ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

В.Р. НАБИУЛЛИНА,
учитель биологии и естествознания ОУ № 5,
г. Невьянск, Свердловская обл.

Экологический практикум по биологии и естествознанию для учащихся 5–7-х классов

Экскурсии в природу проводятся по единому плану: класс заранее разбивается на 3–5 групп, в зависимости от количества заданий. У каждой группы есть командир, отвечающий за организацию работы, соблюдение правил техники безопасности и правил поведения в природе.

Ребята должны быть в походной одежде, иметь головной убор. С собой нужно взять бутерброды, фрукты, питьевую воду. Список необходимого оборудования оговаривается заранее и зависит от задач экскурсии. Можно взять с собой инвентарь для подвижных игр – мяч, набор для бадминтона и т.п.

В районах, где распространен клещевой энцефалит, в экскурсии принимают участие только дети, имеющие прививки против него. Через каждые 2 ч (время, в течение которого клещ ползает по одежде и ищет наиболее уязвимое место на теле человека) производится осмотр одежды, участков тела участников экскурсии.

Сбор у школы – в 9.00. После линейки и инструктажа идем на место (в нашем случае дорога занимает 45–50 мин). На месте – построение, дополнительный инструктаж, командирам групп выдаются конверты с заданиями. На работу (выполнение заданий) отводится 45–60 мин. По окончании работы командир группы сдает отчет на альбомном листе. Затем обед, подвижные игры. Организованно покидаем место полевой практики и направляемся к школе. Мусор после себя не оставляем, а уносим с собой. Общее время проведения экскурсии – 3,5–4 ч.

В подготовке и проведении экскурсии принимают участие учителя биологии и классные руководители.

Практикум по биологии растений, 6-й класс.
Экскурсия в природу

Оборудование: блокноты, ручки, карандаши, линейки, резинки, фломастеры, альбомные листы, планшеты, компас.

Класс разбивается на 3 группы.

1-я группа – «Инопланетяне»

Легенда

Вы – инопланетяне. Ваша летающая тарелка приземлилась на неизвестной планете. Каковы особенности этой планеты? Что можно будет рассказать об этой планете дома? Что здесь хорошего? Что здесь плохого? Что можно считать ошибкой землян?
Чтобы ответить на эти вопросы, надо тщательно изучить новую планету, и свои наблюдения зафиксировать в бортовом журнале.

Бортовой журнал

Дата ...

Местонахождение (географическая привязка) исследуемой территории ...

3адание.

Вычертить схематический план места вашего приземления с нанесением дорожно-тропиночной сети и указанием постоянных объектов (водоем, ЛЭП, шоссе, постройки и т.д.). План сориентировать по сторонам горизонта.
Условными обозначениями черным цветом отметить места изменения напочвенного покрова, кострища, поврежденную растительность и другие нарушения.
Условными обозначениями красным цветом отметить живописные участки, места произрастания лекарственных растений и другие достопримечательности.

Заключение

Перечислить участки, имеющие наибольшую привлекательность и ценность для местных жителей, описать их состояние. Разработать проект благоустройства изучаемой территории.

2-я группа – «Научные эксперты»

Легенда

Вы – группа научных экспертов. Вам дано задание изучить быт и обычаи обитающего на острове воинствующего племени аборигенов. Необходимо выяснить, какой хозяйственной деятельностью занимаются островитяне, какой они ведут образ жизни. Вступать в контакт с жителями острова нельзя, ответы на все интересующие вас вопросы вы должны получать только при помощи косвенных наблюдений, результатыт которых заносятся в экспедиционный дневник.

Экспедиционный дневник

Дата ...

Местонахождение (географическая привязка) исследуемой территории ...

3адание

Вычертить схематический план места вашей стоянки с нанесением дорожно-тропиночной сети с указанием постоянных объектов (водоем, ЛЭП, шоссе, постройки и т.д.). План сориентировать по сторонам горизонта.
Исследовать участки с экологическими нарушениями, заполнить таблицу.

№ участка

   

Тип нарушения, его размеры

   

Причины нарушения

   

Необходимые природоохранные мероприятия

   

Заключение

Перечислить способы использования данной территории местными жителями. К каким последствиям ведет их деятельность? Разработать рекомендации по рациональному использованию данного природного комплекса.

3-я группа – «Робинзоны»

Легенда

Вы – робинзоны. Ваш корабль потерпел кораблекрушение. Вы очутились на необитаемом острове. От длительного пребывания в воде у вас поднялась температура, начались сильные головные боли. Вам необходимо найти пищу, «привести в порядок» заболевший организм и выяснить погоду на ближайшее время, чтобы решить вопрос о необходимости убежища. Не забывайте вести дневник.

Дневник Робинзона

Дата ...

Местонахождение (географическая привязка) исследуемой территории ...

3адание

Вычертить схематически план места вашей стоянки. План сориентировать по сторонам горизонта.
Составить список растений, встречающихся в окрестностях, указав редкие, лекарственные, медоносные, пищевые, ядовитые, декоративные и т.д.
По известным вам народным приметам попробуйте предсказать погоду, заполнив таблицу.

Наблюдаемое явление

   

Прогноз погоды

   

Заключение

Подготовить советы о том, как можно прожить в условиях дикой природы в данной местности (в условиях данного природного комплекса).

Итоговая ведомость экологического практикума по биологии растений

Характеристики работы

Оценка группы в баллах

«Инопланетяне»

«Научные эксперты»

«Робинзоны»

Самостоятельность

 

 

 

Умение организовать работу

 

 

 

Решение задач

 

 

 

Культура оформления

 

 

 

Творческий подход

 

 

 

Общий балл

 

 

 

«Обитатели почвы» – практикум по биологии животных, 7-й класс.
Экскурсия в природу

Оборудование (на группу): лопата, полотнище из белой ткани или клеенки для разбора проб (например, старая скатерть), совок, блокноты, ручки, лупы, линейки, пинцеты, определитель насекомых.

Класс разбивается на 3–5 групп, изучающих обитателей почвы в разных сообществах.

ХОД РАБОТЫ

1. Выберите пробный участок размером 30 х 30 см.
2. Внимательно рассмотрите, какие живые организмы и в каком количестве обитают на поверхности почвы.
3. На пробном участке осторожно снимите дерн. Положите его нижней стороной вверх на кусок светлой ткани. Рассмотрите, какие живые организмы и в каком количестве встречаются под слоем дерна и на нижней стороне дерновины.
4. Далее, снимая слои почвы и разбирая их на светлой ткани, определите видовой и количественный состав живых организмов на глубине 5, 10, 15 и 20 см под слоем дерна.
5. Все данные занесите в полевой дневник. Сделайте выводы о видовом и количественном составе живых организмов в зависимости от глубины.
6. Ликвидируйте следы своей деятельности: заройте ямку, уложите дерн.

ПОЛЕВОЙ ДНЕВНИК

Дата ________________________________
Место проведения наблюдений _________________________
Состояние погоды ___________________________________
Температура воздуха _________________________________

Глубина почвенного слоя

Виды живых организмов

Количество экземпляров каждого вида

Поверхность почвы
Дерновой слой
Слои почвы:
5 см.
10 см.
15 см.
20 см.

   

Вывод:_____________________________________________
Фамилии исследователей: ____________________________

Задания группам

Изучить обитателей почвы луга, поля, леса, обочины дороги, берега водоема.

Итоговая ведомость экологического практикума по биологии животных

Характеристики работы

Оценка работы группы в баллах

почвы
луга

почвы
поля

почвы
леса

почвы
обочины
дороги

почвы
берега
водоема

Самостоятельность

 

 

 

 

 

Умение организовать работу

 

 

 

 

 

Культура оформления

 

 

 

 

 

Творческий подход

 

 

 

 

 

Общий балл

 

 

 

 

 

Практикум по естествознанию для учащихся 5-х классов. Экскурсия в природу

Класс разбивается на 5 групп.

Задание 1-й группе: изучение оврага (тема «Литосфера»)

Цель: изучение и описание оврага.

Оборудование (на группу): компас, планшет, фотоаппарат, лупа, мешочки, совок, линейка, карандаши, ручки, блокноты.

ХОД РАБОТЫ

1. Установите, где расположен овраг, сколько километров от него до вашей школы.
2. Какова причина образования оврага (вспашка вдоль склона, рытвина на бровке склона к реке и т.п.)?
3. Определите общее направление основного оврага по сторонам горизонта.
4. Установите вершину (начало) и устье оврага.
5. Определите примерную высоту и характер склонов (обрывистый, крутой, пологий) на разных участках оврага.
6. Опишите, какие породы вскрываются на склонах оврага. Внимательно осмотрите каждую часть обнажения горных пород. Сфотографируйте или зарисуйте геологическое обнажение целиком. Описание пластов производите от нижних к верхним, указывайте толщину пласта, цвет, структуру и другие внешние признаки. Возьмите образцы из каждого пласта, положите их в подготовленные мешочки с номерами, снабдите этикетками.
7. Определите, имеются ли в овраге выходы грунтовых вод, в каком виде (просачивание, ключи). Есть ли заболоченные участки?
8. Встречаются ли в овраге оползни, обвалы? Будьте очень осторожны! Не подходите к ним близко!
9. Какая работа проводится с целью предотвращения разрастания оврагов?

Задание 2-й группе: травянистые растения (тема «Биосфера»)

Цель: познакомиться с фенофазами развития дикорастущих травянистых растений.

Оборудование (на группу): лупа, линейка, блокноты, ручки, карандаши, фотоаппарат, планшет.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите найденные вами растения и сделайте их описание в таблице (не менее трех растений).

Название
растения

Где растет

Стадия развития

Особенности строения листьев, стеблей, цветков (кол-во, приблизительные размеры, цвет, форма)

 

 

 

     

2. Рассмотрите под лупой строение цветка. Сосчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок и пестиков.

3. Какие насекомые посещают цветки?

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru