КОПИЛКА ОПЫТА

И.А. АКПЕРОВА,
учитель биологии школы № 46, г. Киров

Продолжение. См. № 11/2004

Уроки биологии: развитие, творчество, комфорт

Тема «Организм как единое целое». Текст параграфа (с. 52) начинается следующим предложением: «Многоклеточный организм представляет собой совокупность самых различных органов, деятельность которых взаимосвязана». Прочитав это предложение вслух, прошу учащихся прокомментировать его: пояснить смысл слов «совокупность», «взаимосвязана», выразить ту же мысль другими словами. Далее учащиеся читают последний абзац текста на с. 52, сравнивают его с первым, обобщают информацию, и каждый самостоятельно записывает главную мысль урока теми словами, которые ему более понятны.

Обращаясь к рисункам и тексту учебника, подтверждаем эту мысль конкретными примерами. Далее учащиеся по аналогии приводят свои собственные примеры, опираясь на повседневные наблюдения и свой жизненный опыт.

  • Если на уроке предстоит работа со сложным текстом, требующим глубокого понимания, например «Строение нервной системы позвоночных», «Половое размножение растений», «Рост и развитие животных», в качестве опережающего домашнего задания можно предложить учащимся подчеркнуть незнакомые или непонятные слова, а изучение нового материала в классе начать с фронтальной работы по разъяснению выделенных слов.

  • Помогают пониманию текста вопросы учителя, требующие разъяснения смысла прочитанного: Что это значит? Как вы это понимаете? Что имел в виду автор? Можно ли это сказать другими словами?.

Внимание к деталям

  • Привычка обращать внимание на отдельные детали, подмечать нюансы текста учебника способствует формированию критического и осознанного отношения к любой информации.

На с. 24 (тема «Митоз») смысл глагола «удваиваются» в двух соседних предложениях различен. В первом случае речь идет об увеличении количества органоидов, а в предложении о хромосомах понятие «удвоение» не связано с увеличением числа хромосом, оно означает лишь, что каждая хромосома становится двойной.

На с. 64 в абзаце о строении пищеварительной системы позвоночных есть одна «ловушка» для невнимательного читателя. При поверхностном чтении может сложиться представление, что печень и поджелудочная железа – это ферменты. Предлагаю учащимся изменить текст (заменить слово или поменять предложения местами) так, чтобы смысл его стал однозначным.

На с. 110 есть предложение, из которого можно сделать вывод, что медузы и кораллы – обитатели наших прудов. Прошу учащихся сделать это предложение более точным, не допускающим такого толкования.

Прежде, чем выполнять задание по рисунку на с. 126, придется уточнить вопрос (речь, вероятно, идет о способах бесполого размножения).

  • Наверное, в школьном учебнике для шестиклассников нельзя написать понятно все обо всем, поэтому вполне закономерны некоторые недоговоренности, умолчания. Но как они будят мысль и любознательность учеников!

Тема «Выделение». На с. 81 имеется следующая фраза (изумительная по количеству недоговоренностей!): «А минеральные соли, некоторые органические вещества выводятся через кожу, кишечник и специальные приспособления. Некоторые животные имеют особые клетки, в которых накапливаются продукты обмена. Это почки накопления».

Эти три предложения рождают у учащихся поток вопросов: «Какие органические вещества выводятся? А через кожу и кишечник выводятся одинаковые вещества или разные? А выводятся ли органические вещества через кожу у человека? Какие специальные приспособления есть у животных? Как они называются? У каких животных есть такие приспособления? Какие животные имеют особые клетки? Как выглядят эти клетки? Где они находятся? Какие вещества в них накапливаются и в каком виде: в жидком или в твердом? Почему их назвали почками, если это клетки? Как выглядят почки накопления? В какой части тела они расположены? Как решается проблема защиты организма от отравления продуктами обмена, которые в них накапливаются? Какова продолжительность жизни животных, имеющих «почки накопления»?»

Возможно, самым любознательным ученикам захочется найти ответы на эти вопросы в дополнительной литературе.

Тема «Половое размножение растений». На с. 134 читаем абзац о размножении спирогиры, рассматриваем рисунок. У ребят вновь возникают вопросы, на которые нет ответа в учебнике: «Откуда берется слизь? Погибает ли спирогира после размножения? Любые ли клетки спирогиры могут сливаться?»

Природную любознательность шестиклассников можно удовлетворить, предложив им выполнить творческое задание по дополнительной литературе: взять интервью у парочки спирогир, в котором они раскроют все свои сокровенные тайны.

Что впереди? Предвосхищение на основе суждений

До чтения текста предлагается ряд утверждений, из которых необходимо выбрать верные. Затем учащиеся обращаются к учебнику и проверяют правильность выполнения задания. Для этого им придется прочитать текст, обращая внимание на мельчайшие детали, и проанализировать свои ошибки. Последующий коллективный анализ утверждений, исправление, уточнение и дополнение некоторых из них будут способствовать осмыслению учебного материала.

Для подобной работы можно использовать материал учебника под рубрикой «Какие утверждения верны?», а можно самим составлять предложения, включая в них часто встречающиеся ошибки и неточности, чтобы обратить на них внимание учащихся и избежать их появления в дальнейшем.

Вот примеры таких утверждений по теме «Дыхание».

1. Дыхание – это газообмен между организмом и окружающей средой.
2. Кислород в процессе дыхания поглощают только животные.
3. В результате дыхания выделяется энергия.
4. В результате дыхания выделяется углекислый газ.
5. Поглощать кислород всей поверхностью тела могут только одноклеточные организмы.
6. Трахеи – это тонкие трубочки в организмах некоторых животных.
7. Жабры всегда находятся под жаберными крышками.
8. Человек может дышать кожей.
9. Газообмен в стебле происходит через устьица.
10. На 1 мм2 листа клена располагается до 550 устьиц.

Возвращение назад

Этот прием предполагает обращение к ранее изученному материалу с целью его уточнения, дополнения, установления связей с новым материалом и в значительной мере способствует формированию глубоких и систематических знаний.

Изучая тему «Дыхание», можно вернуться к описанию митохондрий (с. 18) и уточнить одно из предложений текста (заменить слово «расщепления» на «окисления»). А можно вернуться к тексту на с. 5 и уточнить, что энергия при дыхании высвобождается в процессе окисления питательных веществ.

Изучая тему «Выделение», можно предложить учащимся обратиться к характеристике выделительной системы на с. 47 и найти там информацию, которой нет на с. 80–83 учебника (о выделительных органах рака).

При изучении темы «Размножение» в конце учебного года текст на с. 6 поможет восстановить в памяти определение этого понятия.

При изучении полового размножения животных возвращение к тексту на с. 47 позволит уточнить, что яичники и семенники – это половые железы.

Учимся думать

Текст может быть не только источником информации, но и «катализатором» мыслительной активности учащихся. Глубокое понимание текста невозможно без анализа, выделения главного, сопоставления, систематизации, обобщения.

Выделение опорных (ключевых) слов

Следует пояснить учащимся, что ключевые слова и словосочетания – это главные слова, помогающие запоминать учебный материал, это смысловые опоры, по которым можно легко восстановить основное содержание текста.

Выделяя ключевые слова, я рекомендую учащимся выписывать их или аккуратно подчеркивать карандашом прямо в тексте учебника. Некоторые ученики начинают сразу анализировать и обобщать информацию, иногда предлагая слова и словосочетания, которых непосредственно в тексте нет.

Основные понятия каждой темы выделены в учебнике жирным шрифтом, поэтому нам придется искать ключевые слова в небольших фрагментах текста. Например, при изучении химического состава клетки хорошо выделяются ключевые слова, характеризующие биологическую роль каждого вещества. Можно рекомендовать выделение ключевых слов при изучении тканей, функций скелета, приспособлений к движению в различных средах и т.п.

Если учащиеся работают с большим объемом информации, можно ограничивать количество слов, которые необходимо выделить. Возможно использование игрового элемента: учащимся предлагается прочитать текст и «угадать» слова, которые выделил при чтении этого текста учитель (в этом случае слова записаны на отвороте доски и временно скрыты от учащихся).

Так как ключевые слова обычно выделяются для последующего развертывания информации, то можно предложить учащимся пересказать фрагмент текста, опираясь на выделенные смысловые опоры.

Ключевые слова по всему параграфу могут стать основой для устного ответа. В этом случае учащимся в качестве домашнего задания предлагается составить «шпаргалку» из определенного количества ключевых слов для устного ответа по изучаемой теме.

Поиск в тексте необходимой информации

  • Самое простое – ответы на вопросы по тексту. Формирование этого умения обычно происходит в процессе упражнений при изучении нового материала.

Найдите в тексте ответ на вопрос: «...?»
Какое слово этого ответа является главным (ключевым)?
Ответы на какие вопросы содержатся в данном абзаце?
По ключевому слову сформулируйте вопрос и найдите в тексте ответ на него.
Как автор учебника отвечает на вопрос: «…»?
А как бы вы ответили на этот вопрос?
Какие вопросы к тексту задаст внимательный читатель? А думающий?

  • Шестиклассники, работая с текстом, иногда бывают чересчур многословны. Некоторые задания для самостоятельной работы способствуют развитию умения выделять главное, находить краткие и точные формулировки. Приведем примеры таких заданий.

Задания для самостоятельной работы по теме «Выделение»

Изучите текст учебника на с. 80–82. Найдите или сформулируйте самостоятельно точные ответы на вопросы.

Используя приведенные ниже подсказки. Ответы запишите в тетрадь.

1. Что такое выделение? Какие вещества при этом удаляются?
Это ................. из организма ........... (воды, ........., ................., .................).

2. У каких животных имеется сократительная вакуоль? Каково ее значение?
У ......................... сократительная вакуоль удаляет .........................

3. Как называются органы выделения у червей?
У червей ................... (выделительные канальцы).

4. У каких животных выделительная система имеет вид трубочек?
У ....................... – выделительные трубочки.

5. Какие органы образуют выделительную систему позвоночных животных?
У позвоночных выделительную систему образуют ........., ..............

6. Какие органы могут удалять воду и углекислый газ?
Вода и CO2 удаляются через ..................

7. Есть ли выделительная система у растений и грибов?
У растений и грибов выделительная система ......................

8. Где скапливаются ненужные вещества у растений и грибов?
Ненужные вещества у растений и грибов скапливаются в ..................

9. Что такое листопад? Каково его значение?
Листопад – это ..................... Вместе с листьями из растения удаляются

Задания для самостоятельной работы по теме «Рост и развитие растений»

Найдите в учебнике на с. 140–143 необходимые сведения и заполните пропуски.

...?... инд. разв....?...

Ответьте на вопрос: «Какой биологический процесс лежит в основе индивидуального развития любого организма?»

Задания для самостоятельной работы по теме «Бесполое размножение»

Внимательно прочитайте текст учебника на с. 122–124, рассмотрите рисунки, заполните в тетради таблицу 1.

  • Сопоставьте записи в таблице с текстом учебника, найдите различия.

Таблица 1. Разновидности бесполого размножения

Разновидность

Суть

Примеры организмов

............

Расщепление ....... на ....... части

*
*
*

............

Образование ........ из участка тела.......

*Дрожжи
*

Спорообразование

Образуется спора – .............
с ............ оболочками (защита)

*Грибы
*Водоросли
*
*

Фрагментация

Распад тела на ................ .

*Плоские черви
*Иглокожие
*Водоросль

............

Размножение вегетативными
органами или их частями

*Растения

Структурирование текста. Составление плана и опорных схем

План и схемы помогают отделить главное от второстепенного, выделить смысловой остов текста, установить взаимосвязи отдельных частей. Все это способствует систематизации материала.

  • При изучении корня учащимся предлагается прочитать текст учебника на с. 38 и составить план характеристики корня. После самостоятельной работы (лучше на черновиках) план обсуждается. Так как в учебнике материал о функциях корня разделен на два фрагмента, учащиеся могут предложить два варианта плана (в первом функции корня будут в начале, во втором – в конце). Далее можно обсудить, какой из этих вариантов более логичен. Продолжая работу с планом, можно предложить учащимся к каждому пункту подобрать ключевые слова для последующей записи в тетради.

  • После знакомства с корнем составляется общий план изучения органа растения (определение – строение – функции – видоизменения). Далее, при изучении других органов растения, мы будем анализировать содержание учебника в соответствии с этим планом, выясняя, какой информации в тексте недостает и где ее можно найти (этот прием стимулирует внимание к рисункам как источнику информации).

Основой для составления плана могут быть и рисунки (например, план изучения темы «Движение» можно составить, опираясь только на рисунки учебника).

Многие тексты учебника хорошо структурированы и легко превращаются в логические опорные схемы. Сначала схемы составляются в ходе совместной деятельности при изучении нового материала, впоследствии учащимся можно предлагать работу по восстановлению готовых схем или по составлению схем из предложенных слов.

  • При изучении питания растений совместно в ходе фронтальной работы по новому материалу составляется схема 1.

  • При изучении темы «Транспорт веществ в животном организме» учащимся предлагается прочитать текст на с. 76 и составить логическую схему из выделенных слов. Трудность этого задания в том, что порядок расположения слов в схеме будет отличаться от последовательности их в тексте учебника, поэтому учащимся придется систематизировать и классифицировать выделенные понятия, устанавливая между ними взаимосвязи. Результатом деятельности может стать схема 2.

Так как некоторые схемы основаны на выделении составных частей, а в других представлены разновидности, целесообразно предложить учащимся озвучить схемы, используя выражения:

..... состоит из .............
..... бывают ....................
Среди ... различают: ...
..... содержится ...........

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru