Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №26/2003

ТВОРЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ

Е.А. НИФАНТЬЕВА,
учитель биологии высшей категории
школы № 827, СЗАО, г. Москва

Организация комплексного исследования природного объекта учащимися

Усадебный дом природно-культурного комплекса Братцево

Наиболее эффективно развитию учащихся способствует деятельный подход к обучению, когда ребенок постоянно ведет поиск информации и выступает в роли исследователя, а не пассивного слушателя. Самостоятельная исследовательская деятельность позволяет ученику не только овладевать необходимыми знаниями и умениями для познания окружающего мира, но и формирует мировоззрение и активную жизненную позицию. Самостоятельно изучая выбранный объект или проблему, учащийся приобретает интерес не только к предмету исследования, но и к самому процессу познания.

Организуя исследовательскую деятельность учащихся, следует исходить из того, что изучаемый объект или проблема должны рассматриваться с различных сторон, с позиций разных наук и во взаимосвязи с окружающим миром. Интеграция таких наук, как биология, химия, география, физика, экология, история, русский язык и социология, дает возможность взглянуть на объект через призму различных дисциплин. Такой подход важен для целостного восприятия природного объекта и лежит в основе законов познания.

В нашем случае исследования проводились разновозрастными группами учащихся. Работа в микроколлективе позволяет ученикам легче и быстрее освоить исследовательскую деятельность, получая знания и поддержку от сверстников. К важным результатам такой работы следует отнести и формирование коммуникативных качеств, необходимых умений и навыков социального поведения, умение слушать собеседника, не конфликтовать, налаживать партнерские отношения, быть подчиненным и организатором, рационально распределять работу между членами группы.

Выбирая объект для исследовательской работы в городе, стоит обратить внимание на такие сообщества, как парки, скверы, аллеи, имеющие не только важное экологическое значение, но и историческую, эстетическую, научную и культурную ценность, а также практическую значимость как для настоящего, так и для будущих поколений.

В каждом районе Москвы можно найти парк, сквер или аллею для осуществления комплексного исследования. Кроме того, это будет частица малой Родины ребят, что-то очень близкое и родное, то, к чему их сердца не останутся равнодушными.

Учащиеся школы № 827 Северо-Западного учебного округа столицы выбрали для исследования парк старинной усадьбы Братцево, расположенной в 10 минутах ходьбы от школы. В этом парке многие ребята бывали с детства, гуляли с родителями, приходили на экскурсии с учителями. При этом они наблюдали, что парк и усадьба постепенно утрачивают свой прежний вид – о плачевном состоянии этого памятника архитектуры и садово-паркового искусства говорят и пишут в местной периодической печати (например, в газете «Октябрьское поле») уже давно. Чтобы внести свой вклад в сохранение паркового ансамбля усадьбы, привлечь внимание общественности и руководителей города к проблеме его реконструкции, мы решили провести исследовательскую работу на территории парка, выявить его современное состояние и наметить пути его сохранения. Для этого была организована комплексная исследовательская деятельность учащихся по изучению парка. Главной целью исследования было обоснование необходимости введения срочных природоохранных мероприятий для сохранения этого «зеленого островка природы» в Северо-Западном административном округе столицы.

Для проведения исследовательских работ важно было выбрать самые доступные, безопасные и в то же время результативные методики, которые могли выявить экологическое состояние изучаемой территории, факторы воздействия, биологическую ценность живых организмов, обитающих в Братцеве, и отношение проживающих рядом людей к этому природно-культурному комплексу. Часть использованных методик была взята из различных книг: Т.Я. Ашихмина «Школьный экологический мониторинг», С.В. Алексеев и др. «Практикум по экологии», В.В. Пасечник «Школьный практикум. Экология. 10(11) класс», С.Е. Мансурова, Г.Н. Кокуева «Школьный практикум. Следим за окружающей средой нашего города» и др. Некоторые методики были разработаны самими учащимися с помощью учителей.

Было определено несколько направлений исследовательской деятельности: состояние растительного и животного мира; антропогенное воздействие; историко-географические предпосылки постройки усадьбы; социологические исследования; химический анализ воздуха, воды и почвы на территории парка. Проведение исследований включало работу с научной и популярной литературой; изучение топографических карт и рельефа местности; наблюдения в природе; картирование растительности и мест свалок мусора и кострищ; проведение опросов; статистическую обработку полученных данных.

Учащимся предлагалось выбрать конкретную тему, соответствующую одному из направлений. Сформировались 13 групп, объединяющие от двух до пяти человек в возрасте от 11 до 16 лет. Ребята ставили перед собой определенные цели и задачи по изучению парка Братцево, выдвигали гипотезы, осваивали методики исследования, осуществляли наблюдения, эксперименты и сбор материала, находили доказательства и опровержения выдвинутых гипотез. Результаты проделанной работы были впоследствии представлены на школьной конференции.

Изучая историю усадьбы и парка Братцево, учащиеся узнали, что усадебный дом был построен в 1813–1815 гг. В то время имение Братцево принадлежало Строгановым – одним из самых богатых людей России – и включало в себя обширные земельные угодья и село с деревянным господским домом, церковью и крестьянскими домами. Вокруг дома был разбит большой пейзажный парк.

Современное состояние этой территории оставляет желать лучшего. Учащиеся 7-х классов выяснили, что на 40 га площади парка находится 15 кострищ, частота использования которых – примерно один раз в две недели. Основную часть мусора составляет битое стекло, бумага, металлические банки, пакеты от чипсов и соков. Состав мусора и размеры замусоренных территорий свидетельствует об интенсивном посещении парка местными жителями и отсутствии ухода за ним.

Сильное влияние на состояние парка оказывает близость МКАД – трасса является его западной границей. В зимнее время следы грязи и пыли от автострады прослеживаются на снегу на 50 м в глубь парка.

Учащиеся 10-го класса провели исследования состояния воздушной среды на территории Братцевского парка и установили, что движение транспорта по МКАД увеличивает содержание углекислого газа в воздухе до предельно допустимой концентрации (ПДК), вызывает двадцатикратное превышение ПДК ионов свинца и десятикратное – ионов железа. Концентрации хлорид- и сульфат-ионов и ионов меди не вызывают опасений, так как не выходят за пределы ПДК. Полученные данные свидетельствуют о необходимости ограждения зоны отдыха Братцево от вредного влияния МКАД дополнительными лесонасаждениями.

Учащимся 8-х и 11-х классов, изучавшим растительный и животный мир, удалось доказать, что природа парка достаточно богата и разнообразна и заслуживает бережного к ней отношения. Описывая травянистый покров по маршрутной методике, школьники выявили 48 видов растений, 8 из которых занесены в Красную книгу Москвы (чина весенняя, ветреница лютичная, медуница неясная, купена многоцветковая, хохлатка плотная и др.). Наземные позвоночные животные в парке Братцево достаточно разнообразны и представлены по крайней мере 5 видами млекопитающих, 17 видами птиц и 4 видами рептилий и амфибий.

В парке учащимися отмечено 11 видов деревьев, самые распространенные из которых – клен остролистный, береза бородавчатая, сосна обыкновенная, дуб черешчатый и липа мелколистная. Древесные насаждения парка образованы как молодыми, так и старыми деревьями. Многие из последних можно считать памятниками природы, так как возраст их превышает 200 лет, а диаметр ствола – более 1,5 м. Деревьев, которые необходимо было бы взять под охрану в силу их большого возраста, учащиеся насчитали 38 (липы, дубы, березы, сосны, клен, ясень). Однако из них только 10 находятся сейчас в хорошем или удовлетворительном состоянии, 6 уже погибли, а остальные постепенно засыхают.

Для выявления значимости памятника природно-культурного ландшафта Братцево учащимися 11-го класса были проведены социологические исследования, касающиеся потребности населения в данном комплексе как зоне отдыха и места знакомства с культурно-историческим наследием. Была составлена анкета, включающая вопросы о целях посещения усадьбы, предложениях по ее сохранению и благоустройству. В ходе работы было опрошено 97 респондентов.

Главной причиной посещения усадьбы респонденты назвали ее близкое расположение к месту их жительства. Что же касается цели посещения, то большинство посетителей используют территорию усадьбы как место отдыха или прогулки с ребенком. Но некоторые люди приходят сюда именно для того, чтобы познакомиться с природно-культурным комплексом, что подтверждает идею о целесообразности его сохранения.

Каждый день усадьбу посещает небольшое количество людей. Чаще здесь бывают по выходным. Около 1/3 респондентов бывают здесь раз в месяц. Почему? Потому, что усадьба Братцево находится в таком состоянии, которое мало привлекает людей. Можно предположить, что при условии реконструкции и благоустройства усадьбы, количество людей, посещающих Братцево значительно увеличится. Тем более что интерес населения к архитектурно-природному комплексу постоянно растет.

Таким образом, учащиеся смогли доказать уникальность культурно-паркового ансамбля Братцево и необходимость срочных мер по реконструкции территории усадьбы.

 

Рейтинг@Mail.ru