Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №29/2003

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Т.А.ЛОВКОВА,
Н.И.СОНИН

Продолжение. См. No 24, 25-26, 27-28/2003

Биология. Общие закономерности

Методическое пособие к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина (9-й класс)

Урок 52. Селекция организмов

Задачи. Продолжить формирование знаний о закономерности наследственности и изменчивости применительно к практической деятельности человека по выведению новых сортов растений и пород животных, сформировать представление о селекции как науке, связи ее с другими биологическими науками, особенностях селекции растений и животных.

Методические рекомендации

I. Изучение нового материала.

1. Ч.Дарвин и его учение об искусственном отборе. (Беседа с учащимися.)

2. Селекция как наука: предмет, методы, задачи, связь с другими биологическими науками. (Рассказ учителя.)

3. Вклад Н.И. Вавилова в развитие биологической науки. (Рассказ учителя.)

4. Селекция растений и животных. (Рассказ учителя. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, заполнение табл. 28.)

Таблица 28. Селекция растений и животных

Признаки для сравнения

Селекция

растений

животных

Исходный материал

   

Особенности гибридизации

   

Особенности отбора

   

Результат

   

Вопросы для обсуждения.

Объясните с точки зрения генетики:

– почему массовый отбор нередко применяют к перекрестноопыляющимся растениям?
– почему у сельскохозяйственных животных проводят близкородственное скрещивание;
– явление гетерозиса;
– явление полиплоидии.

5. Сравнение сортов растений и пород животных. (На каждой парте имеется раздаточный материал: рисунки, открытки, фотографии сортов растений и пород животных, экземпляры комнатных растений. Учащиеся самостоятельно выполняют задания:

– сравните 2 сорта или 2 породы одного вида растения или животного;
– найдите между ними сходство и объясните, о чем оно свидетельствует;
– найдите между ними различие и объясните вывод, о чем оно свидетельствует.)

Вопросы для обсуждения.

  • Назовите главные факторы создания новых сортов растений и пород животных?

  • Сторонники постоянства видов утверждали, что каждый сорт, каждая порода имеют особого дикого предка. Дарвин доказал, что это не так. А как бы доказал это ты, опираясь на современные достижения биологической науки?

II. Задание на дом.

Изучить гл. 16–44, ответить на вопросы на с. 211.

Вопрос о достижениях отечественных селекционеров разобрать самостоятельно.

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

Урок 53. Экология как наука

Задачи. Сформировать представление об экологии как науке о взаимоотношении организмов между собой и окружающей средой.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний о селекции как науке, методах и результатах селекции растений и животных, их объяснений с позиций генетики; достижения отечественных селекционеров.

II. Изучение нового материала. (Лекция по плану.)

1. Предмет и задачи экологии.

2. Методы изучения: наблюдение, опыт, эксперимент, математическое моделирование.

3. История развития экологии, вклад отечественных ученых в ее становление и развитие.

4. Структура современной экологии.

5. Связь экологии с другими науками. Экология и экономика.

В процессе лекции учащиеся составляют краткий конспект по основным вопросам, изложенным учителем.

III. Закрепление знаний.

Обсуждение схемы 1, предложенной в учебнике Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. – М., 2000.

Схема 1. Источники и слагаемые современной экологии в процессе экологизации знаний и практики

Схема 1. Источники и слагаемые современной экологии в процессе экологизации знаний и практики

IV. Задание на дом.

Прочитайте конспект лекции в тетради. Подумайте над вопросом: «В современной экологии существуют два подхода к проблеме взаимоотношений Человека и Природы – антропоцентрический и эксцентрический. Какой подход обеспечит сохранение живого на нашей планете и почему?»

Урок 54. Структура биосферы

Задачи. Продолжить формирование знания об уровнях организации природы, изучить структуру и функцию биосферы.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний об экологии, ее предмете, методах, задачах, роли отечественных ученых в ее развитии.

II. Изучение нового материала.

1. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. (Сообщение учащегося или рассказ учителя.)

2. Геологические оболочки Земли. (Беседа с учащимися на основе ранее изученного материала в курсе географии.)

3. Биосфера – живая оболочка Земли. (Рассказ учителя о структуре биосферы, ее основной функции; самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.)

Задание

1. Внимательно прочитайте абзацы в учебнике: «Атмосфера», «Гидросфера», «Литосфера», «Живые организмы».

2. Допишите предложения.

  • Живое вещество биосферы образовано ...

  • Жизнь главным образом сосредоточена ...

  • Жизнь в атмосфере ограничена ...

  • Жизнь в литосфере ограничена ...

  • Жизнь в гидросфере ограничена ...

  • Границы биосферы достаточно ...

  • На суше жизнь представлена в основном ... , в океане ... По видовому составу это ..., а среди животных ...

  • Живое вещество имеет несколько уровней организации ...

  • Масса живого вещества по сравнению с косным достаточно ...

  • Геохимическая деятельность живых организмов заключается ...

3. Составьте рассказ (устно) о живом веществе биосферы.

III. Закрепление знаний по вопросам.

  • В результате какого длительного исторического процесса образовалась биосфера?

  • Какими факторами обусловлена эволюция биосферы?

  • Какой фактор в эволюции биосферы сегодня является преобладающим?

  • Охарактеризуй живое вещество биосферы.

(Обсуждение результатов самостоятельной работы.)

IV. Задание на дом.

Изучить гл. 17–46, ответить на вопросы на с. 221. Вспомнить, круговороты каких химических элементов вы изучали в курсе химии. Как называются эти элементы? Какие вещества они образуют в процессе круговорота?

Урок 55. Круговорот веществ в природе

Задачи. Продолжить формирование знания о главной функции биосферы – круговороте химических элементов; продолжить формирование умения характеризовать взаимосвязь живого и неживого на примерах круговоротов воды, углерода, азота, серы, фосфора.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний о биосфере, ее структуре и функциях с использованием следующих вопросов.

  • Охарактеризуйте биосферный уровень организации живой материи.

  • Каковы этапы эволюции биосферы?

  • Какова основная идея работы академика В.И. Вернадского «О биосфере»?

  • В чем заключается геохимическая деятельность живых организмов?

II. Изучение нового материала.

1. Молекулярный уровень организации живой материи.

  • Какие химические элементы встречаются в биосфере?

  • Какие группы веществ они образуют?

  • Назовите основные элементы биосферы.

  • Какие вещества живых организмов они образуют?

  • Назовите самое распространенное вещество биосферы.

  • Круговорот химических элементов – главная функция биосферы. (Рассказ учителя; самостоятельная работа учащихся в группах с текстом учебника и раздаточным материалом – схемами круговорота биоэлементов по заданию.)

Задание

Каждая группа учащихся изучает схему круговорота одного химического элемента по плану.

  • Внимательно рассмотрите схему круговорота данного химического элемента.

  • Вспомните, в состав какого вещества живых организмов он входит (если сможете, запишите формулу этого вещества).

  • Проследите за изменением этого элемента в геологических оболочках Земли.

  • Какие химические вещества он при этом образует?

  • Составьте схему круговорота и запишите ее в тетрадь.

  • Какую роль в данном круговороте играют живые организмы?

  • Подумайте над словами В.И. Вернадского: «Живое вещество подобно массе газа растекается по земной поверхности, оказывает определенное воздействие на окружающую среду, обходит препятствия, мешающие его продвижению...»

III. Закрепление знаний.

1. Обсуждение самостоятельной работы с записью на доске составленных схем круговорота биоэлементов – углерода, водорода, кислорода, азота, серы, фосфора.

2. Ответы на вопросы.

  • Что является первоисточником жизни на Земле?

  • Благодаря какому процессу солнечная энергия преобразуется в энергию химических связей веществ?

  • Где этот процесс происходит?

  • Любая форма жизни включается в круговорот благодаря деятельности деструкторов, преимущественно микроорганизмов. Благодаря какому свойству это возможно?

IV. Задание на дом.

Изучить гл. 17–47, записи в тетради. Подготовить сообщение (по желанию учащихся) «B.Н. Сукачев – создатель учения о биогеоценозах».

Урок 56. Биогеоценоз

Задачи. Продолжить формирование знания об уровнях организации живой материи на примере биогеоценотического (экосистемного) уровня; сформировать представление о биогеоценозе, его структуре, связях элементов структуры; роли В.Н. Сукачева в создании учения о биогеоценозах.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний о роли живых организмов в круговоротах биогенных элементов.

II. Изучение нового материала.

1. Формирование сообществ живых организмов. (Рассказ учителя; совместная работа по составлению табл.29 с использованием текста учебника.)

Таблица 29. Факторы, формирующие растительный и животный мир Земли

Название фактора

Характеристика

Геологическая история материков

 

Различие климатических условий

 

Изоляция

 

2. В.Н. Сукачев – создатель учения о биогеоценозах. (Сообщение учащегося или рассказ учителя.)

3. Биогеоценоз, его структура: продуценты, консументы, редуценты. (Рассказ учителя, запись схемы биогеоценоза на доске, обсуждение с учащимися связей между его компонентами, обозначение связей стрелками.)

Схема структуры биогеоценоза

Схема структуры биогеоценоза до обсуждения с учащимися

До обсуждения с учащимися

Схема структуры биогеоценоза после обсуждения с учащимися

После обсуждения с учащимися

III. Закрепление знаний.

Определение компонентов биогеоценоза на примере африканской саванны (рис. 121 учебника) и анализ взаимосвязей между ними. (Можно сделать анализ биогеоценоза по материалу родного края или сформировать структуру биогеоценоза на основе имеющихся данных о его компонентах.)

IV. Задание на дом.

Изучить гл. 17–49, с. 229, 230. Ответить на вопросы 1–2 на с. 230.

Урок 57. Биоценоз

Задачи. Продолжить формирование знания об уровнях организации живой природы на примере биогеоценотического уровня; сформулировать представление о биоценозе, его структуре, цепях и сетях питания; правило экологической пирамиды.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний об истории формирования сообществ живых организмов, структуре биогеоценоза, умения на различных примерах выделять основные компоненты биогеоценоза.

II. Изучение нового материала.

1. Биоценоз: его структура, отличие от биогеоценоза. (Рассказ учителя.)

2. Взаимосвязь между организмами в биоценозе. Сети, цепи питания. (Рассказ учителя с использованием рис. 121 на с. 228, рис. 123 на с. 240, рис. 126 на с. 245 и запись схемы 2 на доске в дополнение к схеме урока 56.)

3. Правило экологической пирамиды. (Рассказ учителя с использованием рис. 125 на с. 244.)

III. Закрепление знаний по вопросам.

1. Что такое биогеоценоз?

2. Что такое биоценоз?

3. Назовите основное отличие биоценоза от биогеоценоза?

4. Приведите примеры биоценозов и покажите взаимосвязь между организмами. Начертите 3–4 схемы пищевых цепей.

5. В чем сущность правила экологической пирамиды?

IV. Задание на дом.

Изучить гл. 17–49 на с. 230, гл. 17–52, вопросы 2–7 на с. 246.

Урок 58. Агроценоз

Задачи. Продолжить формирование знания об уровнях организации живой материи на примере биогеоценотического уровня; сформировать представление об агроценозах; продолжить формировать умение выделять основные компоненты, составлять схемы пищевых цепей на примере экосистемы – агроценоз.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний об особенностях структуры биоценоза по сравнению с биогеоценозом, умения характеризовать биоценоз на конкретном примере, устанавливать взаимосвязи между живыми организмами, входящими в его состав, составлять схемы пищевых цепей.

II. Изучение нового материала.

1. Агроценоз – искусственная экосистема. (Рассказ учителя.)

2. Агроценоз и биогеоценоз.

  • Рассказ учителя с элементами самостоятельной работы учащихся с раздаточным материалом: гербариями, коллекциями насекомых, рисунками, таблицами, схемами; учебником.

  • Составление табл. 30. (Выбор для сравнения может быть иным, на усмотрение учителя.) Анализ и обсуждение результатов самостоятельной работы.

  • Ответить на вопрос: Почему в практике ведения сельского хозяйства человек использует севообороты, вносит минеральные и органические удобрения? Ответ обосновать.

Таблица 30. Сравнение экосистем луга и поля

Параметры для сравнения

Экосистема

луг

поле

Вид экосистемы

 

 

Структура

 

 

Действующий отбор

 

 

Видовое разнообразие

 

 

Плотность популяции

 

 

Биомасса

 

 

Устойчивость

 

 

Регуляция

 

 

Источник энергии

 

 

Баланс питательных элементов

 

 

Звенья пищевых цепей

 

 

Примеры пищевых цепей (каждый учащийся выделяет самостоятельно)

 

 

3. Смена биогеоцинозов. (Рассказ учителя о причинах, вызывающих смену биогеоценозов и обсуждение с учащимися примеров изменений луг --> поле; поле --> лес; озеро --> луг и т.д.)

III. Задание на дом.

Изучить записи в тетради.
Составить характеристику любого агроценоза (например, огорода, сада, парка и т.д.), определите тенденции его развития.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru