НОВОСТИ НАУКИ

О.Г. БАРИНОВ

Новости сети Интернет

Предлагаем вашему вниманию очередную подборку новостей, появившихся за последнее время в сети Интернет и показавшихся нам наиболее интересными. Напоминаем, что проверить правильность информации, поступающей на сайты новостей, к сожалению, не всегда оказывается возможным. Так что нести полную ответственность за достоверность приводимых ниже сообщений редакция не может.

•

Джозеф Миллер, нейробиолог из Университета Калифорнии, полагает, что доказательства жизни на Марсе были получены еще четверть века назад, однако ученые этого просто не заметили! – сообщает http://www.compulenta.ru .
В августе и сентябре 1975 г. NASA запустило два космических аппарата: Viking 1 и Viking 2. Через год они достигли Марса и приступили к осуществлению программы исследований. Помимо всего прочего, ими были собраны и изучены образцы марсианского грунта. Из грунта выделялся углекислый газ. Тогда ученые заключили, что причина этого – идущая в грунте химическая реакция.
Миллер уверен, что это не так, и вот почему. Количество выделяемого газа циклически менялось, причем продолжительность цикла в точности соответствовала длине марсианских суток – 24,66 ч. Суточная цикличность свойственна работе живых существ и вполне вероятно, что углекислота выделялась в процессе жизнедеятельности каких-то микроорганизмов. Лишним доказательством этого служит то, что когда образец грунта нагрели до температуры 160 °C, выделение газа резко снизилось, а затем и вовсе прекратилось. По мнению Миллера, высокая температура убила микроорганизмы. Разумеется, это всего лишь предположение ученого.

•

Как сообщает Национальное информагентство Узбекистана, УзА – www.uza.uz, – более 2600 жилых домов в семи районах Каракалпакстана повреждены (в том числе почти полностью разрушены) термитами. Ущерб, нанесенный деятельностью насекомых, оценивается в 900 млн сумов (примерно 190 млн рублей).
По данным Министерства сельского и водного хозяйства Каракалпакстана, площадь, на которой «бесчинствуют» термиты, достигла на сегодняшний день 780 км2, увеличившись за последние два года на 30 км2. Специалисты утверждают, что нашествие термитов связано прежде всего с высыханием Арала и маловодьем двух последних лет.

•

Ученым из Университета Hью-Йорка – сообщает www.atheism.ru  – удалось синтезировать искусственный вирус. Первый раз со времени зарождения жизни на Земле биологический объект возник из неживой материи.
В качестве объекта группой исследователей под руководством профессора Экарда Уиммера (Eckard Wimmer) был выбран вирус полиомиелита, геном которого полностью расшифрован. Ученые синтезировали цепочку нуклеотидов, последовательность которых соответствовала данным расшифровки, и поместили ее в раствор, подобный цитоплазме. В итоге на основе искусственной записи наследственной информации были синтезированы необходимые белки. Когда полученным вирусом заразили мышей, они погибли при классических симптомах полиомиелита...
Вирус полиомиелита – возбудитель очень опасной болезни человека, способный передаваться по воздуху. В природе эта инфекция близка к исчезновению благодаря длительным и повсеместным прививкам. Специалисты Всемирной организации здравоохранения полагали, что в скором времени будет достигнута полная победа над вирусом и вакцинацию можно будет прекратить. Теперь, как считает доктор Уиммер, вопрос о целесообразности прекращения вакцинации придется пересмотреть.
«Мы решили заняться этой работой потому, что нужно было доказать, что это может быть сделано, и это нам удалось, – сказал Уиммер, – мало того, для сборки вируса мы использовали только открытую информацию – рецептуры, опубликованные в Интернете и генетические последовательности, полученные по почтовому заказу». Успех биомедицинских исследований имеет и светлые, и темные стороны, это вообще свойственно научному прогрессу. На сегодняшний день существует возможность синтезировать вирусы искусственным путем. Человечество должно это знать.
Уиммер также подчеркнул, что, несмотря на то, что некоторые вирусы в природе больше не встречаются, а сохраненные в лаборатории штаммы тщательно охраняются, информация о геноме практически всех возбудителей особо опасных инфекций – вирусов лихорадки Эбола, гриппа, оспы, ВИЧ и многих других расшифрована и опубликована. «Искусственное создание любого вируса, геном которого известен – дело времени», – подчеркнул ученый.
Ряд молекулярных биологов, правда, считает опасность преувеличенной, уверяя, что людей, обладающих, подобно Уиммеру, достаточными для такой работы знаниями, можно пересчитать по пальцам. Кроме того, вирус полиомиелита отличается одним из самых примитивных геномов, а возможность искусственного воспроизведения больших объемов наследственной информации остается под вопросом.

•

В связи с растущей обеспокоенностью угрозой биотерроризма Всемирная организация здравоохранения решила отложить уничтожение последних хранящихся в лабораториях образцов вируса оспы, сообщает http://news.bbc.co.uk.
Ранее 2002-й г. был определен как крайний срок для уничтожения биоматериалов оспы в надежде, что эта смертоносная болезнь, официально объявленная побежденной 20 лет назад, больше никогда не вернется. Последняя плановая вакцинация населения от оспы была проведена в США еще в 1972 г.
Однако смерть пяти человек от сибирской язвы в США вызвала опасения, что экстремисты могут использовать биологическое оружие для осуществления террористических актов. И хотя официально образцы возбудителя оспы хранятся лишь в нескольких американских и российских лабораториях, уже высказываются опасения, что они могли попасть в Ирак и Северную Корею.
А это значит, что уничтожение образцов вируса преждевременно: они могут пригодиться для создания вакцин при необходимости вновь ввести массовые прививки.

•

Уже сейчас США располагают 100 млн доз вакцины оспы, а к следующему году их будет достаточно для вакцинации всего населения страны. Полутора миллионам американцев прививка от оспы может быть сделана в самое ближайшее время, сообщает www.guardian.co.uk в материале, перевод которого публикует www.inopressa.ru .
Первоначально планировалось подвергнуть вакцинации 20 тыс. человек, которых готовят к работе по ликвидации последствий возможной биологической атаки. Но, как ожидается, количество американцев, которым сделают прививку, будет значительно увеличено.
Однако идея поголовной вакцинации населения пока не рассматривается. Врачей останавливает то, что сама инъекция в одном случае из миллиона может стать причиной смерти. В пересчете на все население США это означает возможную гибель 280 человек. В то же время, когда во время учений (проведенных в США за три месяца до событий 11 сентября) было имитировано распыление спор оспы в торговых центрах, оказалось, что число погибших в результате одной такой атаки может составить 1 млн человек.

Японским ученым удалось создать искусственные отпечатки пальцев, при помощи которых можно обмануть системы безопасности, использующие дактилоскопический принцип идентификации личности.
Как сообщает http://news.bbc.co.uk , специалисты Университета Иокогамы изготовили специальную матрицу, залив в которую желатин, можно получить искусственный «палец» с папиллярными линиями. Для этого необходим лишь отпечаток пальца, снятый со стеклянной поверхности.
После этого на изготовление искусственного отпечатка потребуется всего лишь несколько минут, а необходимые для этого материалы обойдутся менее чем в 15 долларов. Созданными таким образом подделками можно обмануть 80% современых систем определения личности. Поскольку столь значительных результатов можно добиться при помощи подручных материалов, использование систем без-опасности, основанных на определении отпечатков пальцев, видимо, не имеет будущего.

•

Набирая на клавиатуре мобильного телефона текстовые сообщения, молодые люди чаще пользуются большими, а не указательными пальцами. В результате, согласно исследованию, проведенному британскими учеными, у детей, которые часто пользуются «мобильниками» или игровыми приставками, меняется как форма больших пальцев (в результате постоянной тренировки они становятся более крепкими и подвижными), так и общий характер использования пальцев руки, сообщает http://news.bbc.co.uk .
По словам доктора Сэди Плант, автора трех книг о социальном воздействии технологического прогресса: «У молодых людей сейчас удивительно развито владение большим пальцем. Они инстинктивно пользуются им в тех случаях, когда мы используем указательный, например, чтобы позвонить в дверь или указать на что-либо».
Исследования на эту тему были проведены в крупнейших городах мира: Лондоне, Пекине, Чикаго и Токио. Надо заметить, что в Японии уже возник термин «поколение большого пальца».
По заключению ученых, быстрое распространение мобильных телефонов приводит к таким функциональным изменениям в организме человека, которые обычно происходят на протяжении по крайней мере нескольких поколений.

•

Женщины живут на 6–7 лет дольше мужчин. Возможная причина этого – более глубокий сон, пишет www.guardian.co.uk  в материале, перевод которого публикует www.inopressa.ru . Как заявил исследователь Александрос Вгонтцас из Государственного университета Пенсильвании, чаще всего от диабета, сердечных и других болезней страдают мужчины, которые поздно ложатся и с трудом засыпают.
Вгонтцас предположил, что искусство глубокого сна – результат эволюционной адаптации к исполнению материнских обязанностей. Женщине необходимо просыпаться среди ночи, чтобы кормить ребенка. Потеря сил компенсируется хорошим глубоким сном. В среднем у женщин продолжительность глубокого сна составляет 70, а у мужчин – только 40 минут.

•

В интервью французской газете Le Monde ( www.lemonde.fr ) скандально известный итальянский ученый Северино Антинори подтвердил, что по-прежнему намерен стать первым ученым, который успешно клонирует человека.
Ранее, отвечая на вопрос об овце Долли, Антинори согласился с информацией о том, что клонированное животное начало преждевременно стареть. Однако, по его словам, успех ученых в клонировании овцы оказался не таким большим по сравнению с другими исследованиями в данной области
В первом эксперименте по клонированию человека будет участвовать бесплодная семейная пара. Об этом пишет британская газета Sunday Herald –  www.sundayherald.com .
Супруги, согласившиеся участвовать в эксперименте под руководством Антинори и его коллеги доктора Завоса – Билл и Кэтти (фамилия, естественно, не разглашается), посвятили уже 9 лет попыткам завести ребенка. Однако как традиционные методы лечения бесплодия, так и «пробирочное оплодотворение» оказались бессильны. «Если мы можем клонировать ребенка, это будет наш ребенок. Мы не считаем этот процесс клонированием. Это просто усложненный метод экстракорпорального оплодотворения», – сказал Билл. Впрочем, если операция пройдет успешно, сам Билл будет считаться отцом ребенка только юридически. Как пишет газета, в предстоящем эксперименте для создания зародыша будет использован только наследственный материал самой матери, без участия генов отца.
На данный момент, согласно сообщению, будущая мать клона ожидает приглашения в лабораторию, местонахождение которой засекречено, где и будет проведен эксперимент.
Однако при этом в упомянутом интервью газете Le Monde Антинори заявил, что три операции по клонированию человека уже произведены и первый ребенок-клон родится в декабре 2002 г. При этом, по его словам, две женщины, вынашивающие сейчас клонированные эмбрионы, находятся в России, а третья – «в другой стране».