Сохранить природу – сохранить жизнь

Я ИДУ НА УРОК

Г.Д. АГАЕВА,
учитель Нагорненской средней школы
Беринговского района, Чукотский Автономный округ

Сохранить природу – сохранить жизнь

Урок в 5-м классе

Оборудование: таблица «Круговорот веществ», бумажная цепочка.

Карточки с изображениями травы, моркови, кузнечика, зайца, лягушки, волка (или других растений, травоядных и хищных животных), дождевого червя, гриба, бактерии и человека. Планшеты для работы с карточками.
Ободки на голову с изображениями (символами) солнца, почвы, растения, травоядного животного, хищника, червя, бактерии, гриба – используются при игре.
«Красная книга» региона, составленная экологическим отрядом. Рабочие листки каждому ученику.

Плакаты:

№1 – девиз урока:

От нас природа тайн своих не прячет,
Но учит быть внимательными к ней.

Н. Рыленков

№2 – новые понятия:

биология
цепь питания
органические вещества
круговорот веществ
производители
потребители
разрушители

№3 – разрушение природы человеком

Рисунки – наиболее характерные и знакомые учащимся примеры варварского отношения к природе. Экологические знаки-символы «Бережное отношение к природе».

На доске записаны тема урока и расшифровка термина: биология – от греч.: биос – жизнь + логос – учение.

ХОД УРОКА

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы поговорим... А, впрочем, догадайтесь сами, о ком и о чем мы будем говорить.

Нужны все подряд:
Кто делает мед и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Нужны все подряд: бананы, мартышки...

Верно, мы будем говорить о растениях, животных, т.е. о живых организмах. А живые организмы изучает наука биология.
Тема нашего урока записана на доске и вас в рабочих листках. У девиз урока... (Вывешивается плакат №1.)
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с новыми понятиями. (Демонстрация плаката № 2.) Одно из них вы уже узнали. (Запись в рабочем листке, п.1.) Поговорим о том, что такое природа? Как сохранить природу? Нужно ли ее сохранять. Как каждый из нас относится к природе?

Беседа. Ребята, что это? (Демонстрация бумажной цепочки.) Да, бумажная цепь, а это – отдельное звено цепи. А можно представить себе цепь, звенья которой – живые организмы? Подумайте. Давайте попробуем составить цепочку из животных, растений и других организмов по принципу, кто кого ест.

Работа с планшетом. Задание. Из предложенных карточек-символов (заяц, морковь, волк; кузнечик, трава, лягушка) собрать цепь.

Объяснение учителя. Такие цепочки-схемы в биологии называются цепями питания, или пищевыми цепями. Каждое звено пищевой цепи – организм, а последовательность звеньев – вся пищевая цепь – показывает пищевые связи между разными организмами. (Запись в рабочем листке, п. 2.)

Беседа с целью подвести к новому понятию. Можно ли продлить нашу цепочку? Из курса природоведения вы знаете: когда животные и растения умирают, черви, грибы и бактерии разлагают их остатки в почве и образуют минеральные соли.

Работа с планшетом. В цепочку добавляем червяка, гриб, бактерию.

Закрепление. дается задание сложить из имеющихся изображений еще одну цепочку и прокомментировать ее.

Решение проблемной ситуации. Обратимся еще раз к бумажной цепочке. Соединим крайние звенья. Что получится? (Круг.) А можно ли пищевую цепь также соединить в круг? Давайте посмотрим таблицу. (Демонстрация таблицы «Круговорот веществ».)

Рассказ учителя о круговороте веществ с использованием таблицы. В почве имеются минеральные соли и вода, корни зеленых растений поглощают их. Листья зеленых растений поглощают из воздуха углекислый газ. Под действием лучей солнца растения производят из углекислого газа и минеральных солей органические вещества (пищу для себя) и кислород. Но органические вещества, созданные растениями, потребляют и животные. Черви, грибы, бактерии потребляют отмершие органические вещества и переводят их в минеральные соли. Такое движение веществ называется круговоротом веществ. Круговорот происходит как в живой, так и в неживой природе. Неживая природа – это солнце, воздух, почва, а живая – растения, животные, грибы, бактерии. Жизнь на Земле будет продолжаться, пока будет круговорот веществ. (Запись в рабочий листок, п. 3.)

Продолжение формирования новых понятий.

Посмотрите на пищевые цепи. Что в них одинаково? (Они начинаются растениями. В них всегда есть три группы: 1) растения; 2) животные; 3) грибы, бактерии.)
Кто из вас ответит, почему любая пищевая цепь начинается растениями? Да, растения – производители пищи и кислорода для всего живого. Биологи называют растения производителями. Животных, поедающих растения и друг друга – потребителями. Ведь они потребляют уже готовую пищу. А грибы и бактерии называют разрушителямиони разрушают остатки органических веществ, переводят их в минеральные соли. (Запись в рабочем листке, п. 4.)
Теперь мы будем пользоваться этими новыми терминами.
А как вы все поняли, вы сами себя проверите.

Тестирование. Самостоятельная работа – задание № 1 на рабочем листке.

Закрепление. Немного устали. Сейчас поиграем. В какой природной зоне мы живем? (Тундра.) Игра называется «Круговорот веществ в тундре».
(На голове у учащихся ободки с изображением символов солнца, почвы, ягеля, оленя, волка, червя, бактерии, гриба. Один ученик собирает пищевую цепь.
Кто это? Производители? Разрушители? Потребители?)

Формирование понятия «Разрушение круговорота». Возьмем наш бумажный круг и уберем из него одно звено. – круг порвался. Подумайте – что может нарушиться, если в природе исчезнет какое-то звено в цепи питания (например, волк). (Расплодится много больных оленей, зайцев, будет съеден весь ягель, начнется голод и т.д.) –Нарушится круговорот веществ.

Вывод (записывается в рабочий листок.) При нарушении цепи питания нарушится круговорот веществ, исчезнет жизнь на Земле.
Ребята, кого мы не включили в нашу схему круговорота веществ в природе? Конечно, человека! (К рисункам других живых организмов добавляется рисунок человека.)
А куда, в какую группу организмов поместим человека? (К потребителям органического вещества.)
Как он может и должен вести себя в этом круговороте, ведь человек – часть природы? Есть два варианта потребления: 1) потреблять все, что только можно; 2) потреблять экономно, разумно. Исследуем эти варианты и сделаем вывод. На Земле было много случаев хищнического отношения к природе (дети приводят примеры загрязнения воздуха, воды, почв); уничтожения растений и животных. Например, в Китае уничтожили всех воробьев и вот результат:

Люди радостно кричали,
Воробьев поубивали.
Но весной пришлось им плохо,
Стали все стонать и охать.
Отовсюду слышны стоны,
Сохнут яблонек бутоны.
Долгоносики везде:
На цветке и на листе.
Будет в огороде пусто.
Что мы, что мы натворили?
Воробьев всех перебили.

Да, один воробей за день может уничтожить 400 долгоносиков.
Все мы знаем, сколько беспокойства доставляют людям комары. Может быть, их всех надо уничтожить, может, они не нужны в природе? (Выполняем задание № 2 на рабочем листке.)

Вывод. При неограниченном потреблении природных ресурсов мы разрушим природу. И тогда прекратится всякая жизнь. А как вы понимаете слова – разумное использование этих ресурсов? Да, бережное отношение к природе – не навреди.
(Запись в рабочем листке (п. 5): «Мое отношение к природе – не навреди!»)

Игровой момент – знакомство с «Красной книгой».

Стук в дверь.
– Кто там?
– Почтальон Печкин. Вам посылка. Мне на почте сказали, что там находится то, из чего можно узнать о редком, исчезающем, охраняемом. Что же там? Красная книга. Международная Красная книга была создана по решению Международного союза охраны природы в 1966 г. Есть еще Красная книга России, а мы с учащимися экологического отряда нашей школы решили сделать Красную книгу нашего Беринговского района. Сюда помещены рисунки учащихся – изображения охраняемых растений и животных, рисунки и рассказы о заказниках и заповедниках Чукотки. Здесь же сообщение о том, что создан международный национальный парк «Берингия» и обращение к вам: «Дорогие ребята! Мы, учащиеся Беринговского района, хотим видеть нашу Землю красивой, чтобы на ней сохранилась жизнь. Обращаемся к вам к просьбой: помогите этому человечку (демонстрируется плакат № 3) вновь обрести улыбку. Он посмотрел вокруг и ему стало плохо. Предупредите людей об опасности разрушения природы и сами не делайте этого.

Работа с плакатом № 3. На доске лист, на котором изображены: трактор в тундре; нефть, льющаяся в воду; охота на белого медведя. А также изображение человека с плачущим лицом.
Почему печален наш человек? Он смотрит вокруг себя и ему хочется плакать. Подскажите, что надо сделать? Какие запрещающие знаки подберем? (Помещаем на плакат значки-символы бережного отношения к природе и лицо улыбающегося человека).
А сейчас посмотрите: совсем другой вид у нашего человека, он улыбается, ему хорошо в чистом мире. Он радуется тому, что вы не равнодушны к природе. Все ваши пожелания я хорошо запомнила и передам их всем учащимся нашей школы.

Итог урока

Давайте будем беречь планету,
Во всей Вселенной похожей нету.
Во всей Вселенной совсем одна.
Что будет делать без нас она?
Птицы, рыбы, звери в души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря.
Ведь небо без птиц – не небо,
Ведь море без рыб – не море,
И земля без зверей – не земля.

(Выставление оценок. Домашнее задание: нарисовать на рабочем листке представителя живой природы.)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru