Я ИДУ НА УРОК

 

Хозяин на земле

От приусадебного хозяйства к фермерскому

Два урока под таким названием разработаны в сыктывкарской агрошколе-интернате им. А.А. Католикова.

Основная цель этих уроков – научить школьников использовать теоретические знания по биологии, растениеводству, животноводству, экономике в ситуациях реальной жизни, для решения конкретных проблем, с которыми может столкнуться владелец приусадебного хозяйства и дачного участка, познакомить с алгоритмом составления программы производства растениеводческой и животноводческой продукции в приусадебных хозяйствах и показать, как с его помощью можно самостоятельно разработать такую программу.

Форма проведения уроков может быть различной. Наиболее рационально провести их как сдвоенные (два двухчасовых занятия) в форме ролевой игры, под руководством учителей биологии, технологии, экономики. В предложенном варианте уроки проводятся как интегрированные совместно учителями биологии (животноводства) и экономики.

Отметим, что важное место в структуре уроков занимает самостоятельная работа со специальной литературой, особенно справочной, выполнение расчетов, а также сообщения (презентации) учеников. Учителя на этих уроках выступают главным образом в роли консультантов и комментаторов.

Напомним: презентация – особая форма самостоятельного сообщения, в ней присутствуют элементы рекламы. От обычного информационного сообщения презентация отличается тем, что задача учеников – не просто информировать аудиторию, а показать достоинства и преимущества объекта презентации, заинтересовать им потенциальных потребителей. Цель презентации – расширить рынок товаров, услуг.

В структуре этих уроков объектом презентации будут новые сорта сельскохозяйственных культур, удобрения, стимуляторы роста, пестициды, породы животных. Дети играют роли представителей организаций, производящих представляемый товар. На этих уроках решаются и задачи социального воспитания детей, ознакомления их с проблемами сельского хозяйства современной России, формирования интереса к профессии фермера.

А.Н. ЗАБОЕВА, Л.М. ДЫМОВА,
агрошкола-интернат им. А.А. Католикова, г. Сыктывкар;
Г.В. ПИЧУГИНА,
Институт общего среднего образования РАО

 

 

 

 

 

 

УРОК 1. Организация производства растениеводческой продукции в приусадебных хозяйствах

Оборудование

Справочники по овощеводству, литература для владельцев приусадебных хозяйств, дачников (желательно местных издательств), журналы «Приусадебное хозяйство», литература по проблемам рационального питания, здорового образа жизни (например, И.И. Литвина «Живите долго»). В отобранной литературе должна содержаться иформация о нормах высева семян основных культур региона, внесения удобрений, научно обоснованных нормах потребления овощей.

Подготовка к уроку

Учащиеся собирают информацию о розничных ценах на основные виды овощей и ягод в регионе и средних показателях их урожайности, о стоимости полимерной пленки для теплиц, семян, основных видов удобрений и ядохимикатов, инвентаря (ведра, лопаты, рыхлители). Эти задания могут быть выполнены как групповые проекты.

Ход урока

Самостоятельная работа на уроке организована в коллективной форме. Класс делится на 2–3 группы – «семьи», которым присваиваются фамилии, например, Гороховы, Чесноковы, Капустины. Начинаем урок с обсуждения современной социально-экономической ситуации, актуализируя знания учащихся о наиболее острых проблемах – упадке сельскохозяйственного производства, безработицы, безденежья. Сейчас многие сельские семьи выживают только благодаря приусадебному хозяйству. Но приусадебное хозяйство – это не только средство выживания, на его основе может быть организовано и фермерское хозяйство.

Обсуждаем проблему развития фермерства в России, привлекая информацию, которую дети могли получить из личного опыта, газет, телевидения. Этот этап урока очень важен для социального воспитания учащихся, повышения их правовой культуры. Поэтому необходимо кратко ознакомить их с основными нормативными документами, связанными с развитием фермерства в России. Важно, чтобы дети прокомментировали наиболее значимые положения этих документов, сформулировали свое отношение к ним. Например, принятый в 2002 г. Закон о земле разрешает свободную куплю-продажу земли, поэтому надо обсудить его возможные последствия.

Принятие этого закона означает, что земельный участок будет достоянием и богатством его владельца, его можно продавать как свой дом, свою квартиру, давать в залог для получения денежного кредита. Но самое главное – теперь у значительно большего числа людей появится возможность создать приусадебное хозяйство. Стать настоящим хозяином на земле не так просто, этому необходимо учиться.

Учитель биологии. Во всем мире людей, которые зарабатывают на жизнь производством сельхозпродукции на собственном или арендованном земельном участке, называют фермерами. Вы изучаете английский язык и, наверное, знаете, каково происхождение этого слова (oт англ. farm – ферма). Прижилось это слово и в России. Хотя нередко встречается термин «крестьянское хозяйство». Фермерское хозяйство и крестьянское хозяйство – равнозначные термины.

Вопрос: подумайте, можно ли всех владельцев приусадебных хозяйств в деревне называть фермерами? Каковы основные признаки фермерского хозяйства?

Учитель подводит итог обсуждению, формулируя основные признаки фермерского хозяйства: производство продукции осуществляется на собственном или арендованном участке земли, силами своей семьи, ведется на собственный страх и риск, продажа произведенной продукции является основным источником существования фермера. То есть фермерство – это предпринимательство в сфере сельскохозяйственного производства.

Вопрос: чем отличается фермерское хозяйство от приусадебного?

Владельцы приусадебного хозяйства производят продукцию только для своей семьи, а если и продают, то излишки. Фермерское хозяйство создается специально для производства товарной продукции. Но очень часто фермерское хозяйство возникает на базе приусадебного. Поэтому, чтобы в будущем стать преуспевающим фермером, надо научиться создавать приусадебное хозяйство.

На этом уроке вам будет предоставлена возможность побывать в роли владельца собственного хозяйства, почувствовать, что это значит хозяйствовать на земле, самому отвечать за результаты труда. Представьте, что вы создали собственную семью и можете получить в пожизненное пользование участок земли. Сначала мы попытаемся создать на нем приусадебное хозяйство, которое при благоприятных условиях может стать фермерским. Сейчас и многие горожане имеют дачные участки, на которых производят столько сельхозпродукции, что полностью обеспечивают свою семью овощами на зиму. В США таких людей называют «фермеры выходного дня».

Учитель экономики. Итак, вы решили создать приусадебное хозяйство (или обустроить дачный участок). Как вы думаете, с чего вам нужно начинать?
Прежде всего необходимо определить площадь участка (если у вас есть возможность ее выбирать, а при покупке или аренде такая возможность всегда есть). Площадь участка зависит от того, сколько сельхозпродукции вы хотите производить и сколько в семье рабочих рук. В зависимости от состава семьи, возраста ее членов, их загруженности на основной работе и учебе, состояния здоровья, навыков сельскохозяйственного труда семья может содержать больший или меньший участок.
Предположим, что вы хотите полностью обеспечить семью овощами и ягодами. Для этого необходимо знать нормы потребления овощей на 1 человека в год.

Самостоятельная работа: найти в предложенной учителем литературе нормы потребления овощей и фруктов. Найденные данные могут немного различаться, поэтому для дальнейшей работы будем использовать нормы, разработанные Институтом питания Академии медицинских наук: в год человек должен потреблять не менее 78 кг фруктов, 22 кг ягод, около 280 кг овощей и зеленных культур. Конечно, фруктами обеспечить себя можно далеко не во всех климатических зонах, но необходимые овощи вырастить возможно.
При решении вопроса, сколько и каких овощей выращивать, надо исходить из примерного урожая по отдельным культурам в своем регионе и потребности семьи в овощах. Возможно, ваша семья особенно любит овощи и вы хотите иметь их на своем столе больше, чем предусмотрено нормами. С помощью табл. 1 можно произвести необходимые расчеты.
Данные для заполнения табл. 1 можно взять из справочников (нормы потребления, средняя урожайность по региону), причем желательно, чтобы ученики заполнили эти графы таблицы самостоятельно, пользуясь справочной литературой. (Средние рыночные цены на овощи учащиеся должны выяснить самостоятельно, проведя маркетинговое исследование при подготовке к занятию.) Поскольку цены на овощи меняются в течение года, принимаем среднее значение. Состав семьи для расчетов также принимаем любой, обычно 4–5 человек. Заполнив все графы табл.1, определим планируемый доход в денежном и натуральном выражении.

Следующий этап – расчет планируемых затрат, тоже в материальном и денежном выражении (табл. 2). Прежде всего надо определить структуру затрат, то есть то, на что нам придется потратиться. Структуру затрат определяем на базе полученных школьниками в процессе изучения курса «Основы ведения приусадебного хозяйства» знаний о технологии производства основных видов продукции в регионе. В процессе обсуждения в «семьях» (каждая «семья» делает это отдельно) составляются два списка, после их совместного обсуждения составляется общий список источников расходов (табл. 2).

Необходимо прокомментировать статью «Хозяйственные расходы», в которые входят затраты на приобретение лопат, граблей, ведер, леек, другого инвентаря. Эти расходы приходятся на первый год хозяйствования, в последующие годы надо учитывать их износ, замену.
Желательно обсудить и возможность возникновения непредвиденных расходов (например, потребуется экстренная обработка растений против вредителей или в результате сильного града, ветра будет повреждено пленочное укрытие).
Далее обсуждаем очень важный вопрос – как определить стоимость затрат по каждой позиции (пленка, семена, удобрения, ядохимикаты). Для этого необходимо иметь справочные данные, которые учащиеся должны найти самостоятельно в специальной литературе. Учитель помогает и консультирует. Одна «семья» находит нормы расхода семян и пленки, вторая – удобрений и ядохимикатов. Лучше всего воспользоваться литературой для огородников-любителей.
Для определения расхода пленки необходимо знать размер теплицы, можно воспользоваться размерами типовых теплиц на металлическом каркасе, выпускаемых для дачников.
Розничные цены на эти расходные материалы учащиеся также должны узнать самостоятельно в процессе подготовки к уроку.
Данные, полученные учащимися, могут различаться, поэтому для расчетов можно использовать данные из таблицы. (Для расчета пленки: высота теплицы – 2 м, 30% добавить к площади на проходы, стоимость 1 м2 пленки дети узнали при подготовке к уроку).

Следующий этап урока – расчет планируемой прибыли. Зная, какой доход может принести выращенная продукция (табл.1), стоимость материальных затрат, можно рассчитать планируемую прибыль.
Расчет производится по формуле:

П = Д – С,

где П – прибыль; Д – доход (рыночная стоимость продукции); С – себестоимость выращенной продукции.

Учитель биологии. Прибыль будет зависеть от того, насколько эффективно мы организуем производство. Давайте обсудим, как этого добиться (обсуждение в «семьях»). Совместно приходим к выводу, что повышения эффективности производства на приусадебном участке можно достичь за счет следующих мероприятий.

1. Механизация труда (применение малогабаритной техники – мотокультиватор «Крот», но тогда появятся новые статьи расходов – горючее, ремонт, запчасти).
2. Замена прополки мульчированием посадок темной пленкой.
3. Самозаготовка семян (или приобретения их осенью по низким ценам).
4. Снижение затрат на закупку удобрений, заменяя их компостами, применяя севооборот с участием культур, накапливающих азот (например, на одной сотке посадок гороха накапливается 3–6 кг азота).
5. Повышение урожайности за счет использования районированных сортов.
6. Отказ от применения покупных пестицидов за счет применения растительных препаратов, а также агротехнических мер борьбы с вредителями.

Учитель экономики. А теперь займемся планированием приусадебного участка.

При планировании приусадебного участка надо разбить его на несколько основных частей (зон): дом и хозяйственные постройки; сад и ягодник; огород; зона отдыха; палисадник; цветник.

Пока для расчета площади мы взяли только основные виды овощей, поэтому необходимо прибавить:

1) около 10% на другие культуры (рябина, смородина, лекарственные травы);
2) около 5% участка составит площадь дома и хозяйственных построек;
3) около 12% займут дорожки, цветники, зоны отдыха.

Всего на эти цели надо отвести 27% площади участка.
С учетом этого можно рассчитать необходимую земельную площадь, в которой огород займет только 73%.

Учитель биологии. Планируя размещение зон на участке, надо помнить о севооборотах. (Обсуждение со всем классом – значение севооборотов, через какой период времени можно возвращать на прежнее место посадки основных культур и т.д.). На маленькой площади не так просто организовать севообороты, но это возможно.

Прежде всего необходимо придерживаться определенных правил. На прежнее место культуру возвращать не ранее определенного срока: крестоцветные – через 4 года, пасленовые – через 2–3 года, морковь, петрушку, сельдерей – через 3 года. На участке, где высевались рано убираемые овощные культуры, в следующем году размещают самые ранние, а после капусты – поздние культуры (огурец, томаты).
В качестве примера можно рассмотреть один из возможных вариантов севооборота – земляничный восьмипольный:

1-я делянка – занятый пар (горох, бобы, календула, бархатцы);
2-я делянка – земляника;
3–5-я делянки – плодоносящая земляника;
6-я делянка – корнеплоды (морковь, свекла, редис, репа);
7-я делянка – капустные;
8-я делянка – картофель.

Самостоятельная работа в «семьях» – составить план севооборота до 2008 г.
Кроме севооборотов есть и другие агроприемы, которые помогают получить более высокие урожаи. Многие из них вы уже знаете.
Сообщения учеников об отдельных приемах выращивания овощей. Дети рассказывают о своем опыте выращивания некоторых культур, например о влиянии фаз Луны, дополнительном укрытии почвы вокруг растений огурца в теплицах кусками старой полиэтиленовой пленки и т. д. Надо сосредоточить внимание учащихся на простых приемах, которые не требуют дополнительных расходов, но помогают получить более высокие урожаи.

Учитель биологии. В зависимости от местоположения участка и желания хозяев деление на зоны и их соотношение может быть иным. При расчете и планировании приусадебного участка следует учесть, что он должен не только обеспечить семью всеми необходимыми сельскохозяйственными продуктами, но и дать возможность обработать его силами одной семьи, без привлечения наемного труда.
Дом и хозяйственные постройки лучше всего располагать в восточной или северо-восточной части участка, чтобы не затенять его. Палисадник – часть участка, расположенная между дорогой или улицей и домом. Обычно ширина палисадника составляет примерно 4–5 м.
Можно выполнить палисадник в виде газона, но стоит отметить, что уход за газоном и его стрижка – очень трудоемкий процесс, требующий специальных навыков. Очень часто хозяйки превращают палисадник в цветник.
А если вам придется заводить хозяйство в средней полосе России или на юге, вы обязательно разобьете плодовый сад. Деревья в саду надо располагать так, чтобы работы под ними не нарушали целостности корней. Рациональнее этот участок засеять газонными травами или другими покровными культурами, не требующими особой обработки.

Вопрос: каким покровным культурам следует отдать предпочтение? (Бобовым – люпин, вика, клевер, которые обогащают почву азотом.) Следует особенно следить за сортовым составом сада. Неправильно выбранный сорт не принесет хорошего урожая. Надо помнить, что сад требует периодического обновления. Так, яблони и груши «стареют» к 20–22 годам жизни, сливы и вишни активно плодоносят 15–17 лет, ягодные кустарники – 5–6 лет, а земляника уже через 3–4 года резко снижает урожайность.
Желательно обсудить и некоторые детали планирования участка.
Грядки с овощами разбивают в направлении с севера на юг для лучшей освещенности солнцем. Грядки не должны быть слишком широкими, чтобы их легче было обрабатывать.
Все большее распространение получает выращивание овощей и зелени в теплицах и парниках. Их надо располагать на участке с уклоном на юг. Компостную кучу лучше всего спрятать в уголок сада в тени большого дерева или куста.
Место для отдыха необходимо сделать спокойным и уютным. Планируют его обычно рядом с жильем в южной или западной части участка. Здесь хорошо иметь удобные скамейки для отдыха, место для игр детей и т.п. Особенно оживят зону отдыха предметы и приспособления, сделанные собственными руками.

Заключительный этап урока. «Семьи» представляют планы своих участков и совместно их обсуждают.
Завершается урок обсуждением и записью алгоритма составления программы производства растениеводческой продукции для обеспечения потребностей своей семьи.

1. По нормам потребления овощей (и вкусам семьи) рассчитать необходимое количество каждого из видов овощей на год:

– на одного члена семьи;
– на всю семью.

2. По данным о средней урожайности каждой культуры в регионе рассчитать необходимую площадь под каждую культуру.

3. По справочным данным (нормы высева семян, внесения удобрений, расход пленки) рассчитать необходимое количество семян, удобрений, пленки.

4. По средним розничным ценам на овощи в регионе рассчитать общую стоимость планируемого урожая овощей.

5. Рассчитать планируемые расходы на семена, удобрения, ядохимикаты, пленку.

6. Рассчитать планируемый доход и оценить рентабельность производства.

Материал этого урока используется для выполнения итогового индивидуального проекта – разработки программы производства растениеводческой продукции для конкретной семьи в условиях конкретного приусадебного хозяйства.

Л.М. ДЫМОВА, Г.Н. ИЛЬИНА,
агрошкола-интернат им. А.А. Католикова,
г. Сыктывкар;
Г.В. ПИЧУГИНА,
Институт общего среднего образования РАО,

УРОК 2. Организация производства животноводческой продукции

Цели: обучить планированию производства животноводческой продукции в приусадебном хозяйстве, выполнению необходимых расчетов, определению качества основных продуктов животноводства; показать экономическую целесообразность производства продукции животноводства в своем хозяйстве.

Оборудование

Таблицы «Породы сельскохозяйственных животных»; два мерных цилиндра с молоком разной жирности; три стеклянных банки с 8%-ным раствором соли; несколько куриных яиц разной свежести (1–20 дней); овоскоп; литература для животноводов-любителей (желательно местных издательств), справочники по кормлению животных, журналы «Приусадебное хозяйство».

Подготовка к уроку

Учащиеся должны собрать информацию о розничных ценах на основные виды животноводческой продукции на рынке и в магазинах, ее ассортименте, качестве.

Ход урока

Это занятие, как и предыдущее, проводится в форме ролевой игры, с разделением класса на группы-«семьи»: Петуховы, Козловы, Уткины.

Учитель экономики. На прошлом уроке вы в своих «семьях» создавали проект приусадебного участка, который позволил бы вам полностью обеспечить себя овощной продукцией на год. Наши расчеты показали, что если вырастить необходимые овощи самим, то ежегодно можно сэкономить до 7–8 тыс. рублей из семейного бюджета. Сегодня мы узнаем, что можно получить с приусадебного участка, если заняться животноводством.

Учитель биологии. Посмотрите на план участка, который вы составили на прошлом занятии. Что, по вашему мнению, не хватает? Не слышно пения голосистого петуха, блеяния коз, хрюканья свиньи. Как раз все эти животные помогут вам сэкономить деньги и пополнить ваш стол разнообразной продукцией. Какие вы знаете отрасли животноводства? А какие из них целесообразно развивать и в приусадебном хозяйстве? (Обсуждение в «семьях».)
Прежде всего подумаем, какие животноводческие продукты необходимы каждой семье и от каких животных их можно получить (обсуждение в «семьях»). Приходим к выводу, что для получения молока в небольшом хозяйстве лучше всего разводить коз.

Сообщение ученика (презентация). «Коза – корова бедняка» (информация о биологических и хозяйственных особенностях коз).
От одной козы можно получить в сутки 3–4 л. молока. Козье молоко считается целебным продуктом. Его рекомендуют при таких заболеваниях, как диабет, язва желудка, диатез, туберкулез. Козы сообразительные и умные животные, и многие хозяева их держат не только для молока, но и «для души». Популярно у владельцев приусадебных хозяйств и разведение свиней.

Сообщение ученика (презентация). «Крестьянская копилка» – биологические особенности и хозяйственная ценность свиней.
Свинью называют в народе «крестьянской копилкой». И не удивительно – свиньи всеядны, очень плодовиты, от одной свиньи можно получить 10–15 поросят за один опорос. Свое потомство свиньи вынашивают три месяца, три недели и три дня. За год можно получить два приплода. В два месяца поросята уже весят 16–18 кг. Таким образом мы можем получить 2 т мяса за год от одной свиньи при хорошем содержании и кормлении.

Сообщение ученика (презентация). Заглянем на птичий двор. В приусадебном хозяйстве можно разводить любую домашнюю птицу. Сельскохозяйственная птица отличается высокой продуктивностью и скороспелостью. Даже за дачный сезон можно вырастить цыплят. Занимаясь выращиванием кур, самое главное – правильно выбрать породу. Для получения мяса лучше выращивать бройлеров.

Сообщение ученика (презентация). Биологические и хозяйственные особенности бройлеров, условия их выращивания на местной птицефабрике.
Формулируем совместное решение: в приусадебном хозяйстве можно разводить коз, свиней, кур.

Учитель экономики. Вы вспомнили изученный материал об отраслях животноводства и о продукции, которую можно получить от различных животных. Допустим, вы решили завести приусадебное хозяйство и обеспечивать свою семью не только растениеводческой, но и животноводческой продукцией – мясом, молоком, яйцами. Именно так и живут сейчас многие сельские семьи, это позволило им выжить в самые трудные годы реформ, когда работникам сельского хозяйства подолгу не выплачивали зарплату.
Прежде всего необходимо решить, сколько и каких животных вы будете содержать в своем хозяйстве. От чего это будет зависеть?
Вы уже планировали производство растениеводческой продукции и знаете, что объем ее производства зависит от состава семьи. Аналогично определяют и объем производства животноводческой продукции.

Повторяем уже освоенный алгоритм расчета.

1. По справочной литературе выяснить нормы потребления мяса, молока, яиц взрослыми и детьми.
2. Рассчитать, какое количество этих продуктов необходимо в год для семьи заданного состава (4–5 человек).
3. По справочной литературе выяснить среднюю продуктивность тех животных, которых вы собираетесь разводить.
4. 3ная продуктивность и необходимое количество продукции, рассчитать нужное поголовье по каждому виду животных. (Вспоминаем о понятии «продуктивность» и единицы измерения продуктивности для различных видов животных.)

По нормам, разработанным Институтом питания Академии медицинских наук человеку необходимо ежедневно: мяса – 100 г, молока – 550 г, яйцо – 1 шт., мяса птицы – 70 г. Для расчетов составим таблицу (табл.1).

По данным этой таблицы можно рассчитать и стоимость набора животноводческих продуктов для семьи на год.
Актуализируем знания учащихся об основных элементах технологии производства продукции животноводства – содержании, кормлении, разведении, ветеринарной защите.

Преподаватель биологии. «Заведи сперва хлевину, а потом и животину» – так гласит крестьянская поговорка. Как вы понимаете эту поговорку? Прежде чем приобретать животных, необходимо позаботиться о помещении для их содержания.
Создать для животных необходимые условия содержания очень важно, т.к. от этого будет зависеть их продуктивность. (Вспоминаем о понятиях «микроклимат», «параметры микроклимата». Обсуждаем, как можно узнать параметры микроклимата и другие условия содержания животных – по справочной литературе).

Учитель экономики. Очень важное условие содержания – норма площади на одну голову. Существуют нормы площади для каждого вида животных. Вы уже определили, каких животных вы будете содержать в своем приусадебном хозяйстве. А теперь рассчитайте необходимую для их содержания площадь и заполните табл. 2.

Самостоятельная работа «семей»: используя предложенную литературу, найти условия содержания животных, в том числе и необходимую площадь, и заполнить табл. 2.

Учитель экономики. Эту общую площадь вам необходимо добавить к площади вашего приусадебного хозяйства. Но вы понимаете, что у всех этих животных разные требования к условиям содержания, особенно к температурному режиму, поэтому содержать их всех вместе нельзя. Мы просуммировали площадь помещений только для того, чтобы узнать, какую часть участка займут животноводческие постройки.

Преподаватель биологии. «Не жалей корову рукой, а жалей ее мукой», «У коровы молоко на языке». Как вы понимаете эти поговорки? После обсуждения приходим к выводу, что продуктивность животных зависит прежде всего от их кормления.
Мы должны сначала создать кормовую базу, то есть определить, из каких источников мы будем получать корма для животных. Чтобы животноводство было выгодным, необходимо основную часть кормов производить самостоятельно, в своем хозяйстве. Большинство кормов можно заготовить собственными силами, что существенно снизит затраты на производство продукции.
Планируя производство животноводческой продукции, необходимо определить, сколько и каких кормов вам потребуется и из каких источников вы их получите.
Молочному скоту – и коровам, и козам –на зиму необходимо запасти сено. Заготовить его можно своими силами. Как определить нужное количество сена? (Обсуждаем в «семьях».) Совместно приходим к выводу, что для этого необходимо знать примерные рационы кормления. Рационы приведены в литературе для владельцев личных подсобных хозяйств.
Самостоятельная работа с литературой
–находят рационы для коров, коз и по ним рассчитывают запас сена на стойловый период. Например: если в день корове дают 6 кг сена, то на весь стойловый период (6 мес.) надо (6х180) = 1080 кг (примерно 1 т). Козе надо только 2 кг в день, на 180 дней надо 360 кг, то есть в три раза меньше. Поэтому владельцы небольших хозяйств и отдают предпочтение козам.
А какие еще корма нужны для содержания коз, свиней, кур?
Составляем примерный перечень самых необходимых видов кормов, актуализируя знания учащихся, полученные на уроках животноводства и из личного опыта.

Учитель экономики. Рассчитаем денежные затраты на содержание животных. Вы знаете, какие корма необходимы для содержания животных, и можете сделать расчеты по материальным затратам на кормление животных.
Заполняем табл. 3, где названия столбцов отражают алгоритм расчета стоимости кормов.

В таблице приведены расчеты для коз и свиней, по аналогичной схеме рассчитываются затраты на корма для кур-несушек и цыплят-бройлеров. Обратите внимание на то, что для кур необходимо закупать много зерна, так что продукция птицеводства обычно дорогая.
Надо сообщить ученикам, что во многих пособиях для животноводов-любителей уже приводятся готовые данные по годовой потребности в кормах, поэтому можно воспользоваться ими. Желательно, чтобы учащиеся сопоставили результаты своих расчетов с теми данными, которые они найдут в литературе.
Естественно, что розничные цены на комбикорм, кормовое зерно приняты условные, они могут очень сильно различаться в зависимости от региона, времени года и других факторов. Желательно, чтобы ученики при подготовке к уроку узнали их реальные цены.

Преподаватель биологии. Мы построили хлев, создали кормовую базу, подсчитали, сколько кормов надо заготовить, но еще важно правильно выбрать породу животных. Как выбрать породу? Для каждого региона имеются районированные породы – такие, которые наиболее приспособлены к климатическим условиям этого региона. Какие породы крупного рогатого скота рекомендованы для нашего региона?

Сообщение учеников (презентации). Породы крупного рогатого скота и коз, свиней, сельскохозяйственной птицы.

После завершения презентаций обсуждаем полученную информацию всем классом, с комментариями учителя животноводства. При этом важно обратить внимание на такое качество пород, как приспособленность к определенному климату.
Самая распространенная в мире порода свиней – крупная белая, ее с успехом разводят во всех природно-климатических зонах. Очень популярны мясные породы ландрас и дюрок, которые разводят повсеместно.
Породистых коз в России пока еще очень мало, в основном в личных хозяйствах держат животных местного разведения, породу которых определить практически невозможно. Но появляются и козы ценной молочной породы – заанненской, которые дают до 7–8 л молока в день.
Где надо приобретать животных для создания своего хозяйства? (Обсуждение в «семьях»). Приходим к выводу, что надо покупать молодняк в специализированных племенных хозяйствах, так как только в них можно купить действительно породистых животных.
Затем обсуждаем структуру себестоимости продукции животноводства в приусадебном хозяйстве. Она будет включать в себя расходы на строительство и оборудование помещений для животных, приобретение начального поголовья, кормов. Необходимо учесть и средства дезинфекции, возможны непредвиденные расходы на приобретение ветеринарных препаратов в случае заболевания животных. Входят в себестоимость и расходы на ветеринарное обслуживание, например проведение прививок.
Стоимость помещений для животных надо распределить равномерно на все годы их службы. Например, помещение для свиньи может прослужить 10 лет, тогда в себестоимость продукции свиноводства следует включать ежегодно 1/10 часть его стоимости. У экономистов-аграриев есть методики расчета этой составляющей себестоимости, в которых учитывается ежегодный износ, расходы на ремонт и эксплуатацию помещений.

Следующий этап урока – обсуждение качества продукции животноводства и простых способов его определения.
Завершить это занятие можно выполнением практической работы по определению качества продукции животноводства.

Практическая работа. Определение качества продукции животноводства

1. Определение свежести яйца по плавучести.

Яйца различной свежести (4, 12, 17 дней) опустили в сосуд с 8%-ным раствором поваренной соли. 4-дневное яйцо лежало на дне, 12-дневное яйцо приподнято вверх, 17-дневное – плавает.
Проверяем яйцо, купленное в магазине. Чаще всего это яйцо, пролежавшее не менее 10 дней.

2. Определение свежести яйца по размеру воздушной камеры-пуги.

Это можно сделать с помощью овоскопа. Чем меньше высота пуги, тем свежее яйцо.

3. Определение жирности молока.

Определение жирности молока и молочных продуктов обычно производится с помощью жиромера. Можно оценить жирность молока визуально. Берем два высоких сосуда (лучше всего мерных цилиндра) и наливаем в них молоко. Через несколько часов наверху собирается слой сливок. Чем толще этот слой, тем выше жирность молока.
Таким способом можно сравнить жирность молока из личного хозяйства и купленного в магазине. Обычно жирность молока, произведенного в личном хозяйстве, намного выше.

4. Качество мяса.

Качество мяса определяют по внешнему виду: цвету, толщине жирового слоя. Обычно мясо молодых животных светлое, жир имеет белую окраску. Мясо старых животных темного цвета, с желтым жиром. Используя алгоритм разработки программы производства животноводческой продукции, составленный на этом занятии, учащиеся выполняют итоговый проект по разделу «Животноводство», разрабатывая программу производства продукции животноводства на своем подворье.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru