Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №43/2004
Месячник зимующих птиц

КОПИЛКА ОПЫТА

М.К. ЭВЕРСТОВА,
учитель биологии Сангарской гимназии,
Кобяйский улус, Республика Саха (Якутия)

Месячник зимующих птиц

(Сценарий заключительного праздника)

1-й ведущий. Дорогие ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о зимующих птицах. Вы много узнаете о наших замечательных пернатых друзьях!

Звучит песня о птицах в исполнении участников школьного ансамбля «Ровесник».

2-й ведущий. Зима у нас суровая, и зимующие у нас птицы доставляют нам особую радость! И не будем забывать, что даже зимой они выполняют существенную роль в круговороте веществ в природе.

Кедровка

Кедровка

Победители школьного конкурса «Зимующие птицы» читают стихи собственного сочинения.

1-й ведущий. Зимняя орнитофауна Якутии представлена 48 видами, а в нашем улусе – 20 видами. Распространены они неравномерно. Одних птиц мы видим постоянно, так как они живут недалеко от наших домов, это снегири, воробьи, вороны. Других птиц – тетеревов, глухарей, дятлов – мы можем увидеть только в лесу.

2-й ведущий. Теперь проверим ваши знания о зимующих птицах. Сегодня у нас две сборные команды из представителей параллельных классов. Каждая команда приготовила приветствие и девиз.

1-й ведущий. Команды отвечают на вопросы. На первом этапе соревнования победит команда, которая даст больше правильных ответов.

Оляпка

Оляпка

1. Распространение этой птицы зависит от распространения хвойного дерева, и само название птицы происходит от названия этого дерева. Что это за птица? (Кедровка.)

Дубонос

Дубонос

2. Название этой птицы происходит от названия широко известного дерева, произрастающего на юге, и органа человеческого тела, соединенных через гласную букву «о». (Дуб–о–нос.)

3. Это крупная птица семейства соколиных. А название ее очень похоже на название печенья без сахара, надо только заменить две буквы. (Кречет, печенье – крекер.)

4. Эта птица добывает корм под водой, бегая по дну водоема. Зимой она держится у незамерзающих перекатов. Как правило, встречается по одной или парами. (Оляпка.)

5. Это птица откладывает яйца в апреле, когда у нас еще снег и мороз. Как называется эта храбрая птица? (Клест.)

6. Если переставить буквы в названии города Ровно, то получится название птицы, у которой окраска черная с металлическим синеватым блеском и хвост клиновидной формы. (Ворон.)

Сойка
Сойка

7. Переставьте буквы в слове «косой» и вы получите название небольшой птицы с ярко-голубыми перьями на «плечах». (Сойка.)

Филин

Филин

8. Это самая крупная среди наших сов, с хорошо развитыми «ушами». Эти «уши» – пучки перьев на голове – черные с желтоватыми краями. (Филин.)

2-й ведущий. Первый этап соревнования закончился. Теперь следующее задание. Перед вами названия птиц и их местообитаний. Вы должны соотнести их друг с другом. Какая команда быстрее и правильнее справится с заданием, та и победит.

Звучит песня о птицах в исполнении ансамбля «Ровесник».

1-й ведущий. Теперь послушайте следующее задание. О каких птицах говорится в этих загадках?

1. Коса – костяная, пашня – деревянная. (Дятел и пень.)

2. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
В полях ночует,
Коноплю ворует.

(Воробей.)

3. Живет в лесу, ухает, как разбойник, люди его боятся, а он людей боится. (Филин.)

4. Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова.)

5. Летела стая тетеревов, села на деревья. По двое на дерево сядут – одно дерево лишнее. По одному сядут – один тетерев лишний. Сколько было тетеревов и сколько деревьев? (Четыре тетерева и три дерева.)

2-й ведущий. А теперь послушаем лучшие рассказы и сказки о зимующих птицах, сочиненные победителями нашего школьного конкурса.

1-й ведущий. Следующий этап игры называется «Дорисуй и расскажи». Вы должны завершить неоконченные рисунки – изображения птиц и рассказать об этих птицах.

2-й ведущий. В настоящее время охрана зимующих птиц становится все более необходимой в связи с постоянным усилением отрицательного воздействия человека на природу. Для успешной охраны необходимы знания о птицах, их образе жизни. Послушайте, как мы помогли зимующим птицам, сколько кормушек и дуплянок мы повесили.

Сообщение командира группы «Зеленые».

 

Рейтинг@Mail.ru