МАТЕРИАЛЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МАРАФОНЕ

О.М. ИВАНОВА,
учитель биологии средней школы № 1071,
ЮЗАО, г. Москва

 

 

 

Изучение природы – что это такое?

Изучать природу – это значит изучать окружающий нас мир: камни, растения, животных, звезды, климат... И, конечно, самих себя. Ведь и человек является частью природы.
Даже изучая то, что открыто другими, вы можете причислить себя к счастливейшим – ведь миллионы и миллионы людей ничего не знают о том, что видят ежедневно.
Многие останавливаются в самом начале пути из-за того, что их отпугивает научная терминология. Но термины только поначалу покажутся чуждыми и скучными. Пройдет немного времени, и вы начнете ощущать к ним привязанность, как к добрым приятелям.
Зоология, ботаника, геология и многочисленные смежные дисциплины чрезвычайно информативны. Это как бы тропинки, позволяющие заглянуть в девственную чащу мира природы и не заблудиться в ней. Каждая такая тропинка ведет к захватывающим приключениям и новым открытиям на континенте знания.
Есть четыре принципа, которым должен следовать натуралист. Верности им нельзя научить, к ней можно прийти только в результате самовоспитания. Вот эти принципы.

1. Терпение. Быть терпеливым означает способность не только в течение длительного времени сидеть неподвижно, наблюдая за происходящим вокруг, но и доводить начатую работу до конца. Это означает также повторение экспериментов, зачастую оканчивающихся ничем. Но только так делаются открытия.

2. Внимательность. Это особый психологический настрой. Ожидание того, что в любой момент перед вами может появиться нечто интересное. Призыв к внутренней собранности, к тому, чтобы подметить любой признак движения, изменения цвета, уловить малейший звук и разобраться в их причине, чтобы четко отмечать в сознании изменчивость форм листьев, деревьев, горных пород. Внимательный натуралист ощупает все своими руками, пустив в ход, где надо, лопатку, лупу, пинцет. Отыщет материал для наблюдений и размышлений там, где, казалось бы, нет и не может быть ни малейших признаков жизни. По мельчайшим признакам, ускользающим от внимания многих других людей, натуралист должен научиться понимать, что произошло, разбираться в том, что происходит на его глазах, и предвидеть то, что произойдет в будущем.
Внимательность подразумевает и любознательность – необходимое качество исследователя, познающего мир.

3. Точность. Чтобы работа шла успешно, от натуралиста требуются собранность и точность в мыслях и действиях. Аккуратно сделанными коллекциями и записями гораздо легче пользоваться. Представьте, как трудно будет разобраться в вашем блокноте и систематизировать наблюдения, если заметки сделаны без полей, абзацев, подзаголовков и к тому же неряшливыми каракулями. Представьте, сколько времени потеряет ваш коллега, когда он приступит к изучению, скажем вашей коллекции насекомых и обнаружит, что указатели перепутаны, а большинство экземпляров повреждено или пришло в негодность из-за тесноты. Ваш блокнот и коллекция окажутся, к сожалению, совершенно бесполезными.

4. Способность к сотрудничеству. Натуралисты часто работают вместе. И если, наблюдая за дикими животными или выполняя свою часть эксперимента, хоть один член команды не сумеет сделать это правильно, то и все остальные останутся ни с чем.

Исследовательская деятельность учащихся

Научно-практическая работа, так называемые исследовательские проекты, играют большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста. Как правило, подобный проект – это исследования по конкретной тематике, выполненные по доступным методикам. Многие ученики стихийно увлекаются исследовательской деятельностью – под впечатлением от прочитанного, благодаря собственному познавательному интересу. В этой ситуации учитель должен стать для них достойным научным руководителем, поддержать и развить их интерес в своей области знаний.
К научно-исследовательскому образовательному проекту предъявляются определенные требования. Во-первых, как уже было сказано, методика его должна быть простой и доступной для выполнения. Во-вторых, полученные в ходе работы результаты обязательно должны найти себе применение – либо в учебном процессе, либо в повседневной жизни.

Последовательность этапов выполнения проектной работы

1. Выбор темы исследования.
2. Формулировка целей исследования.
3. Знакомство с литературой по данной проблеме.
4. Формулировка задач исследования.
5. Выбор и освоение методики – «инструмента», посредством которого будут решаться поставленные задачи.
6. Составление программы исследования, которая должна включать в себя описание ключевых моментов работы, особенности методик и подробный календарный план выполнения как всей работы, так и ее отдельных этапов.
7. Выполнение практической части работы.
8. Анализ полученных результатов и сопоставление их с литературными данными и выдвинутой гипотезой.
9. Оформление результатов исследования в виде научных публикаций или отчетов.

Моделирование эксперимента

Интересной и полезной является для учащихся работа по составлению плана эксперимента. План необходим для понимания сущности проводимых опытов и осмысленного получения результатов. Часто эта работа не менее важна, чем конкретный конечный результат, т.к. в случае неудачи позволяет проанализировать возможные ошибки при закладке или постановке опыта.

Роль учителя в данной работе – определить круг вопросов, ответы на которые помогают решить проблему. Если учащимся уже неоднократно приходилось составлять план эксперимента, то и условия его проведения, и последовательность работы, и потребность в оборудовании они способны оценить вполне самостоятельно.

Письменные отчеты являются важной составной частью любой научной работы и побуждают к более внимательному наблюдению и изучению предмета исследования. Это также идеальное средство для отработки навыков письменной речи. Средством письменного отчета может служить личный дневник природы, в который учащиеся записывают результаты наблюдений, сделанных во время экскурсий, лабораторных опытов, практических работ и т.д.

Коллекционирование помогает учащимся развивать умение сравнивать, выделять отличительные черты, классифицировать.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru