Я ИДУ НА УРОК

Т.Н. ЛАШКИНА,
учитель биологии и экологии ср. шк. No 23, г. Сызрань

Исчезнувший мир динозавров

Урок в 8-м классе

Оборудование: кодоскоп, набор рисунков с изображением динозавров; видеоаппаратура; таблица «Динозавры»; комплект дидактической игры «Юный палеонтолог»; комплект карточек «Скелеты динозавров».

ХОД УРОКА

Давайте представим, что мы отправляемся в путешествие во времени. (Демонстрируется мультфильм «Земля до начала времен-3» – фрагмент от начала до появления пресмыкающихся.
Откройте первый форзац учебника и найдите на схеме развития животного мира пресмыкающихся. Когда появились на Земле первые представители этой группы? (В каменноугольном периоде, около 300 млн лет назад.)
Судя по сходству строения скелета, мозга и систем внутренних органов, пресмыкающиеся произошли от земноводных. Наиболее примитивным древним пресмыкающимся считается сеймурия. Это животное длиной 0,5–1 м было похоже на древнее земноводное – стегоцефала (рассматриваем рисунок в учебнике).
Засушливый климат пермского периода способствовал развитию пресмыкающихся, имевших в этих условиях преимущества перед земноводными. Вспомните, что это за преимущества. (Роговой покров тела, предохраняющий от высыхания, внутреннее оплодотворение и появление скорлупы, позволяющей яйцам развиваться вне воды, в итоге – возможность вести исключительно наземный образ жизни. Усовершенствования в системах дыхания и кровообращения. Более совершенные конечности, поднимающие тело над землей, что обеспечивает быстрое передвижение. Обособление шейного отдела позвоночника позволяет двигать головой. Более развиты органы чувств и нервная система.)
За пермским периодом последовал триасовый – первый период новой, мезозойской, эры, которую справедливо называют веком пресмыкающихся. В это время появилось много самых разнообразных форм рептилий.

Давайте познакомимся с некоторыми из этих древних пресмыкающихся. Рассматривая их изображения, подумайте над вопросами, записанными на доске: на какие группы можно разделить древних рептилий. По каким признакам это можно сделать? (Демонстрация изображений динозавров через кодоскоп.)

Тираннозавр – «ящер-тиран», название, которое вполне подходит королю плотоядных. Был он около 12 м длиной и весил более 6 т. Длина черепа составляла 1,5 м. Зубы достигали 18 см и имели зазубренные края, что помогало разрывать плотную кожу жертвы.

Трицератопс – «трирогомордый», до 9 м длиной, 3 м высотой. Он весил около 12 т! На его массивной голове действительно располагалось 3 рога: один короткий на кончике носа и по одному длиной до 1 м над каждым глазом. Шею ящера защищала огромная костяная оборка. Несмотря на грозную внешность, трицератопс был растительноядным животным.

Стегозавр

Стегозавр

Стегозавр переводится как «ящер, покрытый броней». Он имел около 7,5 м в длину и весил 3,5–4 т.

Бронтозавр, в переводе – «громовой ящер». Длиной до 23 м, высотой до 12 м. Весил предположительно почти 90 т.

Диплодок – «двухотростковый», снизу на хвостовых позвонках у него были двойные отростки, которые, по-видимому, укрепляли волочившийся по земле хвост. В длину он достигал 27 м. Однако этот гигант был сравнительно стройным и весил всего около 10 т.

Плезиозавр

Плезиозавр

Плезиозавр – «ящер с лебединой шеей». Жил в морях. Достигал 15 м в длину.

Другой представитель морских рептилий – ихтиозавр, «рыбоящер», был похож на большого дельфина. Вместо лап и хвоста – плавники. Ихтиозавры не откладывали яйца, а были живородящими.

Птеродактиль

Птеродактиль

Птеродактиль, «пальцекрыл», – летающий ящер. Размах крыльев у разных видов составлял от 10 см до 15 м.

Рамфоринх – еще один летающий ящер. Имел длинный хвост с ромбовидным утолщением на конце. Длинные крылья в размахе достигали 2–2,5 м при длине тела всего около 0,5 м. Считают, что летающие ящеры могли быть теплокровными животными.

Итак, на какие группы можно разделить животных, изображения которых вы увидели? (Запись на доске и в тетрадях: по среде обитания – наземные, водные, летающие; по способу питания – плотоядные и растительноядные.)
Давайте распределим пресмыкающихся, с которыми вы познакомились, по этим группам. (Работа в тетрадях.)
Готовы? Давайте проверим.
Ребята, а каким одним словом мы можем назвать всех перечисленных пресмыкающихся? Правильно, динозавры!* Слово «динозавр» в переводе означает «ужасная ящерица», но можно встретить и другой перевод – «дивный, удивительный ящер».
Динозавры вымерли задолго до появления человека. Как же люди узнали об их строении и образе жизни?
Наука палеонтология изучает древние останки живых организмов и по их строению старается восстановить внешний вид, характерные особенности и образ жизни животного. Давайте и мы попробуем по скелетам определить вид динозавров, а по образцам костей, зубов, отпечатавшихся на окаменевшей глине следов ног и неровностей кожи составить представление о существах, обитавших на нашей планете миллионы лет назад.

(Работа в парах с карточками «Скелеты динозавров» и комплектами игры «Юный палеонтолог».)

А теперь расскажите, что вы сумели определить или предположить. (При обсуждении ответов часто возникает вопрос о цвете кожи. Выслушав мнения учеников, можно дать такой комментарий: вот и ученые часто не могут прийти к единому мнению о тех или иных особенностях вымерших животных, известных нам лишь по фрагментам скелетов. Однако о цвете их кожи научных споров никогда не было – отпечатки не могут передавать ее цвет. В своих фантазиях мы вольны представлять динозавров любой окраски, а истину не узнаем никогда.)
Многие особенности динозавров еще остаются загадкой для ученых. Например, было ли у огромных ящеров одно сердце или имелись и дополнительные приспособления, помогавшие прокачивать кровь по гигантскому телу? Были ли некоторые из динозавров теплокровными? Жили ли они в одиночку или группами, проявляли ли заботу о потомстве?
И, конечно, главный вопрос: почему динозавры вымерли? Точно этого мы тоже, скорее всего, никогда не узнаем. Зато существует множество разных предположений. Климат на Земле стал более холодным, и динозавры не смогли жить без тепла и пищи (т.к. погибли и основные растения, которыми они питались)... Гигантский метеорит столкнулся с Землей, и поднявшаяся от взрыва пыль на многие годы закрыла Солнце, лишив поверхность планеты тепла и света... Недалеко от Солнечной системы взорвалась сверхновая звезда и сильно возрос уровень космической радиации, что повлекло за собой резкое увеличение неблагоприятных наследственных изменений... А может быть, и не требовалось никакой радиации? Ведь у гигантских динозавров не было врагов и никто не выбраковывал уродов и слабожизнеспособных потомков... Правда, в конце мелового периода вымерли не только крупные хищники и гиганты, но и их мелкие сородичи, популяции которых подвергались естественному отбору...
Такие возражения можно привести для всех гипотез – любая из них, учитывая одни известные факты, оставляет без объяснения другие. Предлагаю вам дома еще раз подумать над существующими предположениями о причинах вымирания динозавров.

(Подведение итогов урока. Домашнее задание: прочитать в учебнике § 52 и ответить на вопросы к нему.)

Литература

Диксон Д. Динозавры. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: Московский клуб, 1994.

Динозавры. Журнал. – М.: Махаон, 1994.

Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1994.

Моя первая энциклопедия: Динозавры. Животные. – М.: Персей, 1994.

Теодорович Ю.Н. В глубь времен. – Самара: Полюс, 1991.

Что было до нашей эры. Экология цивилизации. Т. 1. – Волгоград: Коопер. «Книга»; М.: Педагогика-пресс, 1994.

Яковлева И. След динозавра. – М.: РОСМЭН, 1993.

Яхонтов А.А. Зоология для учителя. – М.: Просвещение, 1985.


* Действительно, часто всех впоследствии вымерших мезозойских рептилий называют динозаврами. Однако с систематической точки зрения это неверно. Летающие ящеры (птерозавры) и ихтиозавры составляли самостоятельные отряды. Плезиозавры входили в отряд пресмыкающихся-зауроптеригий. Да и собственно динозавры не составляли единой группы: ящеротазовые и птицетазовые динозавры также относились к разным отрядам. – Прим. ред.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru