Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №20/2003

Я ИДУ НА УРОК

Ю.И. ЧУВИЛИНА,
учитель биологии, г. Москва

КВН «Картофель – наш второй хлеб»*

(для учащихся 7-х классов)

В конкурсах принимают участие 4 команды по 4 человека в каждой.
Для проведения КВН необходимо иметь: 4 схемы кроссворда, 4 ножа, 4 одинаковые картофелины, 4 шарфа для завязывания глаз, модели цветков картофеля и других растений.
Команды готовят домашнее задание – рекламный ролик о картофеле с точки зрения историка, агронома, продавца, дачника.

I. Конкурс «Картофельная разминка»

Каждой команде необходимо ответить на 3 вопроса. Правильный ответ приносит команде 1 балл.

Вопросы для 1-й команды

1. Какой континент является родиной картофеля? (Южная Америка.)
2. Какое ядовитое вещество образуется в клубнях картофеля при прорастании? (Соланин.)
3. К какому ботаническому семейству относится картофель? (Пасленовые.)

Вопросы для 2-й команды

1. Как называются оладьи из картофеля в белорусской кухне? (Драники.)
2. Какое вещество придает клубням зеленый цвет при их хранении на свету? (Хлорофилл.)
3. Какого органического вещества больше всего в клубнях картофеля? (Крахмала.)

Вопросы для 3-й команды

1. Как называют картофель в Белоруссии? (Бульба.)
2. Как называется способ, которым преимущественно размножают картофель? (Вегетативное размножение.)
3. Какое лакомство из картофеля любят дети во всем мире? (Чипсы.)

Вопросы для 4-й команды

1. С именами каких царей (цариц) связано распространение картофеля в России? (Петр I, Екатерина II.)
2. Как называются подземные побеги картофеля? (Столоны.)
3. Какой простой агротехнический прием используется при выращивании картофеля? (Окучивание.)

II. Конкурс «Экономная хозяйка»

В конкурсе принимают участие по одному человеку от команды. Учащиеся получают по одному клубню равной величины. Задание: быстро и качественно очистить картофелину (учитывается толщина снимаемой с картофеля кожуры). Выполнение задания оценивается по 5-балльной системе.

III. Конкурс «Знатоки-картофелеводы»

Конкурс проводится по типу телеигры «Что? Где? Когда?». Правильный ответ приносит команде 1 балл.

1. На вашем огороде только появляются всходы картофеля, а синоптики обещают ночью сильные заморозки. Что можно предпринять для защиты растений? (Глубоко окучить, т.е. полностью закрыть всходы землей.)
2. Известно, что в XIX в. основную пищу ирландцев составлял картофель. Как вы думаете, с чем связана страшная вспышка заболевания цингой в Ирландии в 1845–1848 гг.? (Картофель является источником витамина С, а в эти годы в Ирландии был неурожай картофеля.)
3. Очищенный картофель темнеет на свету. Каким образом этого можно избежать? (Надо хранить очищенный картофель в воде с добавлением уксусной или лимонной кислоты.)
4. В первые годы появления картофеля русские крестьяне называли его земляными яблоками. Как называло картофель русское духовенство? (Чертовы яблоки.)

IV. Конкурс «Товар лицом»

Командам предлагается показать домашнее задание – рекламный ролик о картофеле. Конкурс оценивается по 5-балльной системе.

V. Конкурс «Узнай меня»

В конкурсе принимают участие по одному человеку от команды. Задание: с завязанными глазами узнать модель цветка картофеля среди предложенных моделей других цветков. Правильный ответ приносит команде 1 балл.

VI. Конкурс «Кулинары»

Конкурс посвящен блюдам из картофеля. Командам необходимо разгадать кроссворд, прочитав ключевое слово. Команда-победитель получает 5 баллов.

Вопросы к кроссворду

1. Мучные изделия с картошкой. (Пирожки.)
2. Запеченное кушанье из картошки. (Запеканка.)
3. Сваренный в кожуре картофель имеет … . (Мундир.)
4. Зажаренная лепешка из мясного, рыбного или овощного (картофельного) фарша. (Котлета.)
5. Обжаренные в сухарях шарики из отваренных круп или картофеля с яйцом, перцем. (Крокеты.)
6. Картофель, жаренный в большом количестве масла. (Фри.)
7. Протертая масса из вареного картофеля. (Пюре.)
8. Запеченное кушанье из картофеля в виде батона с начинкой. (Рулет.)
9. Толстые мягкие лепешки, зажаренные на сковороде. (Оладьи.)

Ключевое слово: картофель.

Пока команды заняты решением кроссворда, зрители дают как можно больше ответов на вопрос: «В чем состоит значение картофеля в жизни человека?»

Подведение итогов КВН

Жюри называет команду-победителя. Члены команды получают призы.


* При составлении программы КВН мною частично был использован материал М.А. Михайленко («Биология» № 40/1997) и Г.В. Пичугиной («Биология» № 38/2002).

 

Рейтинг@Mail.ru