ИСТОРИЯ НАУКИ

П.А. КОШЕЛЬ

Продолжение. См. № 20, 21, 22, 23/2004

Летопись биологических открытий

1779 г. Ж.Л. Бюффон опубликовал сочинение «Эпохи природы», в котором первым высказал мысль о существовании геологических периодов. Он различал шесть таких периодов.

1789 г. А.Л. Лавуазье и его ученик Арман Сеген установили зависимость между мускульной работой и потреблением организмом кислорода.

1790 г. И.В. Гёте написал работу о метаморфозе растений, оказавшую большое влияние на ботанику первой половины XIX в., в частности на развитие морфологии растений.

1793 г. Немецкий ботаник Христиан Конрад Шпренгель опубликовал результаты своих исследований, объяснявших механизм опыления растений насекомыми.
Эразм Дарвин, дед Ч.Дарвина, в работе «Зоономия, или Законы органической жизни» (1794–1796 гг.) выдвинул теорию постепенного возникновения и совершенствования (эволюции) животных.

1796 г. Ж.Кювье своей работой о мамонтах способствовал возникновению и развитию палеонтологии.

1798–1803 гг. Английский экономист Томас Роберт Мальтус выпустил книгу «Опыт закона народонаселения», в которой высказал мысль, что число людей увеличивается в геометрической прогрессии, а количество продовольствия – в арифметической. Основанный на этом положении реакционный тезис Мальтуса о «борьбе за существование» был направлен на отрицание роли социальных условий.

1800 г. Карл Фридрих Бурдах впервые использовал термин «биология» для обозначения науки о жизни.
Немецкий агроном Альбрехт Дапиель Тэер исследовал влияние навоза на повышение урожайности.

1801 г. Жан Батист Ламарк опубликовал разработанную им систему мира животных. В первой половине XIX в. подобные попытки предприняли и другие исследователи (укажем, прежде всего, на работы французских ученых Этьена Жоффруа Сент-Илера и Жоржа Кювье).

1802 г. Т.Юнг высказал мысль, что сетчатка глаза состоит из трех разных тканей, каждая из которых реагирует на свой цвет. Согласно Юнгу, каждая из этих тканей отдельно посылает импульсы в мозг, где они и складываются в образы (теория видения Юнга).
Французский химик Луи Жак Тенар обратил внимание на активную функцию дрожжей при брожении и назвал вещества, вызывающие его, ферментами.

1802–1822 гг. Немецкий естествоиспытатель Готфрид Рейнхольд Тревиранус издал «Биологию, или Философию живой природы». Эта работа представляла собой первый анализ обобщенных данных биологической науки. Тревиранус понимал биологию как «теорию медицины».

1806 г. Английский естествоиспытатель и садовод Томас Эндрю Найт экспериментально доказал влияние земного тяготения на рост растений. Позднее он открыл гидротропизм корней и негативный фототропизм усиков растений.
Ф.Сертюрнер сообщил о выделении из опиума алколоида морфина «некого кристаллического тела, которое обладает снотворным действием и в опии образует соль с опиумной, или меконовой, кислотой». Это был первый алкалоид, выделенный в чистом виде.

1807 г. А.Гумбольдт опубликовал книгу «О географии растений», в которой обсуждались особенности распространения растений в зависимости от климатических условий.

1809 г. Вышел в свет один из главных трудов Ж.Б. Ламарка «Философия зоологии». В этой книге Ламарк дал детальную разработку своей теории развития организмов под влиянием условий среды и в результате приспособления к ним, формирования органов в соответствии с их функциями и наследования приобретенных качеств.
Швейцарский ботаник Огюстен Пирам Декандоль начал изучать растительные формации. Само понятие «растительной формации» сформировалось в 20-е гг. XIX в.

Французский физиолог Франсуа Мажанди впервые внедрил в фармакологию эксперименты на животных, которых он использовал для анализа действия стрихнина.

1813 г. Уильям Чарлз Уэллс высказал в Лондонском королевском обществе мнение, что различия между человеческими расами возникли в результате формирования у людей тех качеств, которые более всего соответствовали их среде обитания.

1817 г. Русский эмбриолог, палеонтолог и геолог Христиан Иванович Пандер разработал теорию о зародышевых листках, из которых формируются отдельные органы.
Георг Август Гольдфусс впервые использовал термин «протозоа» (простейшие). В научной литературе этот термин получил распространение после 1820 г.

1820 г. На фармацевтическом факультете Сорбонны П.Пелльтье и Ж.Кавенту выделили из коры хинного дерева алколоид хинин, положивший начало борьбе с малярией.

1821 г. Немецкий ботаник Эрнст Готлиб Штейдель опубликовал первый каталог названий семейств и видов растений «Упорядоченный перечень ботанической номенклатуры...».

1821–1831 гг. X.И. Пандер опубликовал работу «Сравнительная остеология», в которой на основе богатого палеонтологического материала доказывал сходство в строении скелетов животных.

1822 г. Немецкий ученый К.Ф. Гейзингер в работе «Система гистологии» сформулировал задачи гистологии как науки о тонкой структуре так называемых «главных систем живого организма».
Немецкий естествоиспытатель Иоганнес Петер Мюллер выдвинул тезис: «Психолог является только физиологом».

1823 г. Итальянский ботаник Джованни Баттиста Амичи опубликовал результаты своих наблюдений над опылением у растений. Он изучал прорастание пыльцы в пыльцевую трубку и вхождение пыльцевой трубки в семяпочку.

1824 г. О.П. Декандоль начал публиковать «Введение в естественную систему царства растений» (1824–1839, 17 томов). Эта работа является одной из ключевых в истории ботаники.
Французские исследователи Ж.Л. Прево и Ж.Б. Дюма повторили опыты с оплодотворением яйца лягушки и установили роль сперматозоидов в процессе оплодотворения.

1826 г. И.Мюллер сформулировал так называемую «теорию специфической энергии органов чувств», согласно которой ощущения – результат проявления внутреннего свойства («специфической энергии») органов чувств.
Французский исследователь Рене Дютроше использовал понятие «осмос» для объяснения движения сока в растениях.

1827 г. Русский естествоиспытатель Карл Максимович Бэр открыл яйцеклетку у млекопитающих, в том числе и у человека.
Французский ботаник Адольф Теодор Броньяр (сын геолога Александра Броньяра) начал публиковать «Историю ископаемых растений», – работу, выходившую по 1847 г.

1828–1837 гг. К.М. Бэр опубликовал сочинение «К истории развития животных», в котором заложил основы современной эмбриологии. Он развил идею X.И. Пандера о зародышевых листках и установил, что зародыш в процессе развития сначала приобретает признаки типа, класса, отряда, семейства, рода и вида, к которому он относится, и только после этого – индивидуальные признаки особи. Эта идея в измененном виде позже была использована при разработке теории эволюции.

1831 г. Шотландский натуралист П.Мэттью предвосхитил идею образования видов в результате естественного отбора.
Р.Броун, получивший титул «князя ботаников» и избранный в 1827 г. Почетным членом Петербургской академии наук, детально описал ядро растительной клетки.

1833 г. Н.Т. Соссюр сформулировал идеи о процессе дыхания у растений. Он экспериментально доказал, что растения на свету усваивают углерод углекислого газа и выделяют кислород, получая, таким образом необходимую им энергию. Позже исследования в этом направлении были продолжены Ч.Лорсом (1847 г.), Л.Гарро (1851 г.) и другими учеными.

1835 г. Итальянский зоолог А.Басен выдвинул гипотезу, согласно которой заразные болезни вызываются микроорганизмами.

1837 г. А.Басси открыл возможность переноса заболеваний живыми организмами.

1838 г. Немецкий ботаник X.Моль описал деление клетки.
Тогда же немецкий натуралист-зоолог К.Г. Эренберг опубликовал труд «Инфузории как совершенные организмы». В двух томах он описал 350 видов этих организмов. К инфузориям Эренберг отнес и бактерий, стимулировав таким образом их изучение.

1839 г. Немецкий биолог Теодор Шванн сформулировал клеточную теорию, согласно которой клетка является основным элементом организма. В своей работе Шванн обобщал и пропагандировал представления о строении организмов, высказанные французскими исследователями А.Ж.Р. Дютроше (1824), П.Тюрпеном (1826), Ш.Мирбелем (1831) и другими учеными. К клеточной теории также вплотную приблизился в 1837 г. Я.Э. Пуркине, а в 1838 г. – через опыты с растительным материалом – М.Я. Шлейден.

1841 г. Французский эмбриолог К.Лаллеман доказал роль сперматозоидов в процессе оплодотворения. Научные исследования в этом направлении проводили также немецкий гистолог и эмбриолог Р.А. Кёлликер (1841 г.) и французский естествоиспытатель и врач Ф.А. Пуше (1842 г.).

1842 г. Опубликован учебник «Ботаника как индуктивная наука» М.Я. Шлейдена, который, привлекая результаты опытов, преодолел влияние натурфилософских идей в ботанике.
Немецкий анатом, эмбриолог и физиолог Т.Л. Бишоф описал бластулу как стадию эмбрионального развития.
Немецкий ботаник А.Ф.А. Вигман попытался количественно оценить химическое питание растений.
Немецкий ботаник К.В. Негели изучил строение пестика и деление клеток пыльцы.

1843 г. Английский зоолог, анатом и палеонтолог Ричард Оуэн четко различил гомологию и аналогию в строении организмов и их органов. Он подробно проанализировал явление гомологии, что способствовало развитию сравнительной морфологии, а также развитию эволюционных идей.

1843–1844 гг. Английский биогеограф Э.Форбс написал, вероятно, первую работу о распределении морских животных в горизонтальном и вертикальном направлениях.

1844 г. Американский цитолог Роберт Чемберс анонимно опубликовал сочинение «Шаги естествоведения живых существ», в котором кратко описал ход эволюции животных. Его сочинение оказало влияние на понимание этой проблемы Дарвином.
В том же году Т.Шванн объяснил функцию желчи при пищеварении.

1845 г. X.Моль высказал гипотезу о роли хлорофилла при образовании крахмалсодержащего вещества и сахара в растениях.

1846 г. X.Моль использовал термин Пуркинье «протоплазма» в отношении жидкого содержимого растительной клетки. Тогда же Моль описал движение протоплазмы у простейших.
Немецкий физиолог К.Людвиг предложил ртутный манометр для измерения давления крови и прибор для регистрации кривой кровяного давления (кимограф).
В хирургической клинике Бостона дантист и одновременно студент медицинского факультета Уильям Мортон впервые применил для наркоза эфир, который уже в следующем году начал широко использовать Н.Пирогов в практике военно-полевой хирургии.

1847 г. Дж.Амичи подробно описал анатомию рыльца. Он доказал существование оплодотворяющего начала пыльцевой трубки еще перед опылением.

1848 г. Немецкий физиолог Эмиль Дюбуа-Реймон выступил с утверждением, что физиология является не чем иным, как «физикой и химией, приложенной к жизнедеятельности организмов».

1848–1855 гг. К.Бернар исследовал образование гликогена из сахара и белков в печени.

1849 г. Немецкий ботаник Карл Фридрих Гертнер подвел итоги своих многолетних исследований пола растений и роли их половых органов в процессе размножения. Основные идеи по этому поводу были высказаны им еще в 1819 г.
Немецкий анатом А.Поллендер описал возбудителя (бациллу) сибирской язвы в крови лошадей.
Немецкий ботаник Вильгельм Гофмейстер, основываясь на богатом микроскопическом материале, исследовал опыление у 38 видов растений, относящихся к 19 семействам.
Р.Оуэн употребил термин «партеногенез» для обозначения развития организма из неоплодотворенной яйцеклетки.
Немецкий физиолог А.Бертольд своими опытами на петухах положил начало исследованию гормональных процессов.

1851 г. В.Гофмейстер установил факт закономерного чередования полового и неполового размножения у растений.

1851–1852 гг. Французский ботаник и фармацевт Л.Гарро показал разобщенность процессов дыхания и фотосинтеза у растений.

1852 г. Французский ботаник Ш.Ноден выступил в защиту тезиса о сходстве развития «подобных» видов и подошел к идее естественного отбора.

1852–1856 гг. Выходит в свет учебник К.Людвига по физиологии человека, написанный в духе идей механистической физиологии: жизненные явления в нем объяснялись на основе «механического» движения атомов.

1853 г. Людвиг Карл Шмарда в своем обширном трехтомном экологическо-зоогеографическом труде «География распределения животных» изложил данные о связи внешних условий и климата с распространением животных.

Немецкий анатом Фердинанд Кебер описал проникновение сперматозоида в яйцеклетку.

1855 г. Немецкий ученый Рудольф Вирхов выступил с требованием о необходимости в медицинских исследованиях исходить из клеточной теории. Его исследования стимулировали зарождение клеточной патологии.

1859 г. Ч.Дарвин в работе «Происхождение видов путем естественного отбора» изложил основные положения своей теории эволюции.

1860–1868 гг. Немецкий ботаник С.Швенденер в серии работ раскрыл природу лишайников как «двойных организмов».

1862 г. Л.Пастер доказал, что микроорганизмы не возникают из стерильного неживого материала.
Русский естествоиспытатель Иван Михайлович Сеченов изложил основные идеи своей теории, согласно которой «все действия сознательной и бессознательной жизни по способу возникновения являются рефлексами». Дальнейшие исследования ученого были посвящены общей физиологии, электрофизиологии, физиологии центральной нервной системы. Сеченов считается одним из основоположников психофизиологии.

1862–1864 гг. Немецкий ботаник Юлиус Сакс экспериментально доказал, что крахмал образуется на свету в хлорофилловых зернах. Он установил, что некоторые растения таким путем синтезируют сахар.

1863 г. Немецкий зоолог и гистолог Макс Шульце идентифицировал («гомологизировал») понятие «саркода» животных и растительных клеток и переименовал ее в протоплазму. Шульце пришел к выводу, что протоплазма – важнейшая составная часть клетки.
И.М. Сеченов в работе «Рефлексы головного мозга» сформулировал теорию умственной деятельности. Он указал, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами.

1865 г. Грегор Мендель в книге «Опыты над растительными гибридами» изложил результаты изучения гибридных сортов гороха (эти исследования были начаты им в 50-х гг.) и открытые им основные закономерности наследственности (законы Менделя).
Ш.Ноден опубликовал результаты своих исследований, в которых он также весьма близко подошел к пониманию закономерностей наследственности.
К.Бернар в работе «Введение в экспериментальную медицину» провозгласил необходимость приложения экспериментальных методов физики и химии к биологии и медицине, отметив вместе с тем своеобразие наук о жизни.
Французский ученый Пьер Тремо выдвинул теорию, согласно которой разделение (дифференцирование) живых существ явилось результатом смены геологических эпох.

1866 г. Немецкий естествоиспытатель Эрнст Геккель опубликовал работу «Общая морфология организмов», в которой он, руководствуясь дарвиновской теорией происхождения видов, объяснил многообразие органических форм на основе морфолого-механистических принципов. Э.Геккель сформулировал так называемый «основной биогенетический закон» и ввел термин «экология», которым обозначил отношение животных к среде и к другим организмам.

Немецкий миколог и анатом растений А. де Бари опубликовал работу, в которой объяснил процессы размножения грибов и лишайников.

1867 г. Русский биолог-эволюционист Александр Онуфриевич Ковалевский указал на то, что формирование зародышевых листков и гаструляция являются процессами, общими для всех представителей животного мира.

1869 г. Немецкий гистолог и анатом П.Лангерганс открыл в поджелудочной железе особые клетки. Позже, в 1889 г., его соотечественники – эндокринолог И.Мерине и физиолог О.Минковский установили, что удаление этой железы вызывает сахарный диабет. Только в 1921 г. канадские физиологи Ф.Г. Бантинг и Ч.Г. Вест, основываясь на исследованиях Л.В. Соболева (1900–1901 гг.) и опытах М.Баррона (1920 г.), получили гормон, который впоследствии был назван инсулином.

Продолжение следует