маленькая девочка взяла в руки лягушку, мама накричала, смахнула животное – ребенок заплакал.

Мы, взрослые, должны поддерживать эти добрые начала в детях, подчеркивать красоту животного и его движений, элементы разумности в его поведении, отмечать влияние ласки и проявления заботы о нем. Осторожность нужна, но разумная, не пугающая ребенка.

А как увлекают детей экскурсии и походы в природу! Справедливы слова русского педагога К.Ушинского: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности города, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?» Даже зимой, когда природа как будто «засыпает», красота ее завораживает. Это – «зимняя сказка».

В школьные годы следует умело сочетать главный труд ребенка – учебу с отдыхом и походами, путешествиями. В походе и на экскурсиях важно подчеркивать разнообразие красот природы, беседовать о роли в ней человека, о разумном использовании природных богатств и их охране. Результат обязательно будет успешным, а увиденное и услышанное оставит у ребят глубокое впечатление.

Объясните ребенку, что не стоит ради минутного удовольствия срывать цветы. Красиво цветущие растения радовали и других людей, а теперь превратились в мусор. Дети понимают, что нас всюду окружает живое и в наших силах сохранить или отнять у него жизнь. Они почувствуют себя «добрыми великанами» и не будут творить зло.

Глядя на лес, они понимают уже, что это огромное богатство. Но это и красота, которую художники, поэты, писатели и композиторы отражают в своих произведениях – пейзажах, стихах, музыке.

Эстетическое воспитание – это своеобразный вид познания окружающей жизни. Оно связано с трудом, творчеством даже самого маленького человека. Понаблюдайте, как маленькие детишки лепят что-то из песка! Значит, эстетическое воспитание включает в себя и трудовой аспект. Понравилось растение – вырасти такое же: вот тебе семена, вазон, почва. Показались красивыми птицы – не забывай насыпать корм в кормушку.

А если понравился кустик или деревце, попробуй нарисовать его. Рисункам детей надо уделять большое внимание. Рисуя, ребенок мечтает. Эта мечта ведет его в новый мир – мир волшебной красоты и радости. Однако дети – реалисты, чаще всего они рисуют то, что видят вокруг. Внимательно присматриваются, наблюдают, анализируют и... спрашивают, спрашивают. К этому мы, взрослые, должны быть готовы.

В эстетическом воспитании приходится учитывать смену времен года. Так весной надо создавать детям радостное настроение, вызывать у них желание трудиться, творить, выращивать. Хороши для этого работы в саду, парке, на пришкольном участке, на улицах. Труд весной обязательно должен поддерживаться взрослыми.

Срезанные веточки деревьев и кустарников хорошо бы принести в помещение, обновить срезы под водой и поставить в прозрачный сосуд с водой. Дети с удовольствием будут наблюдать за образованием корней и распусканием листьев. Это будет продолжением жизни, что очень радует детей.

Лето – пора пышного цветения. Дети любят составлять букеты. Им необходимо объяснить, что и как срезать, какие растения можно объединять и т.д. Например, в вазочку с садовым ландышем не стоит ставить другие растения, иначе они быстро завянут. А некоторые растения, такие как лесной ландыш, полевая гвоздика, рвать нельзя, так как они стали или становятся редкими. Так продолжается воспитание хорошего вкуса и бережного отношения к природе.

Осенний период – время сбора материала (семян, сухих плодов и шишек) для поделок. Детей часто приходится останавливать и объяснять, что брать надо столько, сколько используешь, не больше. У Н.Лескова есть прекрасные слова: «У природы нет ни кулака, ни зуба, чтобы защищаться от недругов. Ее сокровища вверены нашей совести и благородству». Надо быть добрыми друзьями природе.

Работу по эстетическому воспитанию школьников удобно проводить и на базе выставок и музеев, создаваемых руками самих учащихся.

С первого же дня работы нашей школы № 969 начала претворяться в жизнь идея создания школьного музея «Экологическое просвещение». Большую часть экспонатов мы получили в виде подарков от научных учреждений: Института океанологии им. П.П. Ширшова, Московского государственного университета, Геологического музея им. В.И. Вернадского, Сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, павильонов «Охрана природы» и «Биология» ВВЦ, Дома природы г. Москвы, Главного ботанического сада РАН и др. Размещали и оформляли экспонаты учащиеся, которые занимались в кружке «Юный эколог».

Экспозиция музея представлена в виде отдельных направлений.

1. Антропогенное влияние на природу.
2. Чистый воздух – наше здоровье.
3. Вода до города и после.
4. Медико-санитарное обучение и профилактика.
5. Зеленый наряд Москвы и Подмосковья.
6. Экологическое просвещение.
7. Леса мира.
8. Друзья человека (собаки, кошки и лошади).
9. Берегите пернатых друзей.
10. Жизнь леса и его обитателей.
11. Красная книга растений.
12. Красная книга животных.
13. Жизнь морей и океанов.
14. Плоды рук человеческих.
15. Насекомые-опылители.
16. Минералы.
17. Отпечатки древних организмов (палеонтология).
18. Растения жарких стран.
19. Роза – царица цветов.
20. Польза «зеленого друга».

За 16 лет работы музея сделано немало. Здесь часто проходят уроки не только по биологии и экологии, но и по географии, естествознанию, ОБЖ, технологии кулинарного дела. Помогаем мы и классным руководителям в проведении внеклассных мероприятий, а во время школьных каникул – в проведении викторин, весенней практики.

Проводятся в музее развивающие занятия для учащихся начальной школы, например, по таким темам:

1-й класс – «Земля – наш общий дом»;
2-й класс – «Природа и человек»;
3-й класс – «Природа – источник жизни на Земле»;
4-й класс – «Помогать природе и укреплять здоровье – наша задача».

Экспозиция музея дает возможность проводить экскурсии для учащихся других школ и дошкольников – детей из детских садов нашего округа. Частыми гостями музея являются родители учеников школы.

Ежегодно выбирается совет музея из учеников школы. Члены совета проводят уроки-экскурсии по экспозиции музея, организуют и проводят исследовательскую работу, участвуют в оформлении пришкольного участка.

В музее проходят занятия кружка «Юный эколог» и факультативов «Способности человека» (для младших школьников) и «Лес» (для старшеклассников).

В музее много комнатных растений, есть тепличка, где ученики практикуются в посадке и выращивании растений.

В перспективе развития музея – расширение числа направлений в экспозиции, дальнейшее пополнение экологической библиотеки и игротеки.

В марте 1992 г. наш музей получил статус «Народного».

Фото автора

 

Рейтинг@Mail.ru