КОПИЛКА ОПЫТА

И.А. АКПЕРОВА,
учитель биологии школы № 46, г. Киров

Продолжение. См. № 11, 12, 13, 14/2004

Уроки биологии: развитие, творчество, комфорт

В IV четверти учащимся можно предложить, например, следующие вопросы.

1. Имеет ли какое-нибудь отношение бодяк (с. 123) к глаголу «бодаться»?
2. Чем интересны листья гусиной лапки? (С. 124.) За что это растение получило свое название?
3. Что означает название «ирис»? (С. 125.) Оправдывает ли этот цветок свое название?
4. Какую страну и почему называют страной тюльпанов? (С. 125.) А какая страна считается родиной этого цветка?
5. Чомга (с. 131) относится к отряду поганок. За что отряд получил такое обидное название?
6. Почему в индуизме павлина (с. 131) считают священной птицей?
7. Почему папоротник (с. 136) на Руси называли «Перунов огнецвет»?
8. Из-за какой особенности водосбор (с. 140) получил свое название?
9. Почему герань (с. 141) в народе называют «журавельник»?
10. За какую особенность липа (с. 142) получила свое название? Какой месяц на Украине называют «липень»? Почему?
11. Почему пятнистую саламандру (с. 148), называют еще огненной?
12. Чем интересны глаза и язык хамелеона? (С. 149.)
13. Почему сова (с. 149) считается символом мудрости?
14. Почему в Египте страус (с. 149) считался символом справедливости?
15. Как называются три растения, изображенные на с. 159? Чем полезно каждое из них?
16. Какова роль длинного хвоста в жизни тушканчика? (С. 160.)
17. Какие звуки издает бекас? (С. 160.) Как связано слово «снайпер» с названием этой птицы?
18. Как еще называют кипрей? (С. 166) Почему?
19. Научное название сорокопута (с. 166) переводится на русский язык как «палач-караульщик»? Почему его так назвали? А что означает название «сорокопут»?
20. Почему растение (№4), изображенное на с. 170 получило название «след белого человека»?
21. Наш замечательный учебник выпущен издательством «Дрофа». Чем интересна эта птица? Попробуйте отыскать ее изображение на страницах учебника.

Перечень предлагаемых вопросов довольно большой, но у учащихся есть возможность выбора: для получения отметки «5» достаточно правильно ответить на 10 любых вопросов, для получения отметки «4» – на 7.

  • Информационные подборки. Учащимся предлагается найти в дополнительной литературе 10–15 интересных фактов по изучаемой теме. Это могут быть материалы рубрик «Знаете ли вы, что...», «Это интересно...», «Самые-самые...», «Удивительные сведения о...».

  • Правда ли, что... Некоторые из приведенных сведений неверные, а другие, несмотря на кажущуюся неправдоподобность, являются правдой. Учащиеся выясняют, что верно, а что нет, и при необходимости вносят уточнения. Подборки такого рода можно использовать как интригующее введение в тему или как интересное домашнее задание по дополнительной литературе. Можно предложить учащимся самостоятельно создавать подобные коллекции интересных фактов.

Правда ли, что ... (тема «Питание животных»)

1. ... голодая по полгода, планарии могут «съедать» до 6/7 собственного тела, уменьшаясь за это время в размерах в 7 раз?
2. ... постельные клопы могут обходиться без пищи до полутора лет?
3. ...ласточки питаются планктоном?
4. ... зубы гиен, разгрызая кости, развивают давление до 5 тыс. атмосфер?
5. ... бобры питаются не только древесиной, но и рыбой?
6. ... сочные ягоды проходят пищеварительную систему птиц всего за 10–15 мин?
7. ... гидра «выстреливает» в свою добычу капсулу с парализующим ядом?
8. ... птица скопа, изображенная на с. 60, всегда держит свою добычу головой вперед?
9. ... корова выделяет за сутки более 40 л слюны?
10. ... зайцы запасают пищу на зиму?

  • Мини-рефераты. Учащимся, увлеченным биологией, можно предложить написание работ реферативного характера по нескольким источникам информации. От обычных рефератов работы шестиклассников будут отличаться более конкретными темами, меньшим объемом (3–5 с.) и количеством изученных источников (2–3).

Возможная тематика работ для учащихся 6-го класса

1. Кто чем питается?
2. Кто как видит?
3. Кто как слышит?
4. Кто как спит?
5. Как общаются животные?
6. Думают ли животные?
7. Обитатели деревьев.
8. Полет в живой природе.
9. Забота о потомстве у животных.
10. Защитные приспособления у животных.
11. Защитные приспособления у растений.
12. Животные-путешественники.
13. Растения-путешественники.
14. Животные-изобретатели.
15. Растения-изобретатели.

Обязательным условием при выполнении любых заданий по дополнительной литературе является указание источников информации, т.е. библиографических данных используемых книг.

Мини-рефераты не являются обязательными заданиями и выполняются по желанию, но, как показывает опыт, многие шестиклассники охотно пишут их, т.к. сам процесс поиска интересной информации доставляет им огромное удовольствие.

 Чтобы полученная информация стала интеллектуальной собственностью ученика, она должна быть не только переосмыслена, но и прочувствована. Многие дети с радостью берутся за выполнение творческих заданий, получая возможность показать свое оригинальное, нестандартное видение учебного материала.

Примеры возможных творческих заданий по курсу 6-го класса

1. Сказочные истории (сказка о клеточном царстве-государстве; спор органов растения или животного о том, кто из них главнее; сказка о путешествиях плодов и семян и т.п.).
2. Самый волшебный цветок (описание, рисунок или модель цветка, обладающего универсальными приспособлениями к опылению).
3. История одного семечка (рассказ о развитии конкретного растения от семени до семени).
4. Фантастическое животное (моделирование животного, способного передвигаться во всех средах обитания всеми возможными способами).
5. Биография лягушки (бабочки, стрекозы, колорадского жука...).
6. Один день из жизни ... (учащиеся выбирают конкретное растение или животное и описывают, каким образом происходят в этом организме основные процессы жизнедеятельности в течение одного дня).
7. Страницы из дневника ... (задание аналогично предыдущему, но описывается более длительный период жизни организма).
8. Отчеты о фантастическом путешествии по клетке, растительному или животному организму. (При выполнении подобных работ очень важно изменение точки зрения: учащиеся должны увидеть и описать изученные объекты как бы изнутри.)
9. Подслушанный разговор ... (участниками этого фантастического «разговора» могут быть органоиды клетки, органы растения; органы или системы органов животного; организмы, обитающие в одном сообществе, и т.п.)
10. Интервью (учащиеся придумывают интересные вопросы по определенной теме (питание, дыхание, размножение...) и формулируют ответы на них от имени каких-либо организмов. Очень важно, чтобы ответы не повторяли информацию учебника, а расширяли ее.)
11. Интервью на основе рисунков учебника (учащиеся внимательно рассматривают рисунки по определенной теме, обращают внимание на интересные особенности строения того или иного организма и, сформулировав «для него» вопросы, ищут ответ в дополнительной литературе.)
12. Сочинение рассказов, сказок, стихов, загадок, загадочных стихов и рассказов, рассказов с ошибками и т.п. по любой изученной теме.
13. Усовершенствование учебника (учащиеся изучают текст параграфа, читают дополнительную литературу по теме и предлагают свой вариант текста учебника).

Многие из этих заданий можно выполнять не только в словесной форме, но и в виде рисунков, комиксов, поделок, аудио- и видеозаписей, инсценировок...

Для выполнения творческих заданий можно использовать не только дополнительною литературу, но и обычный материал учебника.

1. На основе информации урока написать статью для одного из журналов («Веселые картинки», «Почемучка», «Наука и жизнь» ...)
2. Пересказать материал урока так, чтобы он стал понятен воспитанникам детского сада (ученикам начальной школы, столетней бабушке...).
3. Основное содержание темы изложить в жанре развлекательной или научно-популярной программы радио или телевидения.
4. Написать сценарий видеоклипа по материалу урока.
5. Заядлые компьютерщики (а их немало среди шестиклассников) с радостью возьмутся за создание рисунков, моделей, анимаций, презентаций, веб-сайтов на основе содержания учебного материала.

Понятно, что задания подобного типа нельзя предлагать в обязательном порядке всем учащимся и на каждом уроке. Они выполняются только по желанию, хотя, наверное, можно одно творческое задание раз в четверть (или в год) сделать обязательным (особенно для претендентов на хорошие и отличные отметки).

Чтобы не возникало проблем с оцениванием творческих работ, заранее договоритесь о критериях оценки. Конечно, для разных типов работ критерии будут отличаться, но, на наш взгляд, любая творческая работа должна быть нестандартной, интересной и познавательной (то есть наличие определенной научной информации в творческой работе обязательно). Нелишним будет и напоминание об аккуратности выполнения работы и разборчивости почерка.

ТРАДИЦИИ УРОКА

Cкука и однообразие меня раздражают, поэтому уроки, которые я провожу, при соблюдении всех методических канонов все-таки носят черты нестандартности. Постепенно сформировались определенные приемы, которые помогают моим ученикам учиться с увлечением. Поскольку приемы эти обычно используются в системе, периодически повторяясь, то их вполне можно назвать традициями урока.

  • Хрустальная сова – символ мудрости. Переходящий приз за красивую идею, оригинальное решение, интересный вопрос, точный ответ и т.п. Вручается сова в начале урока (например, по итогам работы на «мыслительных листах») или по ходу урока, когда обсуждается проблемный вопрос. Отношение моих учеников к этому призу крайне серьезное: сова для них – не игрушка, а очень значимая награда, которая всегда принимается с гордостью и радостью.

  • «Мыслительный лист». Когда на уроке звучит вопрос, требующий размышления, то, как правило, думают над ним те ученики, у которых скорость протекания мыслительных процессов совпадает со скоростью речи учителя. Если даже ученик додумался до правильного ответа, то совсем не обязательно, что спросят именно его. Поэтому нет гарантии, что в следующий раз он будет вновь размышлять над подобным вопросом. Много лет назад случайно было изобретено простенькое спасение от этих бед. Называется это спасение «мыслительный лист».

Это обычный лист нелинованной бумаги не самого хорошего качества (парадоксально, но почему-то на белых тетрадных страницах мысли рождаются гораздо хуже). На «мыслительных листах» по ходу урока учащиеся кратко отвечают на вопросы, требующие размышления. Ученик обязательно должен высказать любую версию (пусть даже неправильную и невероятную!). Все ответы обязательно проверяются и оцениваются следующим образом:

+ (плюс) – хорошая мысль;
+? (плюс со знаком вопроса) – идея есть, но недостаточно четко сформулирована, не совсем правильное пояснение и т.д.;
+! (плюс с восклицательным знаком) – «Блеск!», оценка приравнивается к полутора плюсам.
• (точка) – неверный ответ, оценивается не минусом, а точкой , которая как бы предполагает возможность дальнейшего развития мысли.

В некоторых случаях дополнительные плюсы могут выставляться за очень интересные мысли по ходу урока. Иногда предлагается не совсем обычное домашнее задание для желающих заработать дополнительный «плюсик» (при этом их обычно получают только 3–5 учеников, которые первыми дадут правильный ответ).

Все эти знаки выставляются на лист учета знаний. Когда в сумме набирается пять плюсов, ученик получает заслуженную (и очень ценную!) «мыслительную пятерку». Кто-то заработает ее достаточно быстро, кому-то потребуется значительно больше времени, но каждый(!) обязательно(!) рано или поздно эту отметку получит и начнет «собирать плюсы» на следующую. Кажущаяся на первый взгляд сложной система учета на самом деле проста, проверка ответов обычно много времени не занимает, а удовольствие от процесса мышления всего класса стоит этих весьма незначительных дополнительных усилий.

Количество заданий для работы на «мыслительном листе» может быть разным – иногда это один-единственный вопрос: разминка в начале урока или обобщающий вопрос в конце, иногда это довольно большой блок вопросов для осмысления изученного материала (и тогда учащиеся имеют возможность выбрать те вопросы, которые им «по зубам»). Иногда по ходу урока мы несколько раз обращаемся к «мыслительному листу». Чаще всего учащимся предлагается ответить на проблемные вопросы, хотя бывают и другие задания: угадать, что лежит в «таинственной шкатулке»; придумать вопрос (или угадать вопрос учителя); пояснить эпиграф; определить тему урока, исходя из интригующего вступления; закончить стихотворные строки и т.п. Изредка следует предлагать вопросы и задания, которые по силам даже самым слабым ученикам.

Если урок начинается с «мыслительной разминки», то после того, как листы сданы, можно заслушать разные варианты ответов. Автор правильного (или самого оригинального) ответа получает хрустальную сову.

Иногда правильный ответ на вопрос мы находим в учебнике или он может прозвучать по ходу урока, а иногда бывает целесообразно вернуться к вопросу после изучения нового материала, чтобы уточнить или дополнить ответ. Если работа на «мыслительных листах» завершает урок, обсуждение ответов и награждение лучшего «мыслителя» обычно переносятся на следующий урок. Приведем примеры некоторых заданий для работы на «мыслительном листе».

Тема: «Строение клетки»

Как вы понимаете слова Дж.Кендрью: «Клетка – это своего рода атом в биологии»?

Тема: «Системы органов животных»

После изучения пищеварительной, дыхательной, выделительной, кровеносной систем можно предложить ответить на вопросы: что объединяет эти четыре системы? Как они взаимосвязаны?

Тема: «Организм как единое целое»

Один – в земле копается,
Другой — в лучах купается.
И хотя они друзья,
Поменяться им нельзя.

– Ответьте на вопросы: о чем идет речь в этой загадке? Почему они названы друзьями? Почему им нельзя поменяться?

Тема: «Питание и пищеварение»

– Почему у растений нет пищеварительной системы, а у животных есть?
– Прокомментируйте строки В.Солоухина:

Вы проходите мимо цветка?
Наклонитесь,
Поглядите на чудо,
Которое видеть вы раньше
Нигде не могли.
Он умеет такое,
Что никто на Земле не умеет...

Тема: «Скелет – опора организма»

– Демонстрируется скелет птицы и часть ствола дерева. Можно ли считать эти образования аналогами? Ответ необходимо пояснить.
– Почему у растений опорные образования довольно однотипны, а у животных – различны?

Тема: «Движение»

– Из слов «ползают», «плавают», «ходят», «поворачиваются», «бегают», «прыгают», «летают» выберите лишнее и поясните свой выбор.
– Почему животные более активны, чем растения?
– Почему у разных животных разные способы передвижения?

Тема: «Деление клетки» или «Половое размножение животных»

Начало жизни, дорогие детки,
Несут, конечно, половые клетки.
Давайте сформулируем вопрос
Про половые клетки и мейоз!

Одна из тем, где речь идет об отличительных признаках растений, – «Признаки живого», «Движение», «Рост и развитие растений».

Отгадайте загадку: «Дышит, растет, а ходить не может».

Закончите строки:

Конечно, это ясно и ребенку:
Деревья двигаться – увы – не могут,
Как движутся животные и люди,
Зато они…

(…всю жизнь свою растут; впрочем, здесь могут быть и другие варианты ответов.)

  • Таинственная шкатулка (аналог черного ящика). В ней могут находиться различные объекты, имеющие отношение к изучаемому материалу. Учитель интригующе описывает содержимое шкатулки, а задача учеников – догадаться, что в ней спрятано. В случае затруднений можно разрешить несколько наводящих вопросов, на которые учитель будет отвечать «Да» или «Нет».

Тема: «Фотосинтез»

В шкатулке – солнечная энергия, которая была «законсервирована» 350 млн лет назад. (Каменный уголь.)

Тема: «Скелет – опора организма»

В шкатулке – скелеты существ, благодаря которым мы становимся умнее. (Мел.)
В шкатулке – наружный скелет уникального существа, которое одновременно имеет два скелета: и наружный, и внутренний. (Панцирь черепахи.)

Тема: «Рост и развитие растений»

В шкатулке – недавнее изобретение человечества, подсказанное растениями, которые сами широко используют человека и животных в «корыстных» целях. (Застежка «липучка».)

Тема: «Семя»

Объект, который находится в шкатулке, мог бы сказать о себе следующее:

Во мне есть все:
Я должен стать красивым,
Большим, зеленым,
Как родитель мой.
Еще чуть-чуть –
И я взойду счастливым,
Покинув мир,
Хоть тесный, но живой.

Тема: «Бесполое размножение»

Сегодня утром я достала из холодильника живые организмы. С помощью того, что легко нашла на кухне, создала для них благоприятные условия, в которых они начали интенсивно питаться и размножаться. Кто продолжает размножаться, даже находясь в этой шкатулке? (Дрожжи).

Продолжение следует

Фото М.Кабанова

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru