ИСТОРИЯ НАУКИ

Н.С. КРЮКОВА,
г. Тобольск

Николай Лукич Скалозубов

Губернский агроном, селекционер, общественный деятель... невозможно полностью передать образ этой яркой личности, рассказать об огромной роли, которую сыграл этот человек в истории Сибири и всего нашего государства.

Н.Л. Скалозубов родился 29 октября 1861 г. в Костроме. Окончил Костромское реальное училище, а затем Петровскую академию в Москве со степенью кандидата сельского хозяйства. Работал на разных должностях в Красноуфимском уезде Пермской губернии.

В апреле 1894 г. Н.Л. Скалозубов был назначен тобольским губернским агрономом. Совершив ознакомительную поездку по губернии, он отметил, что бичом местного сельского хозяйства являются наводнения, засухи и удаленность населенных пунктов и мест, пригодных для пашни. Собрав во время поездки 135 образцов почвы, Николай Лукич предложил ряд мер по улучшению ее структуры. В местах, подверженных засухе, он предлагал сеять колосовые хлеба с глубоко уходящими в почву корнями, которые смогут извлекать питательные вещества и влагу из глубоких нижних слоев. Введенное им в дальнейшем травосеяние увеличило кормовую базу животноводства и позволило сделать его более эффективным в условиях засухи. Обращал внимание Николай Лукич и на важность механизации сельского хозяйства, на необходимость повышения его технологического уровня.

Проанализировав экономическую сторону сельского хозяйства в губернии, Скалозубов пришел к выводу о необходимости переработки сырья на месте и вывоза уже готовой продукции. Много сил он уделил развитию маслоделия, принимая участие в организации маслобойных артелей. При его поддержке эта отрасль в Западной Сибири достигла небывалых для края размеров: вывоз масла на мировой рынок поднялся за 3 года с 4 до 100 тыс. пудов. Некоторые иностранные фирмы даже выдавали сибирские масло и сыр за голландские и датские. Возник скандал. Тогда в зарубежных газетах появились сведения, что сибиряки добавляют в сливочное масло топленый бараний и свиной жир. Скалозубов лично проверил качество масла и заставил иностранцев признать, что газетные сообщения – клевета.

По инициативе Н.Л. Скалозубова в 1895 г. была проведена сельскохозяйственная выставка, на которой представлена природа, культура, быт края, отражено состояние сельского хозяйства губернии и показаны его возможности. Затем Тобольская губерния «побывала» и на Всероссийской сельскохозяйственной выставке, и на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., где Н.Л. Скалозубов был награжден серебряной медалью.

В губернию завезли ярославских быков и вологодских коров, что позволило вывести новую породу крупного рогатого скота – курганская. Широко развивалось свиноводство: для улучшения местной породы была завезена крупная белая порода свиней.

Большое внимание Николай Лукич уделял развитию в губернии пчеловодства. В мае 1900 г. он встретился в Петербурге с Д.И. Менделеевым, который помог с получением частных кредитов на развитие этой отрасли.

Н.Л. Скалозубов опубликовал более 270 трудов, среди них «Урожай хлебов в Тобольской губернии», «Коллекция образцов почв Тобольской губернии», популярная брошюра о свиноводстве. Он сам распространял агрономические знания среди крестьян, а в 1900 г. в деревне Соколовка, близ Тобольска, открыл первую в Западной Сибири сельскохозяйственную школу.

В 1913 г. Скалозубов, изучив научные работы по селекции, приступил к организации собственных опытов. В имении Л.Д. Смолина в Петровском, близ Кургана, была образована первая в Сибири селекционная станция, имевшая целью выведение новых, районированных для Западной Сибири, сортов злаков. При селекционной станции Николай Лукич организовал метеорологический пункт, наблюдения на котором велись под руководством сотрудников физической обсерватории в Екатеринбурге.

В 1914 г. Скалозубов выделил для размножения и дальнейшего изучения лучшие линии пшеницы, среди которых были и родоначальники сортов «Мильтурум 321» и «Цезиум 111» (первый был выведен из материала Тобольской губернии и курганской «Красноколоски», а второй – из примеси в хозяйственном сорте «Полтавка» с Безенчукской опытной станции).

К весне 1915 г. на испытаниях находилось 700 образцов пшеницы и овса. Питомники размещались на площади более 10 га. Исходный материал для селекции кукурузы, бобов, гороха, картофеля, сахарной свеклы, озимой пшеницы собирался по всей России и даже в других странах.

Отметим, что после смерти Н.Л. Скалозубова результаты его селекционной работы были использованы на опытной станции его имени, организованной в Омске. Работа Николая Лукича была успешно продолжена. Яровая пшеница «Мильтурум 321» находилась в производстве с 1929 г. и занимала в Сибири, на Урале и в Европейской части СССР огромные площади. Полученный позже на основе этого сорта сорт «Мильтурум 553» распространился еще шире. Другой сорт, созданный Николаем Лукичом, «Цезиум 111» (в производстве также с 1929 г.), стал лучшим по хлебопекарным качествам среди сортов яровой пшеницы в СССР и за рубежом. До настоящего времени эта пшеница используется при создании новых сортов.

Много сил отдавал Скалозубов Тобольскому губернскому музею. В 1894 г. он был избран в его правление, а вскоре стал хранителем музейных фондов. По его замыслу музей должен был стать центром научных исследований края. Будучи в разъездах, Николай Лукич собирал для музея все, что заслуживало внимания. Он организовал «Отдел сельского хозяйства и кустарной промышленности», собрал обширную библиотеку по сибиреведению, этнографии, сельскому хозяйству, флоре и фауне, выступал с лекциями. В 1896 г. при его участии в музее начал создаваться и художественный отдел.

Главным препятствием для развития музея был недостаток средств. Впоследствии, благодаря содействию Н.Л. Скалозубова как депутата Государственной Думы, музей стал получать ежегодные правительственные субсидии.

Общественная деятельность Николая Лукича чрезвычайно обширна. Он преподавал ботанику в фельдшерской школе, был активистом Общества изучения Сибири, принимал участие в заседаниях Тобольского отделения Общества рыболовства. За участие в I Всеобщей переписи населения был награжден орденом Станислава III степени.

В 1905 г. Н.Л. Скалозубов стал одним из организаторов крестьянского съезда в Тобольске. Задачей съезда было разъяснение крестьянам Манифеста 17 октября, выяснение их мнения и доведение этого мнения до сведения правительства. Делегаты съезда высказались за передачу всей земли в общенародную собственность. Съезд был признан незаконным, а Николай Лукич за участие в нем отстранен от должности губернского агронома и на некоторое время сослан в Березов (март–август 1906 г.).

С 1906 по 1912 г. Н.Л. Скалозубов был депутатом II и III Государственной Думы, состоял секретарем Сельскохозяйственной и членом Бюджетной комиссий, полагая, что «народные избранники должны добиваться в Думе такого порядка, при котором всем жилось бы лучше ... чтобы все были равны, без различий по сословиям, чтобы личность каждого человека была неприкосновенна». К нему шли ходоки со всей России по самым разным вопросам.

Скалозубов придерживался левых взглядов, поддерживал связь с арестованными членами Думы, вел с ними переписку, посылал книги, деньги, продукты. Добился улучшения содержания политзаключенных в Тобольской каторжной тюрьме. В 1909 г. выступил в защиту приговоренного к повешению М.Фрунзе, обвиняемого в покушении на убийство урядника. Скалозубову удалось доказать, что Фрунзе не было на месте покушения и что на суде он был оговорен. Николай Лукич послал московскому генерал-губернатору телеграмму с просьбой о смягчении приговора. Как известно, жизнь М.Фрунзе была спасена.

В печати и в Думе Скалозубов критиковал столыпинскую политику переселений: «Для колонизации не щадятся ни люди, ни естественные богатства, требующие в общегосударственных интересах бережного отношения».

В 1911 г. Н.Л. Скалозубов был избран членом Русского географического общества, в котором состоял до конца своих дней.

Николай Лукич был величайшим тружеником, человеком, глубоко преданным своему делу. За что бы ни брался, он всегда думал о людях и о будущем. Он обладал редким обаянием, был чрезвычайно скромен. Его друзья писали о нем: «Замечательной красоты камень был заложен в невзрачную оправу, и божественный огонь горел в душе Николая Лукича. Где был он – там работали на общую пользу и работали с увлечением, вдохновленные Николаем Лукичом. Этот огонь, дарованный ему природой, делал вокруг него работу уютной, а кружок лиц, занятых этой работой, сплоченным и одушевленным».

19 февраля 1915 г. в расцвете творческих сил Н.Л. Скалозубов скоропостижно скончался, заразившись брюшным тифом от больной сотрудницы, за которой ухаживал.

Николай Лукич Скалозубов очень много сделал для развития Тобольской губернии и для всей нашей страны. Всю свою волю, энергию, знания он направлял на пробуждение дремлющих сил богатейшего края, на использование природных богатств Сибири.

От редакции. На страницах нашей газеты мы регулярно публикуем очерки о жизни и работе людей, посвятивших свою жизнь естественно-научным исследованиям или просветительской деятельности. Однако, как правило, речь идет о достаточно известных ученых, работавших в столицах. Между тем в разных уголках нашей огромной страны трудилось немало выдающихся исследователей и общественных деятелей, много сделавших и для своего края, и для России, и для мировой науки, но чьи имена впоследствии оказались незаслуженно забытыми. Публикуя материал о Н.Л. Скалозубове, мы обращаемся к нашим читателям с предложением присылать материалы о своих земляках – биологах, работниках медицины и сельского хозяйства, учителях и просветителях.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru