ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Н.В.СОРОКИНА

Внеклассная деятельность учащихся сельской школы

Окончание. См. No 10, 11, 12, 14/2002

Занятие 1. Типы цветочных культур

1. Написать десять названий однолетников (можно назвать многолетники, которые в цветоводстве используются как однолетники).
2. Написать три названия двулетников.
3. Написать десять названий многолетников.

Для составления списков используйте информацию из справочной литературы и журналов по цветоводству, передач по телевидению, рекламных буклетов различных коммерческих фирм по продаже семян цветов и других средств массовой информации (СМИ). Задайте вопросы друзьям, родителям, жителям вашего села или деревни, увлекающихся выращиванием цветочных культур на своем участке.

Домашнее задание

Приобретите семена однолетников и двулетников, семена и посадочный материал многолетников. На основании собранного материала заполните графы таблицы.

Занятие 2. Планирование участка, цветника, цветочной композиции

1. Измерьте площадь участка, который выделен для вашего цветника.
2. Начертите план участка для цветника на миллиметровой бумаге (в масштабе).
3. На миллиметровой бумаге нарисуйте (в масштабе) схему цветника, который вы будете создавать: клумбу, миксбордер, бордюр, рабатку, солитер, группу, массив. Внести выбранную композицию цветов на схему цветника. Придумайте обозначения для различных цветочных культур, на схеме укажите окраску цветков (с помощью цветных карандашей). Для составления цветовой композиции из цветочных культур используйте шкалу цветов.
4. Охарактеризуйте цветочные культуры, используемые в цветочной композиции цветника. Заполните графы следующей таблицы.

Для работы используйте специальные периодические издания: журналы «Цветоводство», «Ваш сад и огород», «Ландшафтное земледелие», специальные справочники и книги по теме «Цветоводство» и «Зеленое строительство».

Занятие 3. Анализ почвы участка

Для выполнения заданий используйте данные приведенных ниже табл.1 и 2, собственные наблюдения и измерения.
На основании анализа почвы вам необходимо принять решение о внесении удобрений. Если вы решите использовать удобрение, то следует учесть, что минеральные удобрения оказывают наилучший эффект в сочетании с органическими.
Для расчета количества удобрений используйте данные собственных расчетов площади участка и таблиц 3, 4, 5, 6.

Таблица 1. Характеристика почв

Таблица 1. Характеристика почв

Таблица 2. Сорные растения, характеризующие почву

Таблица 2. Сорные растения, характеризующие почву

Задание: охарактеризовать почву участка по следующим параметрам.

1. Рельеф участка.
2. Механический состав почвы.
3. Структурность почвы.
4. Толщина гумуса (в сантиметрах).
5. Обеспеченность водой.
6. «Холодная» или «теплая» почва.
7. Содержание элементов питания.
8. Плодородие.

Таблица 3

17.gif (2213 bytes)

Таблица 4. Потребность различных типов почв в органических удобрениях (кол-во ведер на 1 м2)

 Таблица 2. Сорные растения, характеризующие почву

Необходимо рассчитать:

а) количество минеральных удобрений, которое следует смешать с определенным количеством органических удобрений;
б) количество органических удобрений, которое необходимо внести на 1 м2 участка (выразить в количестве ведер).

Таблица 5. Сравнительная характеристика органических и минеральных удобрений

Таблица 5. Сравнительная характеристика органических и минеральных удобрений

Таблица 6. Количество минеральных удобрений для почвосмеси, используемой для выращивания рассады цветочных культур (кг/1 м3)

Таблица 6. Количество минеральных удобрений для почвосмеси, используемой для выращивания рассады цветочных культур (кг/1 м3)

Занятие 4. Практическая работа: обработка почвы для цветника

Этапы обработки почвы

1. Тщательно перемешать органические и минеральные удобрения.
2. На участок внести рассчитанное количество ведер органических удобрений с добавкой минеральных.
3. Перекопать почву на участке штыковой лопатой на глубину штыка лопаты.
4. Измерить глубину перекопки: глубина перекопки составила ... см.
5. Разбить крупные комья земли мотыгой или лопатой.
6. Выровнять поверхность вскопанного участка с помощью грабель.
7. В течение 2–4 дней почва должна уплотниться, после чего можно начинать посев семян или посадку цветочных культур.

Занятие 5. Солнце и жизнь на Земле

Солнце – естественный источник света на Земле. Фотосинтез – это сложный многоступенчатый процесс превращения световой энергии в химическую, в результате которого из неорганических веществ – углекислого газа и воды – синтезируется органическое соединение – глюкоза. Фотосинтез является процессом, благодаря которому существует жизнь на Земле.

Практическая работа 1. Роль света в жизни растений

Вы выращиваете рассаду однолетников для цветника. После пикировки растений, когда сеянцы растут в отдельных емкостях (пакеты из-под молочных продуктов), создайте для двух растений различные условия: растение № 1 продолжайте выращивать на подоконнике при хорошем освещении, а емкость с растением № 2 уберите в темноту. Через одну неделю сравните эти два растения.

1. Какие различия вы наблюдаете?
2. Какова причина различий между растениями № 1 и № 2.
3. Что произойдет, если растение № 2 продолжать выращивать в темноте длительное время?

Цветочные растения делят по их отношению к свету на три группы: «светолюбивые», «тенелюбивые», «теневыносливые». Впишите в каждый столбец следующей таблицы по 2–5 названий цветочных культур. Для выполнения задания используйте данные справочника по цветоводству. 

 

 Практическая работа 2. Изучение освещенности участка

Заполните таблицу, используя слова: «солнечный», «частично затененный», «затененный». Эксперимент следует проводить в ясный солнечный день.
Цветочные культуры по требованиям к температурным условиям их выращивания делят на теплолюбивые и холодоустойчивые.
В средней полосе России не хватает теплых летних дней для наступления фазы цветения теплолюбивых растений, поэтому их выращивают рассадным способом. Рассаду высаживают на постоянное место в открытый грунт после окончания ночных заморозков.
Впишите 5–10 названий цветочных культур в каждую графу следующей таблицы.

 Занятие 6. Начало фенологических наблюдений: посев семян

В течение всего периода выращивания рассады проводите фенологические наблюдения за ростом и развитием растений. Заполните графы слующей таблицы.

21.gif (1371 bytes)

 1. Для выращивания растений рассадным способом используют рассадные ящики (высота 8 см), заполненные смесью перегноя, торфа и песка в соотношении 3:2:1. Для выращивания растений путем посева семян в открытом грунте почву заранее обрабатывают (см. занятие 4)
2. Почвосмесь или почву тщательно полить.
3. Семена сеять рядами на глубину 1 см.
4. Присыпать семена почвосмесью и несколько уплотнить ее сверху для лучшего соприкосновения семян с почвой.
5. Ящики с посеянными семенами на четыре дня закрыть полиэтиленовой пленкой для поддержания высокой влажности.
6. Температура воздуха в помещении или в теплице должна быть не менее 24 °С. Нельзя допускать значительных перепадов между ночной и дневной температурами.
7. Если требуется увлажнение почвы до появления всходов, то полив проводят только теплой водой. До появления всходов нельзя поливать почву раствором минеральных удобрений.

Практическая работа. Этапы технологии посева семян

Занятие 7. Пикировка

Технология пересадки сеянцев получила название «пикировка» по названию инструмента, который используется для изготовления лунок, – «пика» (деревянная палочка, заостренная с одного конца).

Цели пикировки:

– увеличение площади питания рассады;
– создание хороших условий для роста и развития корневой системы рассады;
– улучшение освещенности рассады.

Сеянцы пикируют из рассадного ящика в отдельные емкости, в качестве которых можно использовать пакеты из-под молочных продуктов.
Дайте описание рассады перед посадкой на постоянное место в открытый грунт.

Дата описания рассады –
Высота растения (средняя) –
Толщина стебля –
Количество листьев –
Корневая система –

Практическая работа. Этапы технологии пикировки цветочной рассады

1. Тщательно полить сеянцы, разрыхлить почву вдоль рядков сеянцев, чтобы их легко было вынимать из ящиков.
2а. Осторожно вынимать сеянцы по одному с помощью шпателя, держа сеянец за листья семядоли. Если стебель сеянца легко помять – в этом случае растение погибнет. Если же при пикировке будет поврежден лист, то при образовании новых листьев растение быстро восстановится.
2б. Пикировку можно провести и по-другому: одновременно взять за листочки много сеянцев и с помощью шпателя вынуть их из мокрой почвы, после чего поместить в емкости с водой и смыть с корешков остатки почвы.
3. У каждого сеянца отрезать 1/3 корешка для того, чтобы усилить рост и развитие корневой системы растения.
4. Тщательно полить почвосмесь в емкостях, в которые будут пикированы сеянцы.
5. В каждой емкости с помощью пики сделать такую лунку в почве, чтобы в ней удобно разместились корни растения.
6. Поместить корни растения в лунку.
7. Уплотнить почву вокруг растения.
8. Поставить емкости с растениями в деревянный ящик и обеспечить им хорошее освещение и тепло.

Занятие 8. Посадка цветочной рассады на постоянное место в открытый грунт

Цветочную рассаду пересаживают на постоянное место в открытый грунт после окончания ночных заморозков. Для средней полосы – в начале июня.

Практическая работа.Этапы технологии посадки цветочной рассады

1. Тщательно полить цветочную рассаду.
2. Обработать почву участка, предназначенного для цветника (см. занятие 4).
3. Перенести (с учетом масштаба) схему посадки растений с чертежа на участок, предназначенный для цветника.
4. В соответствии со схемой подготовить в почве лунки для цветочной рассады, выдерживая расстояния между ними, оптимальные для каждой цветочной культуры.
5. Тщательно полить почву лунок.
6. Рассаду пересаживать с комом почвы так, чтобы земля не осыпалась с корней. Все операции совершать около лунки, не поднимая высоко от земли емкость с растением при освобождении из нее кома.
7. Ком земли с растением поместить в лунку так, чтобы поверхность почвы совпадала с верхним уровнем кома. Присыпать и уплотнить почву вокруг растения.

Занятие 9. Технологии ухода за цветочными культурами

Полив. Растения в открытом и защищенном грунте необходимо регулярно обильно поливать.

Рыхление. После полива почву около растений следует рыхлить для того, чтобы она лучше аэрировалась (аэрация – поступление воздуха в почву); нельзя допускать образования почвенной корки.

Мульчирование. Подсыпать под растения почвосмесь так, чтобы корни растения всегда были прикрыты слоем почвосмеси.

Подкормка. Один раз в месяц следует подкармливать цветочные культуры раствором минеральных удобрений.

Формирование растений. Необходимо следить за декоративностью цветущих растений. Для увеличения объема куста проводят прищипку главного побега. Удаляют отцветшие цветки и засохшие листья для того, чтобы стимулировать продолжительное цветение культуры.

Высокие цветоносы необходимо закреплять (подвязывать) для того, чтобы их не сломал ветер. С этой целью рядом с растением можно вбить в почву кол, к которому привязать цветоносы или обвязать шпагатом цветущий куст, например пиона, целиком.

Защита растений от вредителей и возбудителей инфекционных заболеваний. Необходимо внимательно следить за состоянием цветов, листьев и стеблей растения. С целью профилактики следует использовать настои различных растений, обладающих свойством отпугивать насекомых, с добавлением в них мыла, которое закрепляет на растениях вещества настоя после его высыхания и ухудшает условия передвижения насекомых по растению.

Таблица. Фенологические наблюдения за цветочными культурами

Таблица. Фенологические наблюдения за цветочными культурами

Выводы.

По результатам наблюдений сделать выводы:

– о состоянии цветов в цветнике;
– о влиянии факторов внешней среды;
– о воздействии подкормки на интенсивность цветения;
– о сочетании размеров, окраски различных видов цветочных культур в вашем цветнике.

На основании проделанной работы, полученных результатов и сделанных выводов наметить план своей деятельности на ближайшее будущее.
Дать ответы на следующие вопросы.

1. Какие цветочные культуры я хочу вырастить на следующий год?
2. Чем меня привлекают именно эти цветочные культуры?
3. Где я смогу приобрести семена или посадочный материал цветочных культур?
4. Что следует выяснить при выращивании выбранных цветочных культур?
5. Какую форму цветника я хочу создать на следующий год и чем она меня привлекает?

 

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru