Я ИДУ НА УРОК

А.А. ЛОСКУТОВА
Белоглинская средняя школа № 11,
Краснодарский край

Зачетный урок по теме «Рыбы»

Сколько интересного вы узнали о рыбах на предыдущих уроках, из дополнительной литературы! А сможете ли вы ответить на следующие вопросы?

1. Почему трудно держать в руках живую рыбу? (Снаружи чешуя покрыта слоем слизи, которая выделяется кожными железами. Слизь уменьшает трение тела рыбы о воду и служит защитой от бактерий и плесеней.)

2. Почему даже в мутной воде рыба не натыкается на препятствия? (У рыб есть особый орган чувства – боковая линия.)

3. Почему не тонут акулы, хотя у них нет плавательного пузыря? (Плавучесть тела акулы достигается за счет накопления, в первую очередь в печени, больших запасов жира. Поэтому у некоторых видов акул масса печени достигает 25% общей массы тела, тогда как у костных рыб – всего лишь 1–8%.)

4. Почему некоторые виды рыб выметывают очень много икринок? (Для них не характерна забота о потомстве, они бросают икру «на произвол судьбы» – большая часть икринок и мальков поедается хищниками.)

5. Какая рыба в этой четверке лишняя (см. рис.)? (Акула – представитель класса Хрящевые рыбы.)

6. У кого длиннее пищеварительная система: у щуки или толстолобика? (У толстолобика; длина кишечника зависит от характера пищи: у хищных рыб он значительно короче, чем у растительноядных.)

7. Сколько кругов кровообращения у рыб? (Один, кроме двоякодышащих – у них есть легкие.)

8. Что это за отдел головного мозга (на модели демонстрируется мозжечок), и почему у рыб он отличается достаточно большими размерами? (Мозжечок. Он управляет координацией движений и равновесием животного, что особенно важно в водной среде.)

9. Какие еще органы, кроме жабр, могут принимать участие в дыхании у рыб? (Плавательный пузырь, легкие (у двоякодышащих), кишечник, кожа (если тело рыбы лишено чешуи), наджаберный лабиринт.)

Дополнительные вопросы

1. Теперь вы можете находить биологические ошибки в литературных произведениях. Например, три автора, упоминая одно и то же животное, допускают ошибки:

А.К. Толстой в былине «Садко»: «А здесь на него любопытно глядит/Белуга, глазами моргая...»

Саша Черный: «А милая супруга/Вздыхает, как белуга».

К ним присоединяется и Борис Пастернак в «Докторе Живаго»: «На вокзалах белугой ревели паровозы...»

(Белуга – это рыба, и ей, конечно, не свойственно моргание – у рыб нет век. Белуга не «ревет» и не «вздыхает», этим отличается совсем другое животное, белуха, млекопитающее, полярный дельфин.)

2. Но и рыбы не все немы. Некоторые из них могут издавать различные звуки. В этом им часто помогает орган, который также может служить и для усиления воспринимаемых звуков. Что это за орган, какие еще функции он выполняет?

(Плавательный пузырь – гидростатический аппарат, регулятор содержания газов в крови, у ряда видов – дополнительный орган дыхания.)

3. Приведите пример цепи питания, в состав которой входят виды рыб, встречающиеся в нашем районе.

(В приводимом примере должно присутствовать по меньшей мере два вида рыб.)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru