Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №35/2004

КОПИЛКА ОПЫТА

Г.П. ЗОРОВА,
учитель биологии СОШ № 21,
г. Ульяновск

Работа в парах на уроках биологии

Существуют различные методические приемы для развития мышления школьников в ходе обучения. Остановимся на одном из них – парной форме организации учебных занятий.

При комплектовании пар учащихся необходимо учитывать уровень их интеллектуального развития, психологические особенности, а так же уровень обученности, т.е. достигнутые ими результаты в обучении. Психологические особенности учащихся, особенности памяти, внимания, мышления определялись по выполнению ими тестовых заданий на установление взаимосвязей в процессах и явлениях, умению выделять главное, перегруппировывать информацию, использовать принцип прогрессивных изменений, сложных аналогий.

Пары учащихся следует формировать с учетом цели урока, отдельного его этапа, типа учебных заданий.

При изучении нового материала (в зависимости от его содержания) можно формировать пары учащихся с одинаковыми или противоположными психологическими особенностями, с одинаковым или разным уровнем обученности. Пары со сходными типами деятельности быстрее справляются с простыми заданиями и переходят к выполнению более сложных. В парах с противоположными психологическими особенностями хорошо проходит закрепление нового материала. Проверку знаний лучше проводить в парах, сформированных на основе одинакового уровня обученности или сходных психологических особенностей.

Методика организации парной работы включает три вида пар: статическую, динамическую и вариационную. Обобщенная технологическая схема работы в парах выглядит следующим образом (см. схему).

Практика организации парной работы учащихся на уроках биологии показала, что это эффективное средство развития самостоятельности мышления разных категорий детей, как отличающихся высоким уровнем мыслительных операций, так и слабых учеников. Повышается интерес к предмету, вырабатываются навыки социального общения.

 

Рейтинг@Mail.ru