ЭКОЛОГИЯ

М.А. БАРИНОВА

Экологическое образование в сети Интернет

http://www.ecocoop.ru

В Москве с 29 октября по 1 ноября 2002 г. проходило Российско-Германское совещание по вопросам Интернет-ориентированного экологического образования. В совещании приняли участие представители Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Федерального Ведомства охраны природы Германии, Общества по техническому сотрудничеству Германии (ГТЦ), сотрудники научных и образовательных учреждений, заповедников и других особо охраняемых природных территорий Российской Федерации, а также представители общественных организаций.

Программа работ, представленная участниками совещания, рассчитана на много лет и ориентирована в первую очередь, на школьников. Однако рамки ее не ограничиваются школой – к работе привлекаются и старшие группы детских садов, и биологические кружки, и станции юннатов, и экологические школьные движения, и просто заинтересованные люди, независимо от возраста.

Работа, идея которой «носилась в воздухе», была начата почти одновременно в разных странах около десяти лет назад, ненамного позже создания доступной формы сети Интернет. Сущность идеи – организация оперативной международной системы наблюдений и охраны природы с использованием электронных форм связи между участниками. Вести настоящую научную работу, соответствующую общепринятым «взрослым» стандартам, способны только отдельные, весьма продвинутые детские коллективы. Но есть и другие, не менее значимые виды работ, которые не требуют глубокой научной подготовки ни в экологии, ни в электронике. Например, сбор данных о миграциях кочующих и перелетных видов птиц и другой фенологической информации в сочетании с современными ГИС-технологиями (ГИС – Геоинформационные системы) может существенно дополнить картину состояния экосистем. А большое количество добровольных участников могло бы позволить получить такие данные, которые другими способами получить просто невозможно.

Наибольших успехов в практическом осуществлении проекта добились в Германии. Федеральное ведомство охраны природы этой страны, от имени которого на совещании выступал Хорст Фрайберг (Horst Freiberg), уже несколько лет успешно осуществляет Интернет-проект «НатурДетектив». Данные, собранные немецкими школьниками, немедленно помещаются на специальный сайт и становятся доступными всем желающим. Программа, позволяющая отследить динамику прослеживаемых природных явлений и поступления данных, написана для этого проекта нашими соотечественниками – сотрудниками Центра компьютерных исследований Германии, специалистами по искусственному интеллекту Н.В. и Г.Л. Андриенко.

Обширность территории и известные финансовые и технические трудности не позволяют в полном объеме реализовать в нашей стране многие хорошие начинания и идеи. Тем не менее у нас – при активной поддержке Министерства природных ресурсов РФ, Института Устойчивых Сообществ США, Агентства США по Международному Развитию, Фонда Исследования Аграрного Развития – вот уже несколько лет успешно и активно развивается одно из перспективных направлений работы в этом направлении – Российский Детский Телекоммуникационный Проект «Экологическое Содружество». «Штаб» проекта находится в Институте почвоведения МГУ–РАН, а непосредственное руководство и координацию работы осуществляет кандидат биологических наук Марина Евгеньевна Рыхликова. Движение включает на настоящий момент свыше 150 коллективных участников и по-прежнему открыто для школ, биологических кружков и других объединений, желающих присоединиться к работе!

Основные достижения проекта можно посмотреть в Интернете на сайте http://www.ecocoop.ru.

Ряд материалов по ходу проекта был опубликован в «Вестнике «Экологического Содружества», но тираж этого издания, к сожалению, недостаточен, чтобы с ним могли ознакомиться все желающие. Поэтому всем заинтересовавшимся этой работой мы рекомендуем обратиться непосредственно к авторам проекта по адресу: 119899, Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, Институт почвоведения МГУ–РАН, Российский Детский Телекоммуникационный Проект «Экологическое Содружество», М.Е. Рыхликовой; или по электронному почте – <ecocoop@online.ru>

Учитывая технические возможности наших сетей, организаторы «Экологического Содружества» пошли по пути сбора информации не непосредственно через Интернет, а при помощи электронной почты. Это существенно снижает скорость помещения данных на сайт, но зато позволяет привлечь к работе значительно большее количество участников, так как электронная почта требует существенно более скромных технических и коммуникационных ресурсов, чем интерактивный ввод информации. Грамотный специалист может помочь детям организовать пересылку писем даже на оборудовании и линии, обеспечивающей скорость передачи 300–2400 бит/с, что для полноценной работы в сети недостаточно. Однако и при такой организации достигается главная задача – сочетание наиболее передовых способов образования, технических средств и экологического просвещения.

На совещание с Российской стороны были приглашены наиболее активные участники проекта «Экологическое Содружество». Было доложено около двадцати работ, которые вызвали живейший интерес. А.Могильнер из Обнинска показала, как дети могут создавать и исследовать Особо охраняемые природные территории (ООПТ) регионального статуса. Ребята проводят полный комплекс исследований, закрывая «белые пятна» в этой сложной проблеме. Ведь ни для кого не секрет, сколько небольших «охраняемых» территорий не имеют ничего, кроме постановления о своей организации!

Т.Дунаева из г. Королева рассказала о том, сколько пользы может принести типовой химический анализ обыкновенной питьевой воды из-под крана. Особенно, если он выполнен школьниками. Важная деталь – школьниками-инвалидами, которых природа обделила радостью далеких походов и активного движения… Кстати, по результатам этих анализов родительский комитет школы принял решение о закупке фильтров по очистке питьевой воды.

В.Сарычев из заповедника «Галичья гора» говорил о щадящих методиках сбора научного материала. Ведь до сих пор такая работа часто сопровождается гибелью организмов (и порой мучительной). Так ли это необходимо и нужно ли придерживаться старых методик только потому, что «всегда так делали»? Участники этой работы отвечают уверенно: «Нет!» Конечно, полный отказ от учета, например, мышевидных грызунов с использованием «давилок», потребует времени. Некоторое количество объектов еще долгое время придется собирать традиционными способами, особенно когда речь идет об эпизоо-эпидемиологических исследованиях. Однако число неоправданных «жертв науки» возможно и должно существенно сократить!

Основной мыслью большинства выступлений было воспитание в людях любви и уважения к окружающей природе. Известен психологический феномен: гораздо легче любить конкретные, известные вещи, знакомых животных и растения, чем что-то неизвестное и абстрактное. Иными словами, мы любим то, что знаем. Поэтому очень важно создание пособий, которые позволили бы человеку, даже совершенно несведущему в биологии, выделить из безымянной травы лютики и ромашки, землянику и клевер и, обратившись к ним по имени, полюбить их и захотеть сохранить.

В качестве примера такого пособия автором статьи был представлен макет определителя одного из наименее известных объектов живой природы – зеленых мхов, рассчитанный на широкий круг любителей природы.

Все участники состоявшейся в конце совещания дискуссии обращали внимание на важность проводимой работы и отмечали, что цель – создание единой коммуникационной платформы «Природа и биологическое образование» вполне достижима. Как в рамках двустороннего Российско-Германского сотрудничества, так и в более широких.

По итогам совещания была принята «Заключительная декларация», определившая стратегию развития дальнейшего сотрудничества в этом направлении. Участ-ники совещания выразили глубокую благодарность немецким коллегам за существенную помощь в его организации и проведении.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru