Я ИДУ НА УРОК

И.А. ПОЛУЭКТОВА,
учитель химии и биологии
с.ш. № 10, г. Абакан,
Республика Хакасия

Давай пройдемся медленно по лугу

Урок-путешествие

Цели: продолжить знакомство с семействами цветковых растений; дать общую характеристику семейства Сложноцветные; познакомить с многообразием сложноцветных; показать значение представителей семейства в природе и жизни человека; закрепить навыки по определению растений; продолжить развитие познавательного интереса к предмету.

Оборудование: гербарии, рисунки, открытки, таблицы, кроссворд «Семейство Сложноцветные», музыкальные записи.

ХОД УРОКА

I. Актуализирующее начало

Давай пройдемся медленно по лугу
И «здравствуй!» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

Воспользуемся предложением Самеда Вургуна и совершим путешествие на луг. В море цветов и трав, колеблющихся как волны настоящего моря. На луг, сверкающий всеми цветами радуги раннего утра, наполненный густым ароматом и яркой пестротой цветущих трав жаркого летнего дня.

Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь цветы вокруг
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
Разбросаны букеты.

Давайте пройдемся по лугу и познакомимся с представителями одного из самых многочисленных семейств. А вот какого? Попробуем разгадать загадки, а отгаданные названия растений подставим в сетку кроссворда и узнаем название семейства.

ОдуванчикII. Изучение нового материала

1 Он стоит на ножке тонкой,
Словно аист в поле чистом
И накрылся, как шапчонкой,
Белым зонтиком пушистым.
Дунул ветер, и поднялся
Кверху шарик белоснежный.
Покатился, затерялся,
В синеве исчез безбрежной.
И одна осталась ножка.
Но весна несёт обновы,
И опять он у дорожки
С белым зонтиком пуховым.

(Одуванчик.)

1-й ученик (рассказывает об одуванчике). То зубной травой, то молочником, то пуховиком называет меня человек.
Зубной травой – за мои лечебные свойства. Мой настой — прекрасное лекарство при заболеваниях желудка и печени. Отвар помогает избавиться от кашля и снять температуру. Примочки избавляют от многих кожных заболеваний. Молочником – за белый, как молоко, млечный сок. Пуховиком – за мои плоды семянки, похожие на пушинки. Посмотрите на мой прекрасный цветок. Его прекрасная желтая головка – не один цветок, а целая корзиночка маленьких цветков. Их у меня до двухсот штук. Отцветут цветочки, и вместо каждого из них появится пуховичок – парашютик, на котором и отправляются при первом же ветерке путешествовать мои семена. Мои корзиночки – это цветочные часы, которые открываются утром и закрываются днем.
А знаете ли вы, что из моих засушенных и поджаренных корней можно приготовить напиток, не уступающий по свойствам кофе. Из листьев можно приготовить салат, из цветочных корзинок – сварить варенье, бутоны – замариновать.

2 Стоят в лугах сестрички:
Золотой глазок, белые реснички.

(Ромашки.)

Ромашки2-й ученик. Угадали? Это мы, ромашки. Наши прекрасные цветки украшают многие луга и поляны. Расположенные на верхушке стебельков цветки – это целые цветочные корзинки, по краю которых белые цветы, а в центре – желтые. Нас ромашек – много сестер.
Ромашка аптечная – самая полезная. Настойка из цветков рекомендуется при заболеваниях горла и желудка; примочки позволяют избавиться от грибковых заболеваний кожи; чай с ромашкой, выпитый на ночь, способствует хорошему сну, а модницы знают, что использование лосьонов и шампуней с ромашкой – это лучший способ выглядеть красивыми и молодыми.
Ромашка непахучая очень похожа на аптечную, но не имеет запаха. А еще две ромашки – белая далматская и кавказская – содержат смертельный для всех насекомых яд – пиретрин. Таково научное название порошка, получаемого из их цветков.

3 Скатерть кругла,
Как снег бела,
Зубцы вокруг,
Шита без рук.
А на скатерти той –
Каравай золотой.

(Нивяник.)

На просеке, в поле,
На теплой поляне
Все лето цветет,
Золотится нивянка,
Но если кто с нею
Не очень знаком,
Ромашку он спутает
С этим цветком.

3-й ученик. Очень часто меня путают с ромашкой. Это странно, ведь мои белоснежные цветочные корзиночки намного крупнее, чем у ромашек. И листья у меня не цельные, а перисторазделённые. ВасилекПосмотрите на меня внимательно. Теперь вы уж не спутаете меня с ромашками?

4 Василькам
Нужны ромашки
Для того,
Чтобы порой
Синих волн
Могли кудряшки
Мчать на берег
Золотой… (Василек.)

Какой же букет из полевых цветов, если нет в нем одного из чудес природы – синеглазых васильков?

4-й ученик. Узнали? Я василек. Почему меня так называют?
Старинная легенда говорит о синеглазом Василе, которого заманили на луг и околдовали русалки. И красавец юноша превратился в цветок. Мои цветки – это большие соцветия. Растрепанные краевые рогатые цветочки – пустоцветы, приманка для насекомых, а настоящие цветки – внутри. Нас, васильков, много братьев. Я – василёк полевой, синий – злостный сорняк, вызывающий отравление у коров. Второй брат – луговой, лиловый – медонос. Сено с его добавкой – лучшее лакомство для коров.

5 Ноготок короток,
А сквозь землю прошел –
Шапку золота нашел.

(Календула.)

Календула5-й ученик. Я прекрасная заморская гостья, прибыла к вам из Средиземноморья. Мои крючковидные плоды семянки дали мне и второе название – ноготки.
Ну разве не прекрасна моя оранжевая цветочная корзинка, состоящая из множества мелких цветков? Настойка из них – спасение при ангинах и ларингитах; сок из лепестков поможет избавиться от веснушек.

6 Это растение способно заменить кофе. (Цикорий.)

6-й ученик. Мои веселые голубые искорки нельзя не заметить среди летнего разнотравья. Я высокое растение с голубым соцветием и стеблем, опушенным волосками. Из моих корней – обжаренных и размолотых – получают один из лучших суррогатов кофе.
Посадите цикорий на клумбе – не пожалеете. Яркие голубые цветки очень красивы, из листьев можно приготовить салат, а из корней – вкусный кофейный напиток.

7 Дикая рябинка, рай-цветок, девятуха – так называют это растение. (Пижма.)

7-й ученик. Издалека видны яркие желтые головки – щитки «полевой рябинки» – пижмы. Зацветет, загорится огнем нарядная пижма, знайте – лето в разгаре! Запах ярко-желтых корзинок не любят многие насекомые. Не поленитесь, засушите веточки «полевой рябинки» и украсьте ими осенний букет – и вы избавитесь от многих непрошеных гостей. Из корней пижмы изготавливают зелёную краску.

8 Каждый лист разбит на дольки.
Подсчитайте – долек сколько?
Восемь,
Десять,
Двадцать,
Тридцать…
Так легко со счёта сбиться.
У кого желанье есть
Дольки снова перечесть?

(Тысячелистник.)

Тысячелистник.8-й ученик. Каждый мой лист, как перышко птицы, собран из многих листиков. У одного растения их может быть около тысячи. Белоголовник, порезная трава, солдатская трава – так называют меня в народе за свойства моих листьев останавливать кровь и заживлять раны. Я – любимый корм кроликов. Если появлюсь в огороде, не торопитесь вырвать – помогу культурным растениям справиться с насекомыми– вредителями.

9 О ней говорили во многих пословицах, и хваля, и ругая: «Горька как полынь», «Полынью пахнет»…

9-й ученик. Меня легко узнать по беловатым шелковисто-войлочным листьям, издающим резкий запах. Семья у нас большая – около 400 видов. Повесьте веточки полыни дома, и вы избавитесь от назойливых комаров и мух.

10-й ученик. Я растение культурное. Арабы называют меня тархуном.

Астра10 А вам я лучше известен под названием ... (Эстрагон.) Незаменим я в салатах и в блюдах кавказской кухни.

Кроме растений лекарственных и дикорастущих сорных много в этом семействе и декоративных цветов.

11 Балерина вышла –
Юбочка пышна,
Сборки да оборки,
Складки да подкладки…
А имя у артистки
Небесной прописки.

(Астра)

Георгин

12 Стоит цвет–златоцвет
Царевна–ромашка,
Серебряное платье
Золотая пряжка.

(Хризантема.)

13 На улице у окошка
Посажена картошка
Цветки её огромные —
И светлые, и темные.

(Георгин.)

Вот мы и разгадали кроссворд. Речь идет о представителях семейства Сложноцветные. Что же объединяет все эти травянистые растения в одно семейство?

Ученики отвечают на вопросы, выполняют рисунки цветков в тетрадях.

– Что общего в строении цветков этих растений?
– Как называется соцветие сложноцветных?
– Каково строение каждого отдельного цветка?
– Как можно записать формулу цветка одуванчика, василька, ромашки?
– Одинаковы ли по форме венчика все эти цветки?
– По каким еще признакам, кроме строения цветка, мы можем объединить все эти растения в одно семейство?

III. Закрепление знаний

Игра «Третий лишний» (c использованием раздаточного материала)

  • Даны представители различных семейств, но одного класса.

  • Даны представители различных родов, но одного семейства.

  • Даны представители одного рода, но различные виды.

IV. Итоги урока

Давай пройдемся медленно по лугу… Прекрасные слова. И путешествие было прекрасным и очень познавательным. Но знакомство с представителями растительного мира не заканчивается. Давай пройдемся медленно по лугу…

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru