Я ИДУ НА УРОК

С.И. ЛАРИНА, В.Н. ПОТУПЧИК,
учителя биологии,
В.Н. ЗАХАРОВА,
учитель химии,
Е.М. СОСЕНКОВА,
учитель географии с.ш. №4,
г. Заинск, Республика Татарстан

Ваше здоровье – в ваших руках

Школьный тележурнал (9–11-е классы)

Оборудование: аудиозапись песни О.Газманова «В городе олень» и музыкальной пьесы Э.Грига «Утро», магнитофонная запись школьного шума, результаты измерения шума и вибрации, запыленности воздуха, статистические данные анкетирования, плакаты «Ваше здоровье – в ваших руках», высказывания знаменитых людей, таблица «Влияние шума на организм человека», оборудование для опыта (стеклянная трубка, резиновая груша, вата, сигарета с фильтром), видеозаписи (интервью с учащимися, со школьной медсестрой, посещения школьной столовой, занятий школьных спортивных секций, утренней гимнастики, физкультминутки, зеленых насаждений на пришкольном участке).

Вступление

(Звучит песня О.Газманова «В городе олень».)

1-й ведущий. Мы, как тот олень, загнанный в лабиринт городских стен, спешим, торопимся, суетимся и не замечаем, как сами укорачиваем свою жизнь.

2-й ведущий.

Мы балансируем над пропастью,
Передвигаясь по канату.
Мы соревнуемся в жесткости,
Хоть ведаем – придет расплата.
Играем в игры запрещенные,
Не замечая чьей-то боли,
Кутим, пьем вина утонченные
На многочисленных застольях.
Теряем облик человеческий
И тонем в омуте пороков...

3-й ведущий. Пороки, пороки, пороки... Человеческие пороки – это те же вредные привычки, которые ведут нас в бездну нездоровья, укорачивая нашу жизнь.

4-й ведущий. Вы можете возразить, что здоровье – личное дело каждого. Это не совсем так. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит большую пользу обществу. И во многом наше здоровье зависит от нас самих.

Первая страница нашего тележурнала посвящается воздуху.

Воздух

1-й ведущий. В романе Павленко «Счастье» врач Комов очень убедительно говорит о целительной силе воздуха: «...ваша болезнь требует простого лекарства – воздуха. Побольше его и наяву, и во сне. Нужно насквозь продуть себя, омыть каждую клетку свою свежим воздухом». Без пищи человек может прожить около 50 дней, без воды около 5 дней, а без воздуха – не более 3–4 минут. А каким воздухом дышим мы?

Ученик (выступает с работой по анализу воздуха в школе). Для выяснения состава воздуха в школе и его чистоты мы взяли пробы запыленности в разных школьных помещениях: коридорах и кабинетах – как во время уроков, так и на переменах. Результаты исследований приведены на стенде.
Когда мы ходим, бегаем, прыгаем, вся пыль поднимается в воздух, а с нею и болезнетворные бактерии. Они оседают на пылинках и вместе с ними долго находятся во взвешенном состоянии. Таким образом распространяются грипп, ангина, ОРЗ, туберкулез и другие болезни.

2-й ведущий. Давайте послушаем, как обстоит дело с инфекционными болезнями у нас в школе.

(Телеинтервью со школьным врачом.)

3-й ведущий. Итак, надо следить за состоянием воздуха в нашей школе, чтобы быть здоровыми.
Следующая страница журнала посвящена шуму.

Шум

(Звучит пьеса Э.Грига «Утро». Ученик читает отрывок из повести Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».)

«Легкий туман еще держался кое-где над водой, еще цеплялся за мокрые кусты лозняка. И в тихой воде четко отражалось все, что гляделось в нее в это утро. Странное чувство полного, почти торжественного спокойствия охватило его.
Он вдруг услышал эту тишину и понял, что вот это и есть тишина, что она совсем не означает отсутствие звуков, а означает лишь отдых природы, ее сон, ее предрассветные вздохи.
Он всем телом ощутил свежесть тумана, уловил его запах, настоянный на мокром горьковатом лозняке.
Он увидел в глубине воды белые стволы берез и черную корону ольхи, они переплетались с всплывающими навстречу солнцу кувшинками, почти неуловимо размываясь у самого дна.
И он вдруг догадался, чего ему хочется: зачерпнуть эту нетронутую красоту и бережно, не замутив и не расплескав, принести ее людям...»

4-й ведущий. Человек внес в мир звуков речь и музыку, сделал звук своим помощником. Проходили века. Человек трудился, творил. Появлялись все новые и новые источники шума, росла их сила.
Уровень шума измеряется в децибелах. Ниже приведены примеры уровней шума разной интенсивности.

  • Шелест листвы – 10 дБ.

  • Шепот – 20 дБ.

  • Тиканье часов – 30 дБ.

  • Спокойный разговор – 50 дБ.

  • Уличный шум – 80 дБ.

  • Громкая музыка – 110 дБ.

  • Реактивный самолет – 140 дБ.

Динамический диапазон человеческого уха укладывается в 140 дБ. По санитарным нормам уровень шума должен составлять для учебных кабинетов 45 дБ, а для коридоров – 60 дБ. А у нас?

(Магнитофонная запись шума в школьном коридоре.)

Уровень шума в школе определяют шумомером. Вот его показания.

  • В учебных кабинетах – 80 дБ.

  • В коридоре 2-го этажа – 110 дБ.

  • В коридоре 3-го этажа – 108 дБ.

  • Во дворе школы у автострады – 130 дБ.

Как видите, во всех местах измерения уровень шума превышает санитарные нормы.

Американский ученый Кнудсен считает, что шум – такой же медленный убийца, как смог. Постоянный шум является причиной многих болезней. Под влиянием шума у человека изменяется физиологическое состояние: сначала появляется угнетение, его сменяет некоторое возбуждение, и, наконец, развивается подавленное состояние.

Шумовое «опьянение» – одна из причин успеха современной рок-музыки. При ее исполнении уровень шума превышает болевой порог и достигает 130 дБ. Группа медиков обследовала молодежь, часто слушающую громкую музыку. У 20% юношей и девушек слух оказался сниженным и соответствовал слуху 85-летних стариков.

Уровень шума в 40–45 дБ нарушает сон у 25% населения; шум в 50–55 дБ – у 50%; шум в 70–75 дБ – у 95% населения.

Шумы природного происхождения (шум морского прибоя, дождя, шелест листвы, пение птиц) благотворно влияют на организм человека: успокаивают, расслабляют, снижают возможные стрессы. А вот производственные шумы, шум транспорта ухудшают работу сердца, повышают артериальное давление и снижают производительность труда: физического – на 30%, а умственного – на 60%.

Отсюда вытекает вывод: надо снижать шум в школе. Этому помогает озеленение, т.к. зеленая защитная полоса вдоль дороги снижает уровень шума на 14 дБ. Необходимо проводить беседы в 1–7-м классах о влиянии шума на организм человека.

Следующая страница нашего журнала о вредных привычках.

Вредные привычки

1-й ведущий. Все знают, что такие пагубные привычки человека, как курение, употребление алкоголя и других наркотических веществ, приводят к болезненным изменениям в организме. Каким вырастет человек, с детства привыкший пить и курить?

1-й ученик. Табак, как известно, среднедействующий наркотик. Гораздо легче привыкнуть к наркотику, чем отвыкнуть от него. Курящие – это не «взрослые», «самостоятельные», «мужественные» люди, а просто рабы привычки, у которых недостаточно развиты воля и самообладание. Чтобы бросить курить, надо, прежде всего, захотеть это сделать, проявить силу воли, самодисциплину, упорство в достижении цели.
Основное действующее вещество в табаке – никотин. В одной сигарете массой в 1 г содержится 10–15 мг никотина. В чистом виде – это маслянистая жидкость со жгучим вкусом. По токсичности он сравним с синильной кислотой. Это сильный яд, действующий на нервную, пищеварительную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Для человека смертельная доза никотина – 1 мг на 1 кг массы тела. Но кроме никотина в табаке есть и другие соединения. При затяжке табак выделяет ядовитые и опасные вещества: аммиак, оксид углерода, канцерогенные углеводороды, радиоактивный полоний, синильную кислоту, сероводород и табачный деготь. Сигаретный фильтр может удержать не более 20% этих веществ.

2-й ведущий (проводит опыт с сигаретой для выяснения роли фильтра.)
Что ожидает курильщиков? Инфаркт миокарда, инсульт, заболевания сосудов и головного мозга, эмфизема и рак легких, гангрена ног (облитерирующий эндартериит), язва желудка и двенадцатиперстной кишки, больное и неполноценное потомство.
Но курение опасно не только для самого курильщика, но и для людей, просто находящихся с ним рядом – пассивных курильщиков. В результате вдыхания табачного дыма у них нарушаются сон, аппетит, работа желудка и кишечника, повышается раздражительность. У школьников это проявляется в плохой успеваемости и даже в отставании в физическом развитии.
Исследования показали, что курение повышает заболеваемость кариесом у детей. Вдыхание табачного дыма сопровождается всасыванием никотина, который в организме превращается в конитин. Среди обследованных детей с повышенным уровнем конитина в крови 47% имели полости в молочных зубах и 26% – в постоянных зубах. Так что пассивное курение влияет и на зубы.

2-й ученик. Пристрастие к спиртному – алкоголизм – болезнь, известная с древности, о ней упоминал еще Аристотель. Многие люди стараются преодолеть неприятности с помощью алкоголя. И, действительно, одним он приносит облегчение, у других повышает настроение, дает ощущение раскованности и веселья. Но так легко перешагнуть черту, за которой опьянение становится пагубной привычкой. По данным ВОЗ, на 1 тыс. человек приходится до 100 алкоголиков!
Спиртные напитки содержат не только этиловый спирт, но и различные примеси, в том числе ядовитые сивушные масла, от которых не избавиться никакой очисткой. Метиловый спирт – яд, который легко может вызвать не только сильное отравление, слепоту, но и смерть. Употребление его даже в малых количествах приводит к поражению зрительного нерва и сетчатки глаза. Дихлорэтан в количестве 10–15 г вызывает необратимые изменения в печени и почках. Применяемый для обработки вин сернистый ангидрид и сам по себе опасен, кроме того он разрушает в вине все витамины. А кислоты (винная, уксусная и др.), присутствующие в винах, отрицательно влияют на пищеварение, особенно на печень и поджелудочную железу.
А как же пиво? Его считают ценным продуктом и даже называют «жидким хлебом». Но в нем содержится от 2,8 до 12% спирта, присутствуют различные вещества, повышающие чувствительность организма к алкоголю, усиливающие его всасывание. Это тоже алкогольный напиток.
Алкоголь вызывает не только нарушения здоровья, но и ведет к деградации личности, толкает на серьезные преступления.

3-й ученик. Еще одна проблема современности – наркотики. Наркотические вещества широко используются в медицине в качестве снотворных и обезболивающих средств. Воздействуя на центральную нервную систему, они вызывают особое психическое состояние – эйфорию.
Все эти вещества ядовиты. Они отравляют организм, дополняя нарастающую психическую деградацию глубоким истощением нервной системы. При привыкании к наркотику человек думает только об очередной его дозе. И вскоре любое препятствие на этом пути вызывает агрессию и может привести к преступлению.
Каждый человек должен знать, что такое наркомания и что к ней может привести. Помните, что от нее очень сложно, но все же можно вылечиться, было бы желание.

3-й ведущий. А как обстоит дело с вредными привычками у нас в школе? Опрос учащихся в школе дал следующую картину: из 414 опрошенных учеников пробовали курить 180 человек (43,5%). Среди них из интереса – 13%, за компанию – 8,0%. Курят систематически 73 ученика (17,6%).
Пробовали алкогольные напитки 391 человек (94,5%), только у 45 ребят они вызвали отвращение. Выпивают 134 ученика (32,5%), а пиво употребляют 154 (37,2%), причем 87 ребят не относят пиво к спиртным напиткам (21%). Не имеют вредных привычек 24 ученика.
Удручающие цифры. Правда, есть, о чем задуматься?
Систематическое употребление наркотических веществ, в том числе алкоголя и никотина, не только вызывает нарушения во всех внутренних системах организма, но и повреждает половые клетки: все слабее и неполноценнее будут следующие поколения, если сейчас эти привычки не истребить, не вести с ними жесткую, непримиримую борьбу!

Хотите быть здоровыми?

Известный хирург Н.М. Амосов сказал: «В большинстве болезней виновата не природа, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда от неразумности».
Главное в борьбе с вредными привычками – их профилактика.
Следующая страничка о правилах личной гигиены.

Правила личной гигиены

1-й ведущий. Рассмотрим наиболее важные вопросы, касающиеся здорового образа жизни. Что можно сделать для сохранения и укрепления здоровья?
С самого раннего детства нас учат правилам гигиены. Все их знают.

(Демонстрируется видеозапись интервью школьников младших и средних классов по вопросам личной гигиены.)

2-й ведущий. «Просто знать еще не все, знания нужно уметь использовать», – так говорил Гете. А как мы их используем?

(Демонстрируется видеозапись: ученики идут в столовую.)

3-й ведущий. К чему может привести незнание правил гигиены? К возникновению глистных и инфекционных заболеваний.
Глистные заболевания (аскаридоз, энтеробиоз, трихинеллез, эхинококкоз и др.) возникают при заражении яйцами глистов. Причины заражения – употребление в сыром или плохо прожаренном виде рыбы или мяса, немытых овощей и фруктов, несоблюдение правил личной гигиены.
Инфекционные заболевания (дизентерия, холера, брюшной тиф) возникают при попадании в кишечник возбудителя заболевания. Возможна передача через предметы обихода и грязные руки, переносчиками могут быть мухи и тараканы.
Итак, надо не только знать правила личной гигиены, но и каждый день применять их.
Переходим к последней странице тележурнала, которую мы назвали «Профилактика».

Профилактика

1-й ведущий. В нашей школе многое делается для сохранения здоровья школьников.

(Демонстрируется видеофильм.)

Голос за кадром. В начале учебного дня в начальной школе проводится утренняя гимнастика. На уроках регулярно проводятся физкультминутки, включающие и дыхательную гимнастику, и упражнения для мышц спины, рук, ног и профилактический массаж биологически активных точек.
В школе работают спортивные секции – лыжная, баскетбольная, карате.
Большое воспитательное значение имеет наглядная агитация. Плакаты, стенгазеты, сатирические рисунки ребята делают своими руками.
Комнатные растения способствуют созданию благоприятной, здоровой обстановки в кабинетах и в коридорах школы, на участке много зеленых насаждений.

1-й ведущий. Мы убедились, что наше здоровье зависит от образа жизни, который мы ведем, от состояния окружающей среды.

2-й ведущий. Здоровье человека – в его собственных руках, надо лишь уметь распорядиться им рачительно и умно.

3-й ведущий. Здоровье – это дар природы и заботиться о нем, сохранять его, беречь человек должен сам.

4-й ведущий. Важно, чтобы каждый день все мы что-то делали для того, чтобы дольше оставаться здоровыми.

1-й ведущий. В заключение нашего тележурнала мы хотим поблагодарить всех, кто принимал участие в его создании, и пожелать им и в дальнейшем занимать активную позицию в борьбе за здоровый образ жизни. Благодарим зрителей за внимание и надеемся, что наши советы помогут и им.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru