КОПИЛКА ОПЫТА

Н.В. СОРОКИНА

Продолжение. См. No 20/2003

Методическое пособие для учителя по курсу «РАСТЕНИЕВОДСТВО»

При объяснении понятийного аппарата темы, взаимосвязи между понятиями следует использовать опорные схемы 8, 9, и 10.

Второе занятие

Цель: обучить рассчитывать и готовить растворы минеральных удобрений.

1. Теоретические знания: продолжение формирования понятийного аппарата по теме «Удобрения».
2. Практические умения: производить расчеты, готовить растворы минеральных удобрений определенной концентрации.

Межпредметные связи: химия – знание формул солей Na, P, K, понятие «валентность»; математика – понятие «процент», расчет числа по данному проценту и наоборот.
Содержание. Решение расчетной задачи.

Методические рекомендации

Форма проведения занятия – фронтальное решение расчетной задачи. Учитель зачитывает и записывает условия задачи на доске, после чего выстраивает обычную жизненную ситуацию: есть немного удобрений и хотелось бы использовать их для возможно большей площади земли. Для измерений количества использовать такие предметы, как чайная и столовая ложки, стакан.
Учащимся дается время на обдумывание, а затем желающие предлагают у доски свой ход решения. В обсуждении решения задачи активно участвует весь класс.

Задача. Необходимо внести 10 г азота и по 15 г фосфора и калия на 1 м2. Площадь участка составляет 10 кв.м. Из удобрений в хозяйстве имеется нитроаммофоска марки А с маркировкой 17–17–17, двойной суперфосфат и хлористый калий.

Выразить рассчитанное количество удобрений с помощью подручных средств (стакан, спичечный коробок, столовая и чайная ложки).

ТАБЛИЦА МЕР И ВЕСОВ

1 чайная ложка = 10 г
1 столовая ложка = 3 чайных ложки
1 столовая ложка = 30 г
1 стакан = 20 столовых ложек
1 спичечный коробок = 40 г
1 стакан граненый = 200 г
1 стакан тонкий = 250 г
1 сотка = 100 м2
1 га =100 соток = 10000 м2ч

Решение

Смесь из этих трех минеральных удобрений необходимо тщательно размешать и равномерно разбросать на площади 10 м2.

1. В 100 г нитроаммофоски содержится 17 г азота, а нам нужно 10 г азота. Из составленной пропорции находим количество нитроаммофоски, необходимое для внесения на 1 м2:

На 10 м2 потребуется 59 x 10 = 590 г нитроаммофоски.

Одновременно с азотом мы вносим по 10 г/м2 фосфора и калия, которые содержатся в этом количестве нитроаммофоски. Но по условиям задачи нам необходимо внести фосфора и калия в 1,5 раза больше, чем азота. Недостающие 5 г фосфора и калия мы можем внести в виде других удобрений, например суперфосфата в первом случае и хлористого калия во втором.

А. В 100 г суперфосфата содержится 42 г фосфора, а нам необходимо 5 г фосфора. Составляем пропорцию:

Б. В 100 г хлористого калия содержится 60 г калия, а нам необходимо 5 г калия. Составляем пропорцию:

На весь участок потребуется 10 х 8,3 = 83 г хлористого калия.

3. Для удобрения почвы теплицы площадью 10 м2 потребуется внести:

59 x 10 = 590 г нитроаммофоски;
11,8 x 10 = 118 г суперфосфата;
8,3 x 10 = 83 г хлористого калия.

4. Для измерения количества удобрений можно воспользоваться стаканом, столовой и чайной ложками, которые не используются на кухне:

590 г нитроаммофоски = 2,5 чашки + 2 ст. ложки;
118 г суперфосфата = 0,5 чашки + 1 ч.ложка;
83 г хлористого калия = 5 ст.ложки + 1,5 ч. ложки.

Домашнее задание

1. Прочитать раздел учебника 4.3 «Удобрения». Ответить на вопросы 5–12.
2. Решить задачу, подобную разобранной на уроке.

Задача. Рассчитать количество аммофоски для внесения 5 г азота и 10 г фосфора в качестве подкормки растений, выращиваемых в теплице площадью 20 м2. Выразить количество удобрений с использованием подручных средств измерения (стакан, спичечный коробок, столовая и чайная ложки).

Третье занятие

Цель: научиться определять азотные, фосфатные и калийные удобрения по их физическим свойствам.

Теоретические знания: физические свойства солей, в состав которых входят азот, фосфор, калий.

Практические умения: проводить эксперимент, получать результаты, делать выводы, работать со справочными материалами, применять теоретические знания для решения практических заданий.

Межпредметные связи: химия – физические и химические свойства азотных, калийных и фосфатных солей.

Методические рекомендации

Первые 15 мин урока посвятить проверке домашнего задания. Затем учащиеся выполняют лабораторную работу «Определение минерального удобрения». Работу следует проводить в кабинете химии совместно с учителем химии. Учителя заранее проводят хронометраж лабораторной работы, оценивая уровень ее сложности и безопасности.

Перед началом работы предложить следующий сюжет. В хозяйстве имеется минеральное удобрение без маркировки. Следует по внешнему виду и физическим свойствам определить его состав. Работу можно проводить индивидуально или в группе по 2–3 человека.

Практическая работа 2. Определение минерального удобрения

Материалы и оборудование: чашка Петри с образцом удобрения – «вещество х»; тлеющий древесный уголь в металлическом лотке; мелкая металлическая сетка для исследования кристаллов на их способность гореть; химический стакан с водой и стеклянной палочкой для размешивания, пинцет; схема.

ХОД РАБОТЫ

Анализ «вещества х» проводится по схеме 11.

Учащийся должен утвердительно или отрицательно отвечать на поставленный вопрос и последовательно осуществлять предложенные операции.

Тема: Севооборот (5 занятий)

Первое занятие

Теоретические знания: сформировать понятийный аппарат по теме «Севооборот».

Практические умения: составлять схему севооборота для огорода, для полей своего хозяйства; составлять ротацию агрокультур в севообороте; работа с сельскохозяйственными справочниками.

Актуализация знаний: плодородие почвы; оценка потребностей агрокультур – пшеницы, сахарной свеклы, картофеля, гречихи, многолетних трав, овса – в воде, питании, свойствах почвы.

Новые понятия: севооборот, схема севооборота, ротация севооборота, хороший и плохой предшественник в севообороте.

Средства обучения, дидактические материалы: учебник, справочники по земледелию, сельскохозяйственные справочники.

Межпредметные связи: биология – причины различий в требованиях к питанию у разных агрокультур; география – зависимость выбора схемы севооборота от климатических условий региона.

Содержание. Понятие «севооборот». Факторы, обуславливающие различные потребности растений в питании, воде, свойствах почвы. Севооборот – экологически чистая технология земледелия, способствующая увеличению плодородия и улучшение водного режима почвы, защите культурных растений от сорных трав, вредителей и болезней. Понятия: «схема севооборота», «ротация культур в севообороте», «хороший» и «плохой» предшественники в севообороте. Типы севооборота: полевые, кормовые, специальные.

Методические рекомендации

Основное время урока следует уделить усвоению большого количества понятий темы, для этого целесообразно начать урок с объяснения биологических особенностей известных учащимся агрокультур и необходимости чередования выращиваемых культур на одном и том же участке земли. Привести примеры резкого снижения урожая картофеля, выращиваемого на одном и том же поле из года в год. В центре доски записать определение севооборота. Далее, последовательно рассказывая о новых понятиях темы, выписывать их на доску, указывая взаимосвязи. В конце объяснения на доске вся тема будет представлена в виде опорной схемы 12. Предложить учащимся переписать ее в рабочие тетради. Предложить учащимся самостоятельно объяснить, что севооборот – экологически чистая агротехнология и привести примеры. В конце занятия провести самостоятельную письменную работу по четырем вариантам (1–4 вопросы на с. 173).

Второе занятие следует начинать с проверки домашнего задания. Затем предложить каждому учащемуся составить схему севооборота для грядок своего огорода и ротацию овощных культур по годам (можно воспользоваться данными табл. 25 на с.172 и справочными пособиями по земледелию). После выполнения задания провести совместное обсуждение разработанных учащимися схем севооборота, следя за правильным употреблением терминов.

Обсудить следующие вопросы.

1. Почему чем больше полей (грядок) в севообороте, тем лучше условия для выращивания каждой агрокультуры?
2. Почему севооборот является экологически чистой технологией земледелия?
3. Чистые пары являются хорошим предшественником. Какой недостаток имеет чистый пар по сравнению с другими типами парового поля?

Предложить учащимся на основании данных схемы севооборота составить ротационную таблицу возделывания огорода по годам.

Каждому учащемуся, учитывая его возможности, способности и уровень знаний, предложить выполнить одно из пяти первых заданий на с.173; заполнить позицию 10 в табл. 1 в разделе «Бонитировка почвы».

Домашнее задание

Выполнить задания 5, 6 и 7 на с. 173.

Тема: Посев (6 занятий)

Первое занятие

Цель: выбор сорта или гибрида для посева.

Теоретические знания: формирование понятийного аппарата по теме «Сорт и гибрид».

Практические умения: осуществлять выбор гибрида, сорта различных агрокультур для выращивания в своем регионе, рассчитывать количество семян, необходимое для посева на определенной площади, проводить предпосевную обработку семян, выбирать схему посева для различных агрокультур, осуществлять посев семян.

Новые понятия: сорт, гибрид, сортообновление, сортосмена, чистота, всхожесть, допустимая влажность, выравненность семян, норма высева, энергия прорастания и всхожесть семян.

Средства обучения, дидактические материалы: учебник.

Межпредметные связи: биология – строение семян, условия их хранения и прорастания.

Содержание. Понятия «местные» и «селекционные» сорта. Различия между понятиями «сорт» и «гибрид». Маркировка сортовых и гибридных семян. Выбор сорта и гибрида для выращивания в своем хозяйстве. Требования к качеству семенного фонда. Технологии предпосевной обработки семян. Агротехнические параметры, которые необходимо соблюдать при посеве семян. Влияние способа посева на урожай культур.

Методические рекомендации

Хорошо начать занятие с русской пословицы «От плохого семени не жди доброго племени». Далее следует предложить учащимся назвать культурные растения и их сорта, которые выращиваются в ЛПХ родителей, сельчан, на полях местного крупного хозяйства. Объяснить понятия «местные сорта»и «народная селекция», приводя примеры местных сортов яблок (Антоновка, Грушовка, Китайка). Далее обсудить, что такое сорт. Дать определение понятию сорта, рассказать о его характерных признаках, о целях селекции. Вспомнить, как селекционеры используют генетику для выведения нового сорта. Объяснить технологию создания сорта и гибрида.

Выписать на доске общие и различающиеся признаки сорта и гибрида и записать эти признаки в рабочие тетради. Использовать опорные схемы 13 и 14.

Совместно с учащимися обсудить вопрос, можно ли ожидать большой урожай от семян, полученных от собственного урожая, например перца или томатов, выращенных из гибридных семян.

Рассказать о принятой маркировке семян сортов и гибридов и записать ее на доске. Для маркировки семян гибридов первого поколения используют латинскую букву «F», после которой пишут цифру «1». Еще раз отметить, что из урожая, полученного из гибридных семян, не стоит собирать семена, поскольку из семян F2 получить хороший урожай невозможно.

Название гибрида с прописной буквы может быть написано до или после символа F1. Часто на упаковке с семенами написано «Гибридные семена» и указано название. Тогда символ F1 часто отсутствует. При маркировке сортовых семян указывается вид растения и название сорта с прописной буквы.

Следует внимательно читать все сведения о семенах, приведенные на упаковке. Гибридные семена в связи с их высокой всхожестью не следует подвергать предпосевной обработке.

Стоимость гибридных семян выше сортовых, но и урожай, получаемый от гибридных семян, значительно выше. Поэтому все затраты окупятся.

Какие сорта и гибриды годятся для выращивания в регионе? В какой организации возможно получить информацию о районированности сортов и гибридов? Что такое «сортообновление» и «сортосмена» и с какой целью их проводят? Все эти вопросы следует рассмотреть на занятии.

Домашнее задание

Прочитать параграф «Выбор сорта» в разделе 4.5 «Посев», ответить на вопросы 1, 2.

Второе занятие

Теоретические знания: формирования понятийного аппарата по теме «Посев».

Практические умения: оценивать чистоту семян.

Новые понятия: семенной фонд, чистота и энергия прорастания, всхожесть, допустимая влажность, выравненность семян.

Средства обучения, дидактические материалы: учебник.

Межпредметные связи: биология – строение семян, условия их хранения и прорастания.

Содержание. Понятие «семенной фонд». Требования к качеству семенного фонда: чистота, всхожесть, влажность, выравненность семян. Практическая работа по оценке чистоты образца семян.

Методические рекомендации

Познакомить учащихся с понятием «семенной фонд». Рассказать о региональной испытательной станции, основных направлениях ее работы. Показать «прайс-лист» станции с перечнем различных культур, их сортов и гибридов, рекомендованных для выращивания в регионе, и ценами на семена.

Следует остановиться на технологии хранения семян в домашних условиях и в условиях элеватора.

Подробно описать все агротехнические требования, предъявляемые к посевному материалу.

На второй половине занятия провести две практические работы по оценке чистоты семян и определению энергии прорастания и всхожести образца семян. В качестве образца можно использовать семена различных агрокультур, предназначенных для посева. Чем больше образцов семян различных культур будет использовано для практических работ, тем интереснее будет подводить их итоги.

Практическая работа 3. Определение чистоты семян образца

Цель: оценить чистоту семян образца, результаты выразить в процентах.

Материалы и оборудование: технические весы с разновесами; шпатели; образцы семян различных овощных, зерновых, цветочных культур, хранящиеся в полотняных мешочках.

ХОД РАБОТЫ

1. Семена образца тщательно перемешать.

2. Взвесить на технических весах навеску, равную для мелких семян 4 г, для зерновых – 100 г.

3. Высыпать на ровную поверхность семена навески и с помощью шпателя разделить семена основной культуры и отходы. К основным семенам отнести целые, морщинистые, наклюнувшиеся, с отбитыми не более, чем на 1/3 эндоспермом или семядолями. К отходам отнести мелкие, проросшие, загнившие, битые, семена других культур и т.п.

4. Взвесить раздельно чистые семена и отходы.

5. Провести расчет: найти отношение величины массы чистых семян к величине общей массы и выразить его в %. Например, вес чистых семян составил 4,9 г, а общий вес 5 г. Следовательно, чистота семян в образце cоставит в процентах :

Каждый учащийся записывает в рабочую тетрадь номер партии образца семян, название агрокультуры, год и место сбора или покупки семян ( т.е. все данные, которые имеются на упаковке семян, и рассчитанную величину (в %) чистоты исследованного образца семян).

Преподаватель на доске выписывает перечень образцов семян, исследованных учащимися, и составляет таблицу 6.

Графа «Чистота семян» заполняется данными, полученными учащимися, и всю таблицу они переносят в рабочие тетради. На следующем занятии заполняются экспериментальными данными все оставшиеся графы.

Практическая работа 4. Анализ энергии прорастания и всхожести семян

Цель: провести экспериментальное определение энергии прорастания и всхожести семян образца.

Материалы и оборудование: образцы семян различных агрокультур, плоские тарелки или неглубокие пластмассовые ванночки, стеклянные пластины, пинцеты, фильтровальная бумага, вода.

ХОД РАБОТЫ

1. Из чистых семян одного образца отсчитать без выбора 100 семян.

2. Положить фильтровальную бумагу на тарелку, увлажнить, на нее разложить ровными рядами все семена и прикрыть другим влажным листом фильтровальной бумаги. Для сохранения влажности тарелку прикрыть стеклянной пластинкой.

3. К каждой емкости с семенами прикрепить или приклеить этикетку с указанием названия культуры, сорта, даты замачивания семян, фамилии учащегося, который проводит опыт.

4. Все емкости с семенами поставить в теплое место.
Через 3–4 дня во внеурочное время ребята придут в класс, чтобы подсчитать проросшие семена и записать в рабочую тетрадь дату подсчета и число проросших семян. Следующий этап эксперимента можно провести через неделю после закладки опыта, т.е. на четвертом занятии.

Домашнее задание

Прочитать параграф «Предпосевная обработка семян», выполнить задания 3–6 на с. 178.

Третье занятие

Во внеурочное время целесообразно организовать экскурсию на испытательную станцию.

В южных регионах целесообразно провести экскурсию на элеватор и ознакомить учащихся с технологией хранения зерна.

Четвертое занятие

Теоретические знания: продолжение формирования понятийного аппарата по теме «Посев».

Практические умения: рассчитывать энергию прорастания и всхожесть семян.

Новые понятия: энергия прорастания и всхожесть семян.

Средства обучения, дидактические материалы: учебник.

Межпредметные связи: биология – условия прорастания семян; математика – расчет процента по числу.

Практическая работа 5 Анализ энергии прорастания и всхожести семян (продолжение)

Начинать занятие следует с продолжения практической работы, первые этапы которой были осуществлены на предыдущем занятии. Учащиеся повторно подсчитывают проросшие семена, у которых длина корешка не менее длины семени. Семена без корешка и загнившие следует относить к непроросшим. Цифра, полученная в результате первого подсчета (через 3–4 дня), характеризует энергию прорастания семян, а вторая – всхожесть семян.
Например, на четвертый день из 100 семян проросло 65. В этом случае энергия прорастания равна 65%. Если через 7 дней из 100 семян проросло 92, то всхожесть семян составляет 92%.
На доске выписываются все варианты эксперимента и полученные для каждого образца данные по энергии прорастания и всхожести семян. Учащиеся заполняют графы табл. 6 .
По результатам работ выясняется, какие семена можно использовать для посева, а какие нет; в каких условиях и сколько лет хранились семена с низкими и высокими значениями энергии прорастания.

Пятое занятие

Теоретические знания: продолжение формирования понятийного аппарата по теме «Посев».

Практические умения: рассчитывать норму высева, проводить предпосевную обработку семян, выбирать схему посева для различных агрокультур, осуществлять технологию посева семян с учетом всех параметров (схемы 15–17).

Новые понятия: норма высева, технологии предпосевной подготовки семян.
Средства обучения, дидактические материалы: учебник.
Межпредметные связи: биология – условия прорастания семян; математика – расчет процента по числу.

Содержание. Работа со справочными и экспериментальными данными, полученными в практических работах 3 и 4. Технологии предпосевной обработки семян. Агротехнические параметры посева, проращивания семян и ухода за всходами культурных растений. Способы посева различных культур и их урожай.

Методические рекомендации

Обсудить вопрос о подготовке семян к посеву. Подробно остановиться на технологиях предпосевной обработки семян. Какие параметры учитываются для выбора глубины заделки, способа посева?

Следует обратить внимание учащихся на понятие «норма посева» и на факторы, которые определяют значение этого параметра.
По табл. 21 на с. 179 учебника сравнить данные, представленныев графе «Масса семян (г), требующихся для посева на площади 10 м2». Предложить учащимся рассчитать норму посева для этих данных.
В справочниках норма посева приводится для семян, имеющих 100%-ную посевную годность. Для характеристики различных партий семян используется величина фактической посевной годности семян, учитывающая степень чистоты семян и значение их всхожести. Так, посевную годность определенной партии семян (фактическую норму посева) можно рассчитать по формуле:

Далее следует обсудить способы посева семян различных агрокультур, в рабочей тетради нарисовать схемы различных способов посева. Обосновать выбор способа посева для конкретной культуры, например свеклы, укропа.
В конце занятия предложить учащимся самостоятельно решить следующую задачу: «Вы решили посеять горох на подготовленную вами грядку размером 0,8 м х 3 м. Сколько упаковок семян гороха следует купить для посева, если в одной упаковке находится 2 г семян? Для решения задачи используйте данные табл 21 учебника. Ответ: 3 упаковки гороха.

Домашнее задание

Выполнить задания 6–9 на с. 178. Провести в рабочей тетради расчет величины фактической посевной годности каждого исследуемого образца семян, на основании данных, полученных при выполнении двух последних практических работ.

Шестое занятие

Теоретические знания: закрепление формирования понятийного аппарата по теме «Посев».

Практические умения: разбивка гряд, подготовка гряд к посеву семян, проведение посева семян на пришкольном участке.

Средства обучения, дидактические материалы: орудия труда.

Межпредметные связи: биология – условия прорастания семян; математика – работа с рулеткой, расчет посевной площади гряды. Расчет необходимого количества семян для посева.

Содержание. На школьном участке подготовить гряды для посева семян. Составить схему размещения различных культур на грядах. Провести посев семян по выбранной схеме. В рабочей тетради записать дату посева семян; перечислить названия культур; записать количество семян, использованное для посева.

Методические рекомендации

Занятие начинается с объяснения преподавателем санитарных правил работы с землей: наличие нитяных перчаток, удобной теплой обуви с твердой подошвой, удобной одежды, не стесняющей движений человека. Остановиться на правилах безопасной работы с орудиями труда: лопатой, граблями, мотыгой.

Работа проводится группами по 2–3 человека. Каждая группа учащихся заранее самостоятельно выбирает культуру для выращивания. Если есть необходимость, то проводится предпосевная обработка семян. Учащиеся с помощью бечевки и колышков размечают гряды на ранее вскопанном участке, выравнивают поверхность гряд, разбивают крупные комки земли. Преподаватель помогает учащимся в работе советами, объясняет необходимость использования бечевки и колышков; предлагает сравнить свою работу с работой соседней группы.

Края гряд должны быть выше середины гряды. С помощью мотыги делают рядки определенной глубины по выбранной схеме, поливают рядки теплой водой и проводят посев.

Тема : «Защита агрокультур» (3 занятия)

Первое занятие

Теоретические знания: формирование понятийного аппарата по теме: защита агропродукции от сорных растений.

Практические умения: применять агротехнические, механические, химические, биологические технологии защиты агропродукции от сорных растений, вредителей и инфекционных заболеваний.

Новые понятия: классификация сорных растений, технологии защиты культурных растений от сорных трав.

Средства обучения, дидактические материалы: учебник, таблицы, гербарии, диафильмы по теме «Защита культурных растений».

Межпредметные связи: биология – фазы развития растения, циклы развития насекомых, размножение патогенных низших грибов, бактерий и вирусов, способы заражения растений инфекционными заболеваниями; химия – правила безопасной работы с ядохимикатами.

Содержание. Сорные растения, их характеристика. Классификация сорных растений. Понятие «засоритель». Способы защиты агропродукции от сорных растений: агротехнические (предупредительные или профилактические и истребительные), химические, биологические. Визуальная оценка засоренности полей по 4-балльной системе.

Методические рекомендации

Начинать занятие следует с заполнения графы «Посевная годность семян», после чего следует обсудить с учащимися все вопросы, возникшие по ходу выполнения практических работ и проведения расчетов.

Далее преподаватель переходит к объяснению новой темы «Защита агропродукции». Следует остановиться на неправомочности старого названия темы «Борьба с сорными растениями, вредителями и инфекционными заболеваниями агрокультур». В результате своей сельскохозяйственной деятельности человек вторгается в природу и нарушает ее гармонию. Он засевает тысячи гектаров монокультурой, например пшеницей. Он уничтожает растительное и животное разнообразие на огромных площадях. Все подчинено производственной деятельности человека. Поэтому понятие «борьба» подразумевает уничтожение природы человеком, что противоречит современному экологическому мировоззрению. Производственную деятельность человека на земле следует рассматривать как вынужденную. Учащиеся должны осознать двойственный результат производственной деятельности человека на земле – с одной стороны получение продуктов питания, с другой – нарушение экологии на огромных пространствах земли. Сорные растения, вредители и инфекционные заболевания получили широкое распространение лишь в условиях активного вмешательства человека в природу. Поэтому, исходя из современных представлений взаимодействия Человек–Природа, данное направление в растениеводстве правильнее назвать «защитой агрокультур от сорных растений, вредителей и инфекционных болезней».

Далее предложить учащимся открыть учебники и ознакомиться с данными табл. 22. Одновременно целесообразно продемонстрировать гербарные экземпляры сорных растений. Использовать все наглядные средства, имеющиеся в кабинете биологии по этой теме. Предложить учащимся вспомнить, в каких местах (поле, пастбище, огород, сад) чаще можно встретить тот или иной сорняк. Рассказать о визуальной 4-балльной оценке засоренности полей.

Познакомить учащихся с методами защиты агрокультур, выписать их на доске и предложить учащимся самостоятельно отнести те или иные конкретные мероприятия к тому или другому типу защиты. Предложить учащимся самостоятельно оценить, насколько вреден для природы тот или иной метод защиты агрокультур. Подробно остановиться на понятии «гербицид», на его действие на метаболизм растения. Обратить внимание учащихся на правила безопасной работы с ядохимикатами.

При объяснении новых понятий использовать опорную схему 17.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru