Я ИДУ НА УРОК

В.И. ЖИВЕЙНОВА,
учитель биологии cр. шк. № 5,
г. Пересвет, Сергиево-Посадский р-н, Московская обл

Основы цитологии

Урок – общественный смотр знаний (10-й класс)

Цели урока: повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Основы цитологии»; развитие умений анализировать, выделять главное; воспитание чувства коллективизма, совершенствование навыков работы в группах.

Оборудование: материалы для проведения конкурсов, оборудование и реактивы для проведения экспериментов, листки с сетками кроссвордов.

Подготовительная работа

1. Учащиеся класса делятся на две команды, выбирают капитанов. Каждый ученик имеет нагрудный знак, совпадающий с номером на экране учета деятельности учащихся.
2. Каждая команда составляет кроссворд для соперников.
3. Для оценки работы учащихся формируется жюри, в состав которого входят представители администрации и учащиеся 11-х классов (всего 5 человек).

Жюри регистрирует как командные, так и личные результаты. Побеждает команда, набравшая наибольшее число баллов. Учащиеся получают оценки в зависимости от количества набранных баллов при проведении конкурсов.

ХОД УРОКА

 1. Разминка

(Максимальная оценка 15 баллов)

Команда 1

1. Вирус бактерий – ... (бактериофаг).
2. Бесцветные пластиды – ... (лейкопласты).
3. Процесс поглощения клеткой крупных молекул органических веществ и даже целых клеток – ... (фагоцитоз).
4. Органоид, содержащий в своем составе центриоли, – ... (клеточный центр).
5. Самое распространенное вещество клетки – ... (вода).
6. Органоид клетки, представляющий систему трубочек, выполняющий функцию «склада готовой продукции», – (комплекс Гольджи).
7. Органоид, в котором образуется и накапливается энергия, – ... (митохондрия).
8. Катаболизм (назвать синонимы) – это ... (диссимиляция, энергетический обмен).
9. Фермент (объяснить термин) – это ... (биологический катализатор).
10. Мономерами белков являются ... (аминокислоты).
11. Химическая связь, соединяющая остатки фосфорной кислоты в молекуле АТФ, обладает свойством ... (макроэргичность).
12. Внутреннее вязкое полужидкое содержимое клетки – ... (цитоплазма).
13. Многоклеточные организмы-фототрофы – ... (растения).
14. Синтез белка на рибосомах – это ... (трансляция).
15. Роберт Гук открыл клеточное строение растительной ткани в ... (1665) году.

Команда 2

1. Одноклеточные организмы без клеточного ядра – ... (прокариоты).
2. Пластиды зеленые – ... (хлоропласты).
3. Процесс захвата и поглощения клеткой жидкости с растворенными в ней веществами – ... (пиноцитоз).
4. Органоид, служащий местом сборки белков, – ... (рибосома).
5. Органическое вещество, основное вещество клетки – ... (белок).
6. Органоид растительной клетки, представляющий собой пузырек, заполненный соком, – ... (вакуоль).
7. Органоид, принимающий участие во внутриклеточном переваривании пищевых частиц, – ... (лизосома).
8. Анаболизм (назвать синонимы) – это ... (ассимиляция, пластический обмен).
9. Ген (объяснить термин) – это ... (участок молекулы ДНК).
10. Мономером крахмала является ... (глюкоза.).
11. Химическая связь, соединяющая мономеры белковой цепи, – ... (пептидная).
12. Составная часть ядра (может быть одна или несколько) – ... (ядрышко).
13. Организмы-гетеротрофы – (животные, грибы, бактерии).
14. Несколько рибосом, объединенных иРНК, – это ... (полисома).
15. Д.И. Ивановский открыл ... (вирусы), в ... (1892) году.

2. Экспериментальный этап

(Максимальная оценка 10 баллов)

Учащиеся (по 2 человека от каждой команды) получают инструктивные карточки и выполняют следующие лабораторные работы.

1. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.
2. Каталитическая активность ферментов в живых тканях.

3. Разгадывание кроссвордов

(Максимальная оценка 5 баллов)

Команды разгадывают кроссворды в течение 5 мин и сдают работы в жюри. Члены жюри подводят итог этого этапа.

Кроссворд 1

1. Наиболее энергоемкое органическое вещество. 2. Один из способов проникновения веществ в клетку. 3. Жизненно важное вещество, не вырабатываемое организмом. 4. Структура, примыкающая к плазматической мембране животной клетки снаружи. 5. В состав РНК входят азотистые основания: аденин, гуанин, цитозин, и ... . 6. Ученый, открывший одноклеточные организмы. 7. Соединение, образующееся при поликонденсации аминокислот. 8. Органоид клетки, место синтеза белка. 9. Складки, образуемые внутренней мембраной митохондрии. 10. Свойство живого реагировать на внешнее воздействие.

Ответы

1. Липид. 2. Диффузия. 3. Витамин. 4. Гликокаликс. 5. Урацил. 6. Левенгук. 7. Полипептид. 8. Рибосома. 9. Кристы. 10. Раздражимость.

Кроссворд 2

1. Захват плазматической мембраной твердых частиц и перенос их внутрь клетки. 2. Система белковых нитей в цитоплазме. 3. Соединение, состоящее из большого числа аминокислотных остатков. 4. Живые существа, неспособные синтезировать органические вещества из неорганических. 5. Органоиды клетки, содержащие пигменты красного и желтого цвета. 6. Вещество, молекулы которого образуются при соединении большого числа молекул с низкой молекулярной массой. 7. Организмы, в клетках которых есть ядра. 8. Процесс окисления глюкозы с ее расщеплением до молочной кислоты. 9. Мельчайшие органоиды клетки, состоящие из рРНК и белка. 10. Мембранные структуры, связанные между собой и с внутренней мембраной хлоропласта.

Ответы

1. Фагоцитоз. 2. Цитоскелет. 3. Полипептид. 4. Гетеротрофы. 5. Хромопласты. 6. Полимер. 7. Эукариоты. 8. Гликолиз. 9. Рибосомы. 10. Граны.

4. Третий – лишний

(Максимальная оценка 6 баллов)

Командам предлагаются соединения, явления, понятия и т.д. Два из них объединены по определенному признаку, а третье является лишним. Найти лишнее слово и ответ аргументировать.

Команда 1

1. Аминокислота, глюкоза, поваренная соль. (Поваренная соль – неорганическое вещество.)
2. ДНК, РНК, АТФ. (АТФ – аккумулятор энергии.)
3. Транскрипция, трансляция, гликолиз. (Гликолиз – процесс окисления глюкозы.)

Команда 2

1. Крахмал, целлюлоза, каталаза. (Каталаза – белок, фермент.)
2. Аденин, тимин, хлорофилл. (Хлорофилл – пигмент зеленого цвета.)
3. Редупликация, фотолиз, фотосинтез. (Редупликация – удвоение молекулы ДНК.)

5. Заполнение таблиц

 (Максимальная оценка 5 баллов)

Каждая команда выделяет по одному человеку; им выдаются листки с таблицами 1 и 2, которые нужно заполнить в течение 5 мин.

Таблица 1. Этапы энергетического обмена

Этапы
энергетического
обмена

Характерные
изменения
веществ

Биологическое
значение

Подготовительный

в пищеварительном канале из сложных органических веществ образуются более простые

энергия рассеивается
в виде тепла

Бескислородный

глюкоза -->
пировиноградная
кислота

2 молекулы АТФ

Кислородный

пировиноградная
кислота -->
СО2 + Н2О

36 молекул АТФ

Таблица 2. Характеристика процесса фотосинтеза

Фазы фотосинтеза

Необходимые условия

Исходные вещества

Источник энергии

Конечные продукты

Биологическое
значение

Световая

свет, хлорофилл, тепло

Н2О, ферменты, АДФ, фосфорная кислота

световая энергия

АТФ, О2,
водород

образование кислорода

Темновая

энергия АТФ, минеральные вещества

СО2, АТФ, Н

химическая энергия (АТФ)

глюкоза

образование органических веществ

 6. Установите соответствие между цифрами и буквами

(Максимальная оценка 7 баллов)

Команда 1

1. Регулирует водный баланс – ...
2. Непосредственно участвует в синтезе белка – ...
3. Является дыхательным центром клетки ...
4. Придают привлекательный для насекомых вид лепесткам цветков ...
5. Состоит из двух перпендикулярно расположенных цилиндров ...
6. Выполняют функцию резервуаров в растительных клетках ...
7. Имеют перетяжки и плечи ...
8. Образует нити веретена деления ...

А – клеточный центр.
Б – хромосома.
В – вакуоли.
Г – клеточная мембрана.
Д – рибосома.
Е – митохондрия.
Ж – хромопласты.

(1 – Г; 2 – Д; 3 – Е; 4 – Ж; 5 – А; 6 – В; 7 – Б; 8 – А.)

Команда 2

1. Органоид, на мембранах которого происходит синтез белков ...
2. Имеет граны и тилакоиды ...
3. Содержит внутри кариоплазму ...
4. Состоит из ДНК и белка ...
5. Обладает способностью к отделению мелких пузырьков ...
6. Осуществляет самопереваривание клетки в условиях нехватки питательных веществ ...
7. Компонент клетки, в котором находятся органоиды ...
8. Встречается только у эукариот ...

А – лизосома.
Б – хлоропласт.
В – ядро.
Г – цитоплазма.
Д – комплекс Гольджи.
Е – эндоплазматическая сеть.
Ж – хромосома.

(1 – Е; 2 – Б; 3 – В; 4 – Ж; 5 – Д; 6 – А; 7 – Г; 8 – В.)

7. Выберите организмы – прокариоты

(Максимальная оценка 3 балла)

Команда 1

1. Столбнячная палочка.
2. Пеницилл.
3. Трутовик.
4. Спирогира.
5. Холерный вибрион.
6. Ягель.
7. Стрептококк.
8. Вирус гепатита.
9. Диатомовые водоросли.
10. Амеба.

Команда 2

1. Дрожжи.
2. Вирус бешенства.
3. Онковирус.
4. Хлорелла.
5. Кисломолочные бактерии.
6. Железобактерии.
7. Бацилла.
8. Инфузория туфелька.
9. Ламинария.
10. Лишайник.

8. Решить задачу

(Максимальная оценка 5 баллов)

Команда 1

Определите иРНК и первичную структуру белка, закодированного в участке ДНК: Г–Т–Т–Ц–Т–А–А–А–А–Г–Г–Ц–Ц–А–Т, если 5-й нуклеотид будет удален, а между 8-м и 9-м нуклеотидом встанет тимидиловый нуклеотид.

(иРНК: Ц–А–А–Г–У–У–У–У–А–Т–Ц–Ц–Г–У–А; глутаминвалин – лейцин – пролин – валин.)

Команда 2

Дан участок цепи ДНК: Т–А–Г–Т–Г–А–Т–Т–Т–А–А–Ц–Т–А–Г

Какова будет первичная структура белка, если под воздействием химических мутагенов 6-й и 8-й нуклеотиды будут заменены цитидиловыми?

(иРНК: А–У–Ц–А–Ц–Г–А–Г–А–У–У–Г–А–У–Ц; белок: изолейцин – треонин – аргинин – лейцин – изолейцин.)

9. Конкурс капитанов

(Максимальная оценка 10 баллов)

Капитаны получают карандаши и чистые листы бумаги.

Задание: изобразить наибольшее число органоидов клетки и подписать их.

10. Ваше мнение

(Максимальная оценка 5 баллов)

Команда 1

Многие процессы жизнедеятельности в клетке сопровождаются расходованием энергии. Почему молекулы АТФ считают универсальным энергетическим веществом – единственным источником энергии в клетке?

Команда 2

Клетка непрерывно изменяется в процессе жизнедеятельности. Каким образом она сохраняет свою форму и химический состав?

 11. Подведение итогов

Оценивается деятельность учащихся, команд. Награждается команда-победительница.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru