Личностно-ориентированный подход к обучению

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН 2004

Е.С. БИТЕЛЕВА,
шк. № 125, г. Москва

Личностно-ориентированный подход к обучению

Обучение биологии, согласно стандарту, должно обеспечить достижение каждым школьником обязательного уровня подготовки. Контроль знаний и умений учащихся – необходимый структурный компонент процесса обучения и должен осуществляться на каждом уроке. При положительном отношении к учебе, познавательном интересе, потребности в получении знаний, умений и навыков, воспитанных чувстве долга и ответственности учебный процесс будет успешнее и даст качественные результаты. Чтобы сформировать такие мотивы, используется весь арсенал методов преподавания – словесные, наглядные, практические, поисковые и т.д.

Основной формой работы в школе является урок. Необходимо так смоделировать эти 45 мин учебного времени, чтобы максимально эффективно использовать каждую. Вполне естественно, что единой модели всех без исключения уроков нет и быть не может. Поэтому при планировании урока огромную роль играет творческий потенциал учителя.

Все дети в классе разные: одни из них сильные, другие – слабые. И никому нет дела, откуда взялась эта слабость – от случайного срыва, от многолетней педагогической запущенности, от семейных неурядиц или учительской черствости. Поэтому каждый этап урока ставит этих ребят в сложное положение. Сильным тоже не легче. Они ежедневно работают с «недогрузом», все больше утверждаясь в своей всесильности и привилегированности.

Именно поэтому и при объяснении нового материала, и при опросе учащихся необходим личностно-ориентированный подход, учитывающий соотношение принципа посильности обучения для каждого учащегося с обучением на высоком уровне. Чтобы стимулировать интерес к учению, надо создать в учебном процессе ситуацию успеха. Поэтому каждое предлагаемое задание должно состоять из двух частей:

а) задание на уровне базовых знаний;
б) задание повышенной сложности.

Слабым ученикам дополнительно могут быть даны карточки-консультации или планы предстоящего ответа, которые позволят им справиться с заданием.

Личностно-ориентированный подход предусматривает также и дифференцированный контроль, учитывающий индивидуально-психологические особенности школьников, своевременное выявление затруднений и пробелов, так и прогресса у школьников разных уровней обученности.

Контроль выполняет ряд важных функций:

1) диагностическая функция – своевременно обнаружить успешность или неуспешность обучения и в зависимости от этого строить дальнейшее обучение;

2) стимулирующая и мотивирующая функции – контроль для большинства детей не безразличен. Для многих это прежде всего возможность получить удовлетворение от результатов своего труда и желание быть всегда преуспевающим в учебе.

Контроль может быть текущим и тематическим (после изучения крупной темы, раздела).

Устный контроль предполагает индивидуальный и фронтальный опросы. При индивидуальном опросе можно оценить уровень усвоения учеником учебного материала, владение им терминологией, предложив индивидуальные карточки с заданиями разного уровня сложности или вызвав отвечать у доски по таблице. Но на одном уроке можно опросить лишь небольшое количество учащихся. Поэтому эффективнее совмещать индивидуальный опрос с фронтальным.

Для этого подбирается серия логически связанных между собой вопросов и для краткого ответа вызываются несколько учеников. Искусство учителя состоит в том, чтобы при фронтальной работе не терять из виду ни одного ученика, а при проведении индивидуального опроса не превращать его в общение учителя только с одним учеником.

Чтобы на проверку не уходило слишком много времени, а затраченное время использовалось бы с наибольшей пользой для обучения, я в своей работе часто применяю тестовые задания.

Тесты не должны требовать больших затрат времени; должны быть:

– однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования задания;
– удобными, т.е. пригодными для быстрой математической обработки результатов;
– краткими, т.е. требующими сжатых ответов;
– стандартными, т.е. пригодными для широкого практического использования.

В тестах можно предложить учащимся выполнить следующие задания:

1. Выбрать правильный вариант ответа. К плоским костям относят:

а) кости предплечья;
б) кости таза;
в) фаланги пальцев.

2. Выбрать верные утверждения:

а) череп человека неподвижно соединен с позвоночником;
б) все кости скелета соединены при помощи суставов;
в) хрящи образованы соединительной тканью.

Знание терминов и понятий по биологии удобно проверять, проводя диктанты и предлагая ученикам решить кроссворды.

Кроссворды также можно использовать при изучении тем, связанных с многообразием животных, и при обобщении темы. Можно предложить, например, следующие задания.

Впишите в кроссворд слева названия млекопитающих, оканчивающихся на букву «Н», а справа – начинающиеся с этой буквы.

Интересной формой контроля знаний являются биологические лабиринты.

ЛАБИРИНТ "МОХОВИДНЫЕ"

Ребята, отвечая на вопросы положительно или отрицательно, переходят из одного квадрата в другой, последовательно записывая номера соответствующих вопросов. На такой опрос отводится 5–7 минут.

Для творческого домашнего задания и для контроля можно использовать рабочие тетради, которые в настоящее время издаются почти для каждого учебника. Содержание их разное. Есть рабочие тетради, задания в которых опираются только на текст учебника, а есть требующие более глубокого знания предмета и творческого подхода.

На каждом уроке я стараюсь выделить несколько минут на решение биологических задач практического характера, контролирующих усвоение основного ядра содержания или интеллектуальных и творческих умений ребят. Это могут быть, например, такие задания.

1. Замечено, что в новых парках птицы встречаются редко, хотя в старых их много. Чем можно объяснить это явление?

2. Пресноводная гидра не встречается в водоемах с быстрым течением, а в водоемах со стоячей водой широко распространена. Почему?

Изучение биологии в обязательном порядке предполагает проведение практических и лабораторных работ, которые также могут являться формами контроля знаний, умений и навыков. Так, после изучения темы «Внешнее строение листа» можно предложить учащимся выполнить практическую работу с использованием гербарного материала.

Выберите лист хорошо знакомого вам растения и определите:

1) простой это лист или сложный;
2) черешковый лист или сидячий;
3) форму листовой пластинки;
4) характер края листа;
5) тип жилкования.

После изучения большого раздела эффективны обобщающие уроки в виде командного или индивидуального зачета.

В командном зачете класс делится на группы. Каждая группа получает оценочный лист, где фиксируется работа каждого ее члена и ряд заданий, о выполнении которых команда отчитывается перед учителем.

Индивидуальный зачет проводится при помощи 5–6 заранее подготовленных учеников (как правило, хорошо знающих предмет), которые вместе с учителем готовят вопросы по разным темам. Это «экзаменаторы», а все остальные учащиеся должны получить у них зачет. Итоговая оценка выставляется с учетом баллов, полученных за ответы на отдельные вопросы.

Четкие, системные знания способствуют дальнейшему стремлению к познанию изучаемого предмета. Возникает цикл взаимосвязанных процессов, приводящих к положительным результатам у учащихся и удовлетворению учителя своей работой.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru