ДЕТСКИЕ РАБОТЫ

Мария ДРОБИНА,
шк. № 827, 11 «А» кл., г. Москва,
Научный руководитель – учитель биологии
Е.А. НИФАНТЬЕВА

Основные направления реконструкции пейзажного парка-усадьбы Братцево

Исследовательская работа по экологии*

Старые деревья в пейзажном парке Братцево

Старые деревья в пейзажном парке Братцево

Введение

Москва – крупнейший мегаполис. Здесь на площади 107,1 тыс. га проживает около 8,6 млн человек; размещается более 7 тыс. предприятий (промышленных, строительных, связи); около 500 энергетических объектов.

«В таком крупном городе важную роль играют зеленые насаждения, которые являются «зелеными фильтрами», снижающими степень загрязнения окружающей среды автотранспортом, промышленными и коммунальными объектами, служат источником чистого воздуха, формируют микроклимат территории города и защищают от неблагоприятных климатических воздействий. Зеленые насаждения способствуют снижению уровня шума, а также служат местами отдыха горожан» (Пьянковский, 2001).

На территории Москвы зеленые насаждения представлены бульварами, аллеями, скверами, лесопарками и садами, но наиболее важную функцию выполняют парки. Созданные руками человека парковые ансамбли играют не только важную экологическую роль в жизни города, но и имеют эстетическое значение. Красиво высаженные деревья и аккуратно подстриженные кустарники, ухоженные клумбы и газоны, неожиданно открывающиеся взору поляны – все это создает хорошее настроение и дает заряд бодрости людям, посещающим парк, позволяет отдохнуть от повседневных забот и насладиться многообразием окружающего мира.

На территории Москвы в настоящее время существует более 100 парков, большинство из которых представляют собой старинные усадьбы, сохранившиеся до наших дней. Такие усадебные парки имеют не только природную, но и историческую ценность. Они представляют собой по образному выражению ученых «острова прошлого в мире настоящего» (Барашев, 1999). Посетители могут окунуться здесь в ту историческую эпоху, когда создавался парк, почувствовать себя причастным к истории своего города, своего края. А ведь для успешного развития любого государства важно, чтобы живущие в нем люди помнили свое прошлое, свою историю.

К сожалению, в последние десятилетия природно-историческому наследию в нашей стране уделялось недостаточно внимания, в связи с этим многие парки, как, впрочем, и усадьбы в целом, потеряли свой былой облик и медленно умирают, лишенные надлежащего ухода. Но хочется надеяться, что ситуация изменится: горожане будут более внимательно и бережно относиться к своему культурному наследию, а правительство города Москвы будет уделять этой проблеме должное внимание.

Мы надеемся, что вниманием не будет обойден и очень интересный, но тем не менее малоизвестный садово-парковый ансамбль усадьбы Братцево, расположенный на северо-западе столицы. Природно-культурный комплекс Братцево сложился к 1818 г. Вокруг усадьбы был разбит пейзажный парк, соответствующий традициям того времени. Но за прошедшие почти 200 лет парк претерпел большие изменения природного и антропогенного характера.

Целью нашего исследования было выявление направлений реконструкции пейзажного парка усадьбы. Для этого было необходимо: изучить видовое разнообразие растительности парка и ее сохранность; сравнить полученные результаты с данными научной литературы; сделать выводы о современном состоянии парка и наметить основные направления реконструкции парка. Таким образом, мы хотели получить ответ на вопрос: возможно ли сейчас восстановить парк в его первоначальном историческом виде и какие мероприятия для этого необходимо провести?

Литературный обзор

I. Садово-парковое искусство XVIII–XIX вв.

В зависимости от использования различных зеленых насаждений выделяют несколько типов парков. Они отличаются не только расположением компонентов, но, главное, несут на себе отпечаток той исторической эпохи, когда были наиболее популярны.

Экономические и социальные условия Средневековья не способствовали развитию декоративного садоводства. Стесненные крепостными стенами средневековые замки, монастыри и города не представляли возможностей для устройства больших садов. Лишь в эпоху Возрождения начинает развиваться садово-парковое искусство. Иллюзию регулярного мира были призваны создать французские, или регулярные, парки, ставшие обязательной частью резиденций коронованных особ или имений придворной знати.

Основой регулярного парка почти всегда является какое-либо архитектурное сооружение, а растительности обычно отводится подчиненная роль. Наибольшее применение здесь находят деревья и кустарники с четкими, приближающимися к геометрическим формами, кронами или хорошо поддающиеся стрижке. Такие парки «отличаются использованием правильных геометрических контуров, прямизной аллей, дорог, симметричными композициями, террасами, рядовыми посадками стриженых деревьев, обилием скульптур, водных устройств. Здесь растения, дорожки, водоемы и другие элементы расположены симметрично один по отношению к другому. Регулярные парки ... получили широкое развитие в XVI–XVIII вв. сначала в Италии, Франции, Испании, Голландии, позже в России и других европейских странах» (Вергунов, Горохов, 1996).

«Естественное представлялось в середине XVIII в. не заслуживающим внимания. Прекрасным признавалось только искусственное, только то, что создано и облагорожено человеком. Чтобы придать природе гармонию, нужно наложить на нее печать человеческого разума и воли, сделать ее регулярной, то есть подчиненной дисциплине. В таком парке человек не чувствовал себя частью природы» (Бродский, 1978).

Одной из разновидностей регулярного ландшафта того времени являлись голландские парки, в которых сохранялась строгая геометрия расположения элементов, но дом не занимал доминирующего положения и располагался со смещением от центральной оси. Главную роль в таком парке играли партеры с яркими цветочными клумбами, а древесным породам отводилось второстепенное значение. Яркость красок и обилие цветов являются отличительными особенностями голландских парков того времени.

В середине XVIII в. в садово-парковом искусстве происходит резкий поворот. Возникает новое течение, стремящееся отобразить красоту естественной природы – в противоположность строгим формам французского регулярного парка, где вся природа взята «в рамки геометрии». Успеху этого направления в садово-парковом строительстве немало способствовало такое же направление в художественной литературе и живописи того времени, а также знакомство с устройством садов Китая и Японии. Одним из достоинств пейзажного английского, или ландшафтного, парка явилось то, что его главным элементом была растительность. В связи с этим широкое распространение приобрела акклиматизация древесных и травянистых растений американских видов (белая акация, клен ясенелистный, сосна Веймутова, флокс, цинния, рудбекия) и растений восточных садов (гинкго, павлония и др.)

«В отличие от регулярного, или французского, парка, где все было открыто взору и не допускало никаких неожиданностей, пейзажный, или английский, парк строился на неожиданной смене впечатлений. Аллеи пейзажного парка были извилистыми, подобно случайно протоптанным лесным тропинкам. Каждый поворот неожиданно открывал беседку, статую или павильон. В отличие от французского парка, который обозревался сразу, целиком, в английском парке все было рассчитано на любование с разных сторон и точек обозрения. Поэтому деревья высаживались группами, наподобие пышных букетов: за лесом открывались лужайки, за поляной вдруг оказывался овраг. Группировки деревьев, чередование раскидистых дубов и кудрявых берез, подъемов и спусков, света и тени имело, казалось, свое звучание, то мажорное, то минорное» (Бродский, 1978).

«Родоначальницей пейзажного парка в Европе считается Англия. Но, несмотря на это, борьба между пейзажным и регулярным парком именно в Англии была особенно острой. Оба подвергались со стороны оппонентов уничижительной критике, часто несправедливой, но подкупающе эмоциональной. Регулярные парки критиковались за закрытость, обособленность от внешних пространств, несвойственную природе прямолинейность, искусственность, экстравагантное изобилие скульптур, чрезмерную упорядоченность. В свою очередь, к недостаткам пейзажных парков относили противоположное: открытость, слитность с внешними пространствами, лженатуральность, отсутствие искусства, механическое копирование природы, хаотичность» (Дормидонтова, 2001).

«Переход от регулярных парков к пейзажным, для которых характерна естественная простота, произошел в России в конце 70-х гг. XVIII в., когда владельцы усадеб стали больше ценить естественность и первобытную свежесть природы. К тому же устройство и содержание регулярных парков стоило значительно дороже» (Лившиц, 1997).

II. Усадьба Братцево – памятник архитектурно- паркового искусства

Усадьба Братцево, расположенная на вершине живописного холма, полого спускающегося к долине рек Сходни и Братовки, была построена в 1813–1815 гг. известным архитектором А.Н. Воронихиным. В то время имение Братцево принадлежало графу П.А. Строганову и включало в себя обширные земельные угодья и село с деревянным господским домом, церковью и крестьянскими домами. Новый усадебный дом был построен в полуверсте от старинного села, на месте леса, спускавшегося до самой реки Сходни, – двухэтажный каменный дом классического стиля с четырьмя наружными входами по главным осям и увенчаный куполом над центральной частью. Позже были построены флигели, а в 30-е гг. XX столетия крытые галереи соединили их в единое с домом здание. Справа, в пейзажном парке, у крутого обрыва была поставлена десятиколонная открытая беседка-ротонда. Двор был расположен в стороне от усадьбы и соединен с нею аллеей. Непосредственно перед дворовым фасадом главного дома сохранились несколько двухсотлетних берез, когда-то обрамлявших выездную аллею. Сохранился некогда украшенный каменными сфинксами мост через овраг по дороге, ведущей к церкви Покрова Пресвятой Богородицы. На речке Братовке, впадающей в реку Сходня, были устроены террасные пруды. Теперь они спущены и частично заросли, от них остались только следы, а рядом прошла трасса Московской кольцевой автомобильной дороги.

«...Перед домом когда-то был парадный газон, теперь занятый средневозрастными посадками ели колючей, лиственницы, боярышников и кустами спиреи дубравколистной. На высоком берегу речки Братовки, между двумя оврагами частично сохранились старые деревья. ... Это отдельные липы высотой 26–32 м, с диаметром ствола 50–105 см. Часть лип в букетных посадках. ...По парку встречаются отдельные старые дубы... Имеется немного старых деревьев вяза гладкого... Под старыми деревьями сформировался из самосева густой второй ярус, преимущественно из клена остролистного, местами единичные экземпляры молодой липы мелколистной, ясеня высокого, вязов гладкого и голого. На части территории имеются отдельные средневозрастные посадки клена остролистного, липы мелколистной и сосны обыкновенной... Есть также сравнительно молодые березовые и липовые аллеи. ...От дома вниз к речке спускается большой газон.

По склонам к речке располагается старое широколиственное насаждение, в котором к настоящему времени сохранилось немного старых деревьев липы, дуба и сосны ... и густой второй ярус из клена, липы, ясеня, единичного дуба и вяза. ... Под старыми деревьями большей частью сохранился довольно богатый лесной напочвенный покров с доминированием пролесника многолетнего, осоки волосистой, сныти, с обилием медуницы, лютика кашубского, зеленчука, колокольчика широколистного. Из эфемероидов наиболее обильна ветреница лютиковая, встречаются хохлатка плотная и гусиный лук малый. (Полякова, Гутников, 2000).

Результаты и обсуждение

Результатом работы автора на территории парка явилось описание и картирование древесной растительности. На карту нанесены основные биотопы парка и отдельные деревья, возраст которых превышает 200 лет, а обхват ствола – более 190 см. Вероятно, эти деревья были посажены при закладке парка и поэтому места их расположения могут использоваться для определения внешнего вида пейзажного парка усадьбы. Выявление старых деревьев, которые могут быть названы памятниками природы, было сделано в исследовательской работе учеников 8 «В» класса школы № 827 Сохацкой Марии, Уляпиной Натальи и Марченко Екатерины.

Старые деревья в пейзажном парке БратцевоДля описания растительности была использована маршрутная методика, в результате чего было выделено 9 биотопов.

Биотоп I представляет собой невысокий, светлый (сомкнутость крон 80%) с большим количеством световых окон липово-кленовый лес с формулой состава древостоя (ФСД): 6 Кл(ен), 4 Л(ипа) + единично Д(уб), Б(ереза). Лес достаточно молодой (40 лет), самовоспроизведенный. Подрост клена остролистного (Acer platanoides) (возраст 5–7 лет) растет скоплениями в световых окнах. Также встречается подрост липы мелколистной (Tilia cordata). Количество сухих и поврежденных деревьев незначительно, так как недавно была произведена чистка леса, и сухостой был удален.

Старые деревья в пейзажном парке Братцево

Биотоп II представляет собой светлый яблоневый сад с примесью тополя черного и осины, сомкнутость крон около 60%. ФСД: 8 Яб(лоня), 1 Т(опо)л(ь), 1 Ос(ина). В саду еще сохраняются старые яблони (культурные сорта), но заметно, что постепенно идет процесс смены растительного сообщества. В древесный ярус, помимо яблони, выходит тополь черный (Populus nigra), достигающий высоты 20 м. Единично был замечен ясень (Fraxinus sp.). Небольшое скопление образовала осина (Populus tremula). В подлеске встречаются: клен остролистный, липа мелколистная, тополь черный (рядом со взрослым деревом). Доминирует в подлеске черемуха птичья (Padus avium).

Биотоп III представляет собой высокий лес с ФСД: 5 Д  5 Л. И дубы (Quercus robur), и липы – очень старые деревья и многие из них находятся в весьма плачевном состоянии. Вероятно. в будущем на смену этому сообществу придет кленовый лес, подрост которого преобладает как в этом биотопе, так и вообще на всей территории парка. Кроме подроста клена остролистного встречается подрост черемухи обыкновенной, которая произрастает как небольшими скоплениями, так и единично.

Биотоп IV представляет собой смешанный высокий березово-липово-кленовый лес с ФСД: 6 Кл  2 Л  2 Б + единично Д, Лист(венница). Большинство кленов остролистных посажаны в 1960-х гг. XX в. На территории этого биотопа были зарегистрированы старые дубы и березы (Betula pendula и Betula pubescens), а так же встречен единичный экземпляр лиственницы европейской (Larix deciduas) высотой около 40 м. Подрост и подлесок отсутствуют из-за регулярного скоса травяно-кустарничкового яруса, а вместе с ним и древесных пород.

Биотоп V представляет собой посадки клена остролистного, в которых встречается несколько старых дубов. ФСД: 10 Кл + единично Д.
Граница между биотопами VI и VII проходит по дорожке, ведущей к беседке. Некогда это была сосновая аллея. В настоящее время здесь осталось лишь несколько экземпляров сосны обыкновенной (Pinus sylvestris), остальные были спилены.
Отдельные старые сосны остались в биотопе VI, на склоне. Но в целом биотоп VI представляет собой кленовые посадки с активно возобновляемым подростом. ФСД: 9 Кл   1 С(осна).

Биотоп VI-А отличается от биотопа VI только наличием дуба черешчатого, встречающегося разреженно.

Биотоп VII представляет собой смешанный дубово-березово-липово-кленовый лес. ФСД: 6 Кл  2 Л  1 Б 1 Д +   единично Ос. Единично был встречен тополь черный. В подросте всречаются береза и клен. Ближе к оврагу растут осины, рядом с которыми обнаружен их подрост. В подлеске произрастает рябинник рябинолистный (скоплениями) и дерен белый (Cornus alba) – скоплениями в световых окнах.
В этом биотопе наблюдается очень интересное явление. Всем известны «ведьмины круги» у грибов. Так вот в парке можно встретить круги клена остролистного. Вокруг старых дубов или сосен, чаще всего уже погибающих, на расстоянии 3–4 м не растут никакие деревья. А дальше, как в хороводе, по кругу тянутся к свету молодые 3–4-метровые клены. Почему это происходит? Видимо, могучие деревья не дают развиваться своим собратьям. Ведь даже если семена и прорастут внутри такого круга, то, достигнув 2–3-летнего возраста и высоты 30–40 см, молодые деревца погибают. Им не хватает питания для дальнейшего развития, так как все питательные вещества забирает себе корневая система старого дерева. Вот и ждут они, когда же погибнет могучий великан, чтобы быстро двинуться в рост и занять его место под солнцем.

Биотоп VIII представляет собой посадки приблизительно 60-х гг. прошлого века сосны обыкновенной и клена остролистного. ФСД: 5 Кл 5 С + единично Б.

Биотоп IX представляет собой высокий, достаточно светлый кленово-липово-березовый лес с примесью дуба черешчатого и сосны обыкновенной. ФСД: 5 Б  3 Л  2 Кл +  единично Д, С. В подлеске встречается бересклет бородавчатый, произрастающий в световых окнах. Черемуха птичья произрастает разреженно, скоплениями.

В результате исследования видового состава современной растительности парка Братцево и нанесения биотопов и старых деревьев на карту, а также в ходе изучения литературных данных стало возможным попытаться представить, как выглядел парк в момент его создания. Описание удобно сделать по выделенным биотопам.

Воссоздать первоначальный облик растительности биотопа I не удалось, так как не сохранилось ни одного объекта растительности, который помог бы это сделать. На территории биотопа II как сейчас, так и прежде располагался яблоневый сад. В биотопе III остались старые дубы и липы, произрастающие на краю оврага. Вероятно, с их помощью – производя отдельные посадки или используя уже имеющиеся деревья – пытались декорировать овраг. Граница между биотопами IV и V представляла собой липовую аллею, ведущую к подъездному кругу. На территории биотопа IV были высажены отдельные деревья различных пород. В настоящее время сохранились лиственницы, дубы, березы. В связи с кленовыми посадками 1960-х гг. в настоящее время данный биотоп представляет собой достаточно заросший и темный участок и потому не несет в себе никакой «натуральности», свойственной пейзажному парку. На территории биотопа V также были отдельно стоящие деревья – дубы, о которых сейчас напоминают лишь пни. Сосновая аллея, ведущая к беседке-ротонде, практически не сохранилась, остались лишь отдельные сосны и огромные пни от ранее вырубленных деревьев. Частично сохранилось несколько сосен на склоне холма. Можно предположить, что склон хорошо просматривался из беседки, а также со стороны сосновой аллеи и прудов через отдельные посадки сосен. Пруды, некогда расположенные у подножия холма, ныне спущены и превратились в заболоченные участки. Другой склон (биотоп VI-А) также был достаточно свободен, посадки (преимущественно отдельные экземпляры дубов), располагались на его верхней части.

Биотопы V и VII сейчас разделяет липовая аллея, а ранее их разделяла достаточно большая поляна, сохранившаяся до наших дней, по краю которой были высажены дубы. Биотоп VII состоял как из древесных групп, так и из отдельных посадок дубов и лип.

Растительность биотопа VIII, также как и биотопа I, не установлена, так как на его территории теперь располагаются лишь посадки сосен и кленов 1960-х гг.

На территории биотопа IX можно наблюдать наибольшее количество сохранившихся приемов паркостроения: букеты, древесные группы и отдельные посадки. Между домом и этим участком раньше была поляна, занимаемая ныне спортплощадкой. Границей между биотопами VI-A и IX служила сосновая аллея – она, таким образом, обрамляла весь склон и прерывалась только около господского дома.

В ходе выполнения работы авторам стало очевидно, что в настоящее время парк находится в плачевном, заброшенном состоянии. Для его сохранения необходимо экстренное вмешательство. Приоритетным направлением реконструкции парка, по мнению авторов, должно быть воссоздание исторического облика ландшафта, который мог бы стать образцом пейзажного стиля садово-паркового искусства. Реставрация же парка Братцево именно в таком виде, каким он был создан в XIX в., потребует больших финансовых вложений и масштабных научных исследований. Тем не менее, авторы предлагают при реконструкции парка использовать основные приемы паркостроения, присущие пейзажному стилю. В настоящее время приусадебные парки восстанавливают, но, как правило, это регулярные парки (например, Кусково или Останкино), а восстановлению пейзажных парков уделяется очень мало внимания.

Для воссоздания исторического облика ландшафта усадьбы Братцево необходимо:

– произвести очистку территории от засохших и поврежденных деревьев;
– удалить часть посаженных кленов и их подроста, которые загущают посадки и придают им малопривлекательный вид;
– восстановить сосновые и липовые аллеи вдоль дорог;
– отобрать среди произрастающих растений ценные, здоровые экземпляры, которые после вырубки лишних деревьев могли бы представлять собой древесные группы, солитеры и букеты. Таким образом, не придется сажать новые растения, а будет возможно использовать те, которые уже растут;
– как известно из исторических документов, основными древесными породами, которые высаживались при создании усадебных парков, были липы, дубы, березы, а из хвойных – ели, сосны и можжевельник. Именно эти виды растений нужно стараться сохранять, производя чистку древостоя в парке;
– на склонах холма произвести прореживание древостоя. Ведь известно, что при более разреженных посадках деревья приобретают больший диаметр ствола, но меньшую высоту, а крона увеличивается как по диаметру, так и по протяженности по стволу, что придает растениям более декоративный вид;
– на месте заболоченного участка, ранее занимаемого прудами, произвести посадку деревьев с предварительным подсыпанием грунта. Это придаст данному участку более декоративный вид, а полоса растительности отгородит парк от автострады МКАД;
– на полянах следует восстановить травянистый покров, который мог бы использоваться в различных целях (как газон или как покрытие для спортплощадки).
– травяной покров под пологом древесного яруса претерпел значительные изменения. Вследствие больших рекреационных нагрузок напочвенный покров в отдельных местах полностью вытоптан или лесные растения сменились на сорные или рудеральные. Необходимо восстановить травянистый покров из местных или интродуцированных видов;
– в старинных усадебных парках можно встретить участки, где сохраняется естественный напочвенный покров и характерные, но редко встречающиеся на антропогенных территориях растения местной флоры, в частности эфемероиды. Таким участкам при проведении работ в парке нужно уделять особое внимание, по возможности сохраняя их в первозданном виде.

Букетные посадки липы мелколистной (Tilia cordata) в парке Братцево

Букетные посадки липы мелколистной (Tilia cordata) в парке Братцево

Выводы

1. Восстановление парка в его первоначальном виде потребует больших финансовых вложений и масштабных научных исследований. Поэтому приоритетным направлением реконструкции парка должно стать создание эталона пейзажного стиля в садово-парковом искусстве.

2. Для осуществления реставрации парка необходимы специалисты по ландшафтному дизайну и паркостроению, которые могли бы осуществить составление сметы стоимости восстановительных работ, произвести подбор и закупку посадочного материала. Также необходимо правильно выбрать организацию, которая непосредственно будет осуществлять работы на территории парка Братцево.

Использованная литература

1. Барашев М.А. Сельское усадебное строительство Владимирской губернии второй половины XVIII – первой половины XIX века. Авторефераты, Интернет.

2. Бродский Б. Свидетели странного века. – М.: Детская литература, 1978.

3. Вергунов А.П., Горохов В.А. Вертоград: Садово-парковое искусство России (от истоков до начала XX века). – М.: Культура, 1996

4. Генеральный план развития Москвы до 2020 года и его реализация. Интернет.

5. Дормидонтова В.В. Садовый спектакль эпохи Возрождения. Ландшафтный дизайн, №1, 2001

6. Исаченко А.Г., Шляпников А.А. Ландшафты. – М.: Мысль,1989.

7. Лившиц А.С. Братцево, Северо-западный округ Москвы. – М., Энциклопедия российских деревень, 1997.

8. Полякова Г.А. , Гутников В.А. Парки Москвы: экология и флористическая характеристика. – М.: Геос, 2000.

9. Пьянковский Д. Роль парков в жизни Москвы. – Биология, № 36, 2001.

10. Рубцов Л.И. Проектирование садов и парков: Учебное пособие для техникумов. – М.: Стройиздат, 1979.

Приложение

Словарь

Солитеры – одиночные экземпляры, высоко декоративные по форме кроны, цвету и орнаменту листа, а также форме и окраске деревья (или кустарники), высаживаемые отдельно на удобном для обозрения, открытом месте (на газоне).

Древесные группы – собранные в отдельные композиции немногочисленные древесные породы, размещающиеся обособленно от других насаждений. Посадки бывают чистыми (состоят из одной породы), смешанными (состоят из нескольких пород). По форме различают древесные группы: округлые (группа состоит из пород, имеющих округлую форму кроны), остроконечные (группа состоит из пород, имеющих остроконечную форму кроны) и контрастные (группа включает в себя породы с разными формами кроны).

Линейные насаждения в парковой композиции применяются главным образом в аллейных посадках, а также в виде защитных полос в один или несколько рядов по границам парков. Аллеи бываю открытые (когда кроны древесных пород не смыкаются друг с другом) и закрытые (когда кроны деревьев, смыкаясь, образуют свод).

Газон – один из основных видов озеленения. Чаще всего служит фоном, на котором размещают деревья, кустарники, цветы, но может быть и составной частью любой из форм декоративно-цветочного оформления – клумбы, рабатки, партера. Благодаря газону создается перспектива, как бы раздвигаются границы участка. Деревья и кустарники приобретают подчеркнутую рельефность. Своей изумрудной зеленью газон смягчает или усиливает краски цветов.

Рабатки – удлиненные ровные полосы шириной от 0,5 до 3 м из однолетних или многолетних цветов. Эти посадки располагаются вдоль аллей, ими окаймляют газоны, массивы из деревьев и кустарников.

Бордюр – одно-двухрядные полосы декоративных растений шириной 30–50 см, обрамляющие клумбы, рабатки, дорожки, газоны.

Партеры в разные времена и в разных странах были различных типов, но обычно в них сочетались такие основные элементы, как зеленый фон стриженого газона, узоры, создаваемые по-разному окрашенными материалами. На некоторых типах партеров узоры образовывались красиво цветущими травянистыми растениями. По краям могли высаживаться подстригаемые невысокие кустарники.

Памятник природы – природный объект, имеющий научное, историческое или культурно-просветительское и эстетическое значение; охраняется государством. (например, водопад, уникальное дерево и т. д). В Москве к памятникам природы приравниваются деревья в возрасте более 200 лет.


* Печатается с сокращениями

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru