Я ИДУ НА УРОК

Е.А. ПИПКО,
г. Брест, Беларусь

Биоковбои, или Занимательная ботаника

Игра проводится с учащимися параллели 7-х классов. Из учеников формируются команды. Выбираются ведущий (или его функции выполняет учитель), капитаны команд и жюри.
Команды получают задания: оформить командную символику; написать стихотворение– загадку о выбранной эмблеме-цветке; подготовить материал для выступления в 1-, 3-, 4- и 6-м геймах.
Функции капитана: организовать подготовку команды, распределить задания. В случае неготовности команды отвечать капитан должен выступить сам.
Жюри подводит итоги после каждого конкурса, выставляя оценки за научную достоверность материала, его полноту, а также оформление и эмоциональность выступления.

1-й гейм – «Литературный»

Ведущий. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Легенды и сказки о цветах вдохновили многих писателей и поэтов. А знаете ли вы их?

Команды представляют литературные произведения или легенды (возможный вариант – оформить материал в виде сочинения) о растении, выбранном в качестве эмблемы.

2-й гейм – «Крот в подземелье»

Ведущий. Можно предположить, что вкус и аромат трав и плодов человек «унюхал» еще в каменном веке. Пряности и пряно-ароматические растения (шафран, тмин, укроп, сельдерей и др.) издавна и широко применяют в качестве лекарственных средств, в кулинарных и косметических целях. Узнайте по запаху растения.

Участникам команд завязывают платками глаза. Ведущий подносит к носу участника подготовленный учителем стаканчик с образцом – нужно определить растение по запаху.

  • Образцы для мальчиков: листья черной смородины, герани, сельдерея, укропа, петрушки.

  • Образцы для девочек: анис, ваниль, лавровый лист, черный перец, корица.

3-й гейм – «Музыкальный салон»

Ведущий. А сейчас давайте окунемся в мир музыки. Из произведений классиков, а также современных композиторов составьте «букеты» для жюри.

Звучат подобранные командами записи музыкальных произведений (песен, романсов и т. д.), посвященных тому или иному растению. По окончании звучания фрагмента участник команды ставит бумажный макет этого растения в вазу перед жюри.

4-й гейм – «Картинная галерея»

Ведущий. Приглашаем посетить нашу картинную галерею.

Из пяти произведений художников команды должны составить коллаж на одну, произвольно выбранную, биологическую тему – так, чтобы у «экскурсоводов» получился связный рассказ.

5-й гейм – «Капитанский»

Вопросы капитану первой команды. Назовите:

– тропическую культуру с низким содержанием сахара в плодах, называемую «аллигаторовой грушей» (авокадо);
– семечковую культуру с плодами, напоминающими небольшие яблоки; португальцы назвали эти плоды «мармело» – отсюда слово «мармелад» (айва);
– растение, о котором говорят: «Растет овсинка, а под ней трясинка» (рис).

Вопросы капитану второй команды. Назовите:

– небольшое субтропическое цитрусовое деревце, имеющее самые скороспелые плоды приплюснуто-шаровидной формы с нежным вкусом (мандарин);
– растение, о котором в древней восточной рукописи можно прочесть следующее: «...Усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, пробуждает мысль и не дозволяет поселяться лености...» (чай);
– растение, о котором говорят: «Из мешка – на забаву, из бутылки – на приправу» (плоды подсолнечника – семечки и подсолнечное масло).

6-й гейм – «Ботаническая азбука»

Каждая команда представляет свою «азбуку», заранее написанную на листе бумаги, – список растений в алфавитном порядке, по одному растению на каждую букву алфавита. Оценивается полнота составленной азбуки.

Подведение итогов

Жюри объявляет общее количество баллов, набранное каждой командой. Команды награждаются импровизированными медалями, грамотами, сладкими призами.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru