Я ИДУ НА УРОК

К.В. БЕЗУХ,
учитель биологии, экологии, валеологии
СШ № 43, г. Ярославль

«Особенности национальной кухни»

Урок-игра по теме «Пищеварение» 8-й (9-й) класс

Однажды был такой обед,
где с хреном кушали паштет,
Где пирамида из котлет была
усыпана корицей,
Где поросенок с чечевицей стоял
обвитый в колбасах,
А гусь копченый – весь в цветах.
А вот обед, где ветчина была
с изюмом подана!!!
Вот редька горькая с сметаной!!!
Вот с черносливом суп овсяный,
с листом лавровым колбаса,
С ершами – соус из морошки,
с брусникою – телячьи ножки!..

В.С. Филимонов

Цели игры: усвоение одного из правил здорового образа жизни – рационального питания; ознакомление с достоинствами и недостатками некоторых национальных кухонь.

Оборудование: памятка «Золотое правило питания»; карточки с кратким описанием традиционных кухонь различных стран; 7 конвертов с заданиями и трафаретами таблиц для заполнения.

ХОД ИГРЫ

Учащиеся разделяются на 7 групп. Один ученик назначается «шеф-поваром». Учитель выступает в роли ведущего.

Вводное слово ведущего

Проблема питания всегда вызывала большой интерес у всех людей, и это неудивительно, т.к. от характера питания зависят рост и развитие организма, его здоровье. В то же время не утихают споры о том, что же значит «правильно питаться». Существуют разные взгляды ни питание: одни люди придерживаются вегетарианской диеты, другие предпочитают сыроедение, третьи – макробиотику, четвертые являются сторонниками энергетического питания и т.д.
Марк Твен как-то сказал: «Секрет жизненного успеха отчасти состоит в том, что есть следует все, что хочется, а потом предоставлять пище возможность доводить борьбу в желудке до победного конца». Но не сопряжена ли подобная философия с риском для здоровья? Чтобы питание было действительно полезным, его необходимо организовать с учетом целого ряда правил.

(Каждой группе выдаются памятки для изучения и использования в дальнейшей работе.)

Жеребьевка

Ведущий предлагает представителям групп выбрать по одному конверту с заданием для группы и трафаретом таблицы для заполнения по ходу игры.

Групповая работа

План работы в группах

1. Прочитать и проанализировать выданный текст.
2. Занести необходимую информацию в таблицу (пользуясь «Золотым правилом питания»).
3. Сделать устное сообщение по выполнению задания.

Обсуждение

После выступления каждой из групп участники других групп задают вопросы, отмечаются сильные и слабые стороны выступления, выясняются неточности. По итогам обсуждения заполняется таблица.

Таблица. Особенности национальной кухни

Вид национальной кухни

Достоинства

Недостатки

 

 

 

 

 

 

После выступления каждой группы «шеф-повар» оценивает ее работу, руководствуясь следующими критериями:

– обоснованность выводов;
– их соответствие «Золотому правилу питания»;
– доступность изложения.

Заключение

По итогам работы групп «шеф-повар» оглашает список «поправок» к пищевому рациону современного человека, дает рекомендации по рационализации питания детей и подростков.
Учитель подводит итоги игры, отмечая положительные и отрицательные моменты в ходе групповой работы.

Домашнее задание

Оценить сбалансированность своего суточного рациона питания и его соответствие требованиям «Золотого правила питания».

Карточка № 1. Китайская кухня

Богата овощами и сравнительно бедна жиром. Очень быстрое приготовление овощей на сильном жару с добавлением необходимого количества масла и при постоянном их перемешивании позволяет достаточно хорошо сохранить витамины. Соусы, которых так много в этой кухне, содержат много соли.

Карточка № 2. Индийская кухня

Богата овощами, бобовыми и кисломолочными продуктами. Следует учитывать, что многие индийские блюда пропитаны сливочным или кокосовыми маслами, содержащими большое количество насыщенных жиров.

Карточка № 3. Японская кухня

Ее основу составляют богатые белками соевые продукты, рыба, овощи, мучные изделия и рис. Блюда японской кухни содержат очень мало жира. Морские водоросли, широко используемые в этой кухне, богаты микроэлементами. Недостатком следует считать злоупотребление солью.

Карточка № 4. Мексиканская кухня

Основные блюда – рис, злаковые, бобы и жареные цыплята – жира содержат мало, салаты и маниока богаты жирами, но жиры эти, в основном, мононенасыщенные. Высокое содержание жиров в поджариваемых с салом бобах и в «буррито» из говядины с сыром и сметаной.

Карточка № 5. Итальянская кухня

В северо-итальянской кухне много говядины, телятины, сливочного масла и сливок; южно-итальянская кухня богата мучными изделиями, овощами, фруктами и рыбой. Недостаток – довольно высокое содержание жира в пище.

Карточка № 6. Американская кухня

Преобладает высококалорийная пища. Популярны многослойные бутерброды с ветчиной, беконом, паштетом. Часто используемые закуски (например, ломтики жареного картофеля) содержат избыток жира и соли. Распространены полуфабрикаты. Много фруктов и овощей – свежих и замороженных.

 

Карточка № 7. Русская кухня

Основу составляют грибы, рыба, овощи (огурцы, капуста, редька, свекла, лук, чеснок). Широко применяются мясные блюда (жаркое, студень, гуляш), молоко, масло, сметана. Популярны каши с добавлением меда, мучные изделия (хлеб).

Памятка

Золотое правило питания

В питании человека должны в максимальной степени использоваться продукты, сохранившие свои естественные биологические свойства. При приготовлении пищи следует стремиться к возможно более полному сохранению полезных свойств продуктов и исключению концентратов, консервов, ограничению потребления сахара, соли, жиров, муки и кулинарных изделий из муки.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru