МАТЕРИАЛЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МАРАФОНЕ

И.Г. МЕЩЕРСКИЙ

 

 

 

 

Программные продукты на компакт-дисках – что может заинтересовать учителя биологии?

Приступая к подготовке данного обзора, я решил начать с позиции «полной неосведомленности» – т.е. с ситуации, в которой может оказаться учитель, лишь недавно заполучивший в свое распоряжение мультимедийный компьютер и до этого использованием компакт-дисков в своей работе не интересовавшийся. И сразу столкнулся с удивительной несформированностью рынка обучающих и справочных программных продуктов по нашему предмету, во всяком случае в Москве. Практически во всех «точках», а я обошел ряд крупных магазинов, имеющих отделы по распространению «программной продукции на компакт-дисках» и несколько десятков ларьков, продавцы которых без обиняков называли свой товар «сидюками», мне с радостью предлагали два диска – «1С: Репетитор – Биология» и «Репетитор по биологии» от «Кирилла и Мефодия». На вопрос же о каких-нибудь иных «обучалках» или справочниках по биологии, анатомии или «вообще о природе» продавцы отвечали решительным «нет». Доходило до абсурда – торговец, на прилавке которого я заметил «Общую биологию. Компьютер-репетитор», вежливо поинтересовался, не может ли он помочь мне что-нибудь выбрать и, услышав вопрос, также отрицательно покачал головой. Когда же я ткнул пальцем в указанный диск, он с минуту крутил его в руках, после чего с удивлением отметил: «Да, наверное, вы правы...» Не удалось выудить сколько-нибудь систематизированной информации и из Интернета. «Яндекс», с помощью которого, как гласит реклама, «найдется все», в ответ на различные комбинации из слов «компакт-диск», «обучающая программа», «биология» выдавал десятки и сотни ссылок, абсолютное большинство которых оказывалось «пустышками», а остальные предлагали приобрести все те же два «Репетитора».

Очевидно, что в такой ситуации попытки найти в продаже что-нибудь определенное, отвечающее конкретным запросам, могут оказаться пустой тратой времени. Проще идти от обратного – вы заходите в магазин, смотрите, что есть на прилавке и пытаетесь сообразить, как это можно использовать. Итак, чем же из того, что было в продаже в Москве в начале апреля 2002 г., можно воспользоваться на уроке биологии?

Наибольшим разнообразием отличаются лежащие на прилавках «иллюстрированные энциклопедии»: «Мир птиц», «Мир аквариума», «Водный мир», «Энциклопедия диких животных», «Комнатные растения» и многие другие. Для учителя биологии это в первую очередь иллюстративный материал. Если, разумеется, у вас есть мультимедиа-проектор (устройство стоимостью несколько тысяч долларов, позволяющее проецировать изображение с экране компьютера на обычный настенный экран), или соединенные в сеть компьютеры на каждой парте, или, на худой конец, видеокарта, позволяющая использовать вместо монитора обычный широкоэкранный телевизор. В каждой из таких электронных энциклопедий вы найдете множество картинок с изображением ландшафтов или организмов, в той или иной степени отвечающих названию диска. А может быть, и видеороликов, и анимированных схем (например, движения голосовых связок). Беда лишь в том, что изображения эти обычно не систематизированы, а точнее не связаны с содержанием энциклопедии, разделы и логика которой могут значительно отличаться не только от учебника, но и от привычного нам типа справочника. Поэтому прежде чем воспользоваться диском на уроке, учитель должен внимательно изучить его содержимое и отметить для себя места расположения нужных иллюстраций. В этом отношении более простыми в использовании будут просто подборки картинок, предназначенные для издательской деятельности, например из серии Corel professional photos и им подобных (Благо природные объекты красивы и подобных подборок существует достаточно много.) Однако и эти диски имеют тот же недостаток – записанные на них файлы не систематизированы, и для того, чтобы заранее подыскать подходящее изображение, придется изрядно повозиться. Можно, конечно, поручить эту работу в качестве домашнего задания кому-нибудь из учеников, имеющих компьютер дома...

Что же касается текстового материала, представленного в «электронных энциклопедиях», то он, как правило, особой ценности не представляет. Отечественными «Комнатными растениями», например, можно воспользоваться как справочником, если под рукой нет ничего лучшего, а вот изначально англоязычный и переведенный на русский «Мир птиц» представляет собой пособие для самостоятельного знакомства с предметом по совершенно непривычной нам схеме – пользователь попадает в «залы» виртуального «музея птиц», на «стендах» которого можно найти все что угодно – от украшений из перьев до схемы строения птичьего глаза. Интересных фактов здесь много, но попробуйте-ка найти именно тот, который вам понадобится на конкретном уроке! В завершение стоит отметить, что, покупая ту или иную «энциклопедию» или подборку картинок, вы неизбежно берете «кота в мешке» – предсказать заранее, как именно видит раскрытие своей темы создатель диска, совершенно невозможно. Из двух продуктов с практически одинаковыми названиями один может оказаться удивительно толковым, с другого вы в лучшем случае вытащите пару жалких иллюстраций. Так что заниматься их целенаправленным приобретением не стоит. Иное дело, если что-то достанется вам «по случаю».

Отдельно можно упомянуть продукцию, содержащую справочную информацию преимущественно в текстовом виде (книги, читаемые с экрана компьютера), – от «Биологического словаря» и «Медицинского справочника» до многочисленных подборок «Рефератов и курсовых работ». Пользоваться такими дисками на уроке, естественно, невозможно, но в качестве справочников и «дополнительной литературы» для подготовки докладов, они могут оказаться даже полезнее «иллюстрированных энциклопедий». Впрочем, главный недостаток последних вполне сохраняется и здесь – выбирая обычную книгу, вы можете пролистать ее, прежде чем заплатите деньги, а в случае с компакт-диском решение о покупке приходится принимать «вслепую».

Собственно обучающих программ, представленных на имеющихся в продаже компакт-дисках, на самом деле тоже немало. Они образуют ряд от «обучающих игр» до «учебных пособий» и ориентированы на детей самого разного возраста – «от 3 лет» до «абитуриентов вузов». Примером обучающих игр может служить серия «Пятачок», созданная компанией «Бука». Приобретенный наугад диск «Пятачок сдает экзамен по анатомии» (в продаже были еще как минимум две истории о «биологических» похождениях сего персонажа, не считая его попыток освоить другие школьные дисциплины) содержит игру, по условиям которой Пятачок должен пройти по определенному маршруту, отвечая на те или иные вопросы о строении и функционировании органов человеческого тела. Возраст, на который рассчитана игра, по мнению «Буки», – от 5 до 13 лет. Мой сын-первоклассник с большим удовольствием проходил игровой маршрут, иногда даже осознанно отвечая на вопросы, например «С какой стороны находится сердце?» Однако я сомневаюсь, что эта игра (сценарий «Экзамена по анатомии» создан отнюдь не «Букой», а «Datasun Software Corporation»), будет интересна тем, кто, по нашим понятиям, должен знать ответы на вопросы о функциях тромбоцитов и гормонов роста... Предложение сыграть (в качестве игрового тестирования) в эту игру российские девятиклассники расценят, скорее всего, как издевательство.

В большей степени, хотя и не полностью отвечающим предполагаемым возрастным границам (5–10 лет) следует признать диск «Естествознание», созданный компанией «ГуруСофт». Этот продукт – нечто среднее между игровой и собственно обучающей программой – представляет собой набор красочно и интересно оформленных тестовых заданий по самым разным разделам той области знаний, которая и указана в его названии. При этом одновременно с такими действительно рассчитанными на дошкольников и младших школьников разделами, как «Времена года» и «Живая и неживая природа», присутствуют и «Опыление цветковых растений», «Бактерии и грибы», «Систематика животного мира», «Человек. Нервная система», «Цепи питания» и т.д. – достаточно полный охват тем всего курса школьной биологии (и в значительной степени – географии). Некоторые из вопросов этих разделов, наверное, будут интересны и младшим ребятам (хотя вполне сойдут для «троечного» ответа при тестировании старшеклассников), но большинство все-таки в значительной степени отвечает школьной программе соответствующих классов. Да и справиться с техникой ответов («расставь цифры», «напиши») пяти- и шестилеткам будет, наверное, трудновато. Но в целом «Естествознание», на мой взгляд, является очень удачным продуктом. Программу можно рекомендовать для «домашнего пользования» ребятам в возрасте 7–10 лет, интересующимся биологией, а при определенном творческом подходе – применять на уроках или во внеклассной работе с учениками младших классов. Наверное, можно использовать ее и для тестирования по соответствующим разделам собственно школьного курса биологии...

Здесь надо заметить, что учителю приходится придумывать, как использовать ту или иную программу на уроке не только потому, что нужного продукта нет в ближайшем магазине. Программ, специально ориентированных на использование преподавателем в ходе учебного процесса, действительно не существует. И это в целом понятно – учителей и школ не так уж и много, уровень их платежеспособности вам известен. Известен он и разработчикам программных продуктов, которым выгоднее ориентироваться на самих учеников, точнее – их родителей, которые, глядишь, и раскошелятся для любимого чада. На домашнее использование ориентированы и «Энциклопедии», и игры, и «обучалки». И если первые можно использовать в качестве источника наглядного материала, то очевидный путь работы со вторыми и третьими – использование тестов. Только не «на оценку».

Лучший путь (опять же при наличии возможности продемонстрировать изображение на экране монитора всему классу) – рассматривать каждый вопрос всем вместе, обсуждать варианты ответов, предложить объяснить свой выбор и лишь потом нажать кнопку «ответить» и узнать, «а что же на самом деле». Так можно и закреплять знания, и изучать новый материал – в зависимости от вашей фантазии и содержания тестов. Другой подход – предлагать тесты на дисках для индивидуального решения, но именно с элементом игры, как вариант закрепления пройденного, и ни в коем случае не контроля. Почему? Да потому что в абсолютном большинстве известных мне коммерческих программ наборы тестов содержали ошибки. Пятачок, сдавая свой экзамен по анатомии, должен был сказать, что палочки в сетчатке глаза отвечают за дневное, а колбочки – за ночное зрение. А создатели «Естествознания» (еще раз подчеркну – очень удачного продукта именно для «обучающего» тестирования) почему-то решили, что кашалот – усатый кит. А аббревиатура ROM в слове CD-ROM расшифровывается как «read only memory» – «только чтение», так что никаких исправлений, никакого удаления из базы неверных вопросов. И возможность усадить ученика перед монитором и потом поставить ему «беспристрастную» отметку, взглянув на сумму набранных очков, отпадает...

Но вернемся к дискам, которые можно приобрести сейчас в Москве. «Общая биология» производства Media publishing. Электронный учебник, содержание которого отвечает соответствующему курсу. Тексты, гипертекстовые переходы, иллюстрации, контрольные вопросы. Лекции, которые вы можете прослушать. Неплохой, в целом, продукт. Правда, непонятно, на кого он расчитан. Вероятно на тех, кто принципиально предпочитает экран монитора бумажным страницам...

Два «кита» – «Репетиторы», упомянутые в начале статьи, производства фирм «1С» и «Кирилл и Мефодий». Про них мне уже доводилось подробно писать на страницах «Биологии» (№ 48/1999). Напомню вкратце. «Репетитор» от «1С», что называется, «навороченный» электронный учебник, охватывающий все разделы школьного курса. Много иллюстраций, гипертекстовых переходов, тестовые задания, словарь. В общем, полноценный продукт, действительно способный благодаря широкому задействованию мультимедийных технологий посоперничать с обычным учебником или пособием для абитуриентов. Если бы не одно обстоятельство – крайняя небрежность авторов оригинального и фундаментального по своей задумке текста, постоянно допускающих «ляпы» – оговорки и неточности порой анекдотического характера. Значительное количество ошибок в тестах не позволяет использовать их ни для самоконтроля, ни для работы на уроках. Таков был диск выпуска 1998 г. На вопрос об изменениях, внесенных в продукт, представитель компании «1С» ответил, что ряд замеченных недочетов был исправлен, но какой-либо переработки принципиального характера не производилось.

Репетитор от «Кирилла и Мефодия», напротив, не содержит никакого учебного материала, а представляет собой исключительно набор тестов с возможностью получить разъяснение по каждому вопросу. Вопросы являются весьма своеобразными и, мягко говоря, мало соответствуют школьной программе. В свое время мы предлагали семи кандидатам и одному доктору биологических наук проверить свои знания с помощью этих тестов, и ни один (!) из них с первого раза не сумел получить хотя бы «тройку». В отдельных случаях это связано с фактическими ошибками в тестах, но чаще предлагаемые авторами в качестве «правильных» ответы не то чтобы не являются таковыми, но отражают некую достаточно частную и спорную точку зрения. В какой-то степени их можно рассматривать как пример того, каким образом пристрастный экзаменатор может «срезать» непонравившегося ему абитуриента, но уровня подготовки выпускника школы к поступлению в вуз знакомство с подобного рода подходом никак не повышает.

В скором времени в продаже должна появиться новая версия «Репетитора по биологии Кирилла и Мефодия», демонстрировавшаяся на «Дне биологии» педагогического марафона.

Основное ее отличие (помимо ряда изменений в оформлении процедуры тестирования, на мой взгляд – незначительных) состоит в добавлении к уже имеющимся примерно 300 новых вопросов из базы централизованного тестирования, т.е. прошедших многократную проверку и полностью соответствующих школьной программе. Однако это составляет всего около 20% от общего количества содержащихся на диске вопросов и, главное, новые вопросы включены в общую базу и не могут быть выделены в отдельную подборку. Так что в целом отличия новой версии вряд ли можно считать принципиальными.

И последнее. В ходе поисков биологических обучающих программ на московских прилавках я однажды наткнулся на диск, выпущенный той же фирмой «Кирилл и Мефодий» и носящий название «Уроки биологии. 9-й класс». На следующий день этого диска в продаже уже не оказалось. При разговоре же с представителями фирмы выяснилось, что в этой серии разработан комплект из 4 дисков, три из которых (6–7-й класс – ботаника; 9-й класс – анатомия и 10–11-й классы – общая биология) закончены и поступили в продажу, а четвертый (8-й класс – зоология) должен появиться в продаже в мае 2002 г. На первый взгляд эти диски (на педагогическом марафоне демонстрировались два из них) производят самое благоприятное впечатление. Выполненные как интерактивные курсы, с коротким, но грамотным и хорошо продуманным текстом, поурочной разбивкой материала, с толковыми иллюстрациями и полноценной системой самоконтроля, они могут быть использованы и для самостоятельной работы учащихся (и в этом смысле, действительно, представляют собой альтернативу учебнику), и, при определенном творческом подходе, учителями на уроках. При этом, как ни странно, представители отдела продаж «Кирилла и Мефодия» считают «Уроки биологии» неудачной для фирмы разработкой. «Да, действительно, потребителю их трудно купить, а нам – продать. О них мало знают, их никто не спрашивает, и продавцы поэтому не проявляют к ним интереса – замкнутый круг. Попробуйте поспрашивать в магазинах фирм «R–Style» и «Партия», может быть, и купите».

Так что мое знакомство с «Уроками биологии Кирилла и Мефодия» оказалось достаточно поверхностным. Возможно, в ближайшие месяцы мы еще вернемся к обсуждению этой интересной разработки.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru