Я ИДУ НА УРОК

В.В. ИСАКОВ,
учитель биологии, г. Коряжм

Конкурс космических экологов

Ролевая игра по экологии для 11-го класса

На маленькой планете в созвездии Тау Кита начались экологические несчастья: разрушаются природные сообщества, почва теряет плодородие, сельскохозяйственная продукция стала экологически грязной натуральные продукты питания приходится заменять на синтетические, не хватает пресной воды, возрастает уровень радиоактивного загрязнения, промышленность загрязняет природу токсичными отходами, часто идут кислотные дожди. Таутянам грозят голод, наследственные болезни, вымирание. Но они прослышали о далекой планете Земля, которая вращается вокруг желтой звезды Солнца. Земля славится в содружестве космических цивилизаций своими мудрыми экологами, которые не только справляются с экологическими проблемами на собственной планете, но не отказывают в помощи и другим цивилизациям.
На далекую планету отправится группа экологов, которые в этом конкурсе покажут выдающиеся знания. Спасем цивилизацию таутян!

При проведении игры класс, в зависимости от количества учащихся, делится на 2–3 группы, каждая из которых выбирает руководителя – «главного эколога». Он управляет работой своей команды, организует поиск информации и запись ответов, имеет право обращаться к «экспертному совету».
В «экспертный совет» входят 2–3 школьника, выбираемые классом. Эксперты выдают задания командам и анализируют ответы. Каждый эксперт работает со своей группой, но в случае возникновения затруднений обращается за помощью к другим экспертам или к учителю.
При проведении очередного тура каждая группа получает карточку с заданием и в течение определенного времени (5–6 мин) готовится к ответу. (Задания для всех групп одинаковые, поэтому предлагать и обсуждать варианты решений следует тихо, чтобы не услышали соперники.) При подготовке ответа можно пользоваться имеющейся на партах справочной литературой, учебниками и рабочими тетрадями. После сигнала об окончании работы ответы – в письменной форме – должны быть немедленно сданы экспертам для оценки.
После сдачи ответов учитель оглашает основные положения предполагаемых решений. Эксперты раздают задания следующего тура и приступают к проверке сданных работ.
Естественно, что ответы, предлагаемые участниками игры, не могут дословно повторять формулировки, данные учителем. Кроме того, школьники могут предложить и свои, оригинальные (и зачастую весьма толковые) варианты решения проблемы. Оценить правильность и полноту ответа – задача экспертов. Максимальное число баллов, которое может получить команда за ответ на задание очередного тура, – 5. Общее количество набранных командой в ходе игры баллов записывается на доске.
В качестве конкурсных могут быть предложены следующие задания.

Задание 1

Экипаж одного из космических кораблей таутян, возвратившегося с Земли, не был допущен к посадке на планету санитарной инспекцией, так как на борту корабля находились следующие организмы.

1. Семена белокочанной капусты. Капуста своими вкусовыми качествами совершенно очаровала экипаж таутянского корабля, и члены команды решили осчастливить свою цивилизацию подарком с Земли.

2. Серые крысы. Крыс таутянам никто на Земле не дарил – они как-то сами просочились на корабль. Но экипаж привык к этим жизнерадостным и любопытным хвостатым зверькам.

3. Домашние кролики. Члены экипажа были уверены, что эти робкие зверьки, похожие на игрушки, никакой экологической опасности представлять не могут.

4. Кактус опунция. Таутяне раньше не представляли, что в природе могут существовать такие колючие смешные уродцы. Ну какую опасность могут представлять эти нелепые растения?

5. Росянка. Учитывая хищный характер этого растения, таутяне при транспортировке соблюдали все возможные меры безопасности, включая перегородку из сверхпрочного пластика, гравитационную решетку и бластерную защиту. Экипаж посчитал, что росянка может заинтересовать биологов как вид хищного растения.

Природа планеты таутян чрезвычайно похожа на природу Земли. Учитывая это, дайте прогноз экологических проблем, которые могут возникнуть при интродукции на планету названных видов.

Ответы

1. Белокочанная капуста – двулетнее растение, размножение которого несложно проконтролировать. Капуста не отличается высокой конкурентной способностью и на Земле никогда не вызывала экологических проблем. С другой стороны, капуста может служить новым источником пищи для каких-то вредных местных организмов, что позволит им в большом количестве размножиться на планете.

2. Серая крыса не только быстро размножается и распространяется, но переносит около 20 различных инфекционных болезней и чрезвычайно конкурентоспособна. Это очень опасный вид, с которым на Земле люди много лет ведут безуспешную борьбу.

3–4. Кролики и кактусы не так безобидны, как может показаться на первый взгляд. Будучи завезенными в Австралию, они начали интенсивно размножаться, что вызвало большие экологические проблемы.

5. Росянка обитает на торфяных болотах и извлекает необходимые ей минеральные соли из пойманных насекомых. Вряд ли это растение можно отнести к экологически опасным видам – если, конечно, на планете нет редких видов мелких насекомых.

Задание 2

Назовите причины опустынивания. Может ли обильный полив привести к опустыниванию орошаемых земель?

Ответ

На Земле основными причинами опустынивания являются уничтожение человеком растительности и разрушение почвенного покрова, перевыпас скота и вспашка земель с оборотом пласта.

Орошение земель может вызвать опустынивание, в случае если приток пресной воды вызовет подъем уровня грунтовых соленых вод и соленая вода достигнет поверхности почвы. Концентрация соли в поверхностном слое почвы может повышаться и за счет интенсивного испарения подаваемой для орошения воды. В условиях высокой засоленности начнется гибель растительности и наступление пустыни.

Задание 3

Основой эволюции считают наследственную изменчивость и естественный отбор. Мутации дают материал для эволюции. Что делать таутянам: бороться с возрастающим радиоактивным фоном или учиться избегать его, если облучение порождает мутации?

Ответ

Поскольку личность каждого таутянского гражданина бесценна, а мутации в большинстве своем опасны для жизни и здоровья будущих поколений, радиацию, безусловно, следует считать весьма опасным фактором. Даже в селекции животных массовый отбор не используется из-за ценности каждой особи.

Задание 4

Пятнистость тюльпанов, гибель кокосовых пальм, мозаичная болезнь пасленовых, оспа, СПИД, грипп, корь, герпес – все это вызывается вирусами. Таутяне решили подарить нам прибор, который в одно мгновение уничтожит все вирусы на Земле. Примете ли вы этот подарок таутян?

Ответ

Исчезновение такой группы вирусов, как бактериофаги, приведет к резкому увеличению численности многих бактерий, в том числе и болезнетворных. Вирусы служат ограничивающим фактором не только для бактерий, но и для многих других организмов, поэтому исчезновение вирусов может вызвать экологическую катастрофу, последствия которой совершенно непредсказуемы.

Задание 5

Таутяне просят подарить им несколько сотен коров, полагая, что трава на их планете придется коровам по вкусу. Каковы возможные экологические последствия интродукции этих животных?

Ответ

Вместе с коровами рекомендуется «запастись» и соответствующими видами жуков-навозников, так как нет никакой гарантии, что таутянским разрушителям органических остатков придутся по вкусу коровьи лепешки (экскременты). Подобная ситуация наблюдалась в Австралии. Когда туда завезли коров, то коровий навоз слишком медленно разлагался, поэтому пришлось завезти и жуков-навозников из Африки. В то же время не исключена возможность вредного воздействия на природу планеты таутян паразитов, различных бактерий и вирусов, которые обитают в организме как коров, так и навозников.

Задание 6

Таутяне готовы подарить землянам установки, способные изменять аллотропное состояние атмосферного кислорода, переводя его в озон. Если такая установка будет работать в каждом городе, то земляне не будут жаловаться на недостаток озона на городских улицах, в парках и скверах. Стоит ли размещать на Земле эти аппараты в большом количестве?

Ответ

Озоновый слой нужен на высоте около 20 км, где он задерживает коротковолновое ультрафиолетовое излучение Солнца. Озон у самой поверхности земли не только вызывает коррозию металлических конструкций, но и чрезвычайно токсичен. От высоких концентраций озона при фотохимическом смоге люди получают ожог легких, конъюнктивит. Гибнет листва на деревьях.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru