ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

И.В. СИНЬКО,
лицей No 84, г. Новокузнецк

Продолжение. начало см. No 33, 34, 35, 36/2001г.

Лабораторный практикум по анатомии, физиологии и гигиене человека

(9-й класс химико-биологического профиля)

Г. Наличие консервантов и пищевых добавок.

Консерванты и пищевые добавки (эмульгаторы, красители, смачиватели и др.) в соответствии с международным шифром обозначаются буквой «Е» с тремя цифрами. Многие из добавок не безопасны для здоровья.

Наиболее вредные пищевые добавки

Условные обозначения

«РК» — вызывает расстройство кишечника; «РД» — влияет на артериальное давление; «С» — вызывает сыпь; «Р» — канцероген; «Х» — холестерин; «П» — подозрительный; «РЖ» — вызывает расстройство желудка; «О» — опасный по ряду причин; «ОО» –очень опасный по ряду причин; «ВК» — вреден для кожи; «З» — запрещен к применению.

Международный шифр добавки

Форма отчетности

Заполните таблицу.

Таблица. Результаты экспертизы продуктов

Заключение: укажите возможность использования продукта для питания.

Лабораторная работа No 19.
Определение белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах

Цель: обнаружение белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах.

1. Качественные реакции на крахмал и жиры

Оборудование: кусок белого хлеба, спиртовой раствор йода, фильтровальная бумага.

Спиртовой раствор йода растворяют в воде до цвета крепкого чая и обрабатывают им хлеб. Наличие темно-синей окраски говорит о присутствии в нем крахмала.

Небольшой кусок хлеба заворачивают в фильтровальную бумагу и сильно сжимают. После этого бумагу разворачивают и просматривают на свет. Видно жирное пятно.

2. Качественная реакция на глюкозу

Оборудование: таблетка глюкозы или карамель, 10%-ный раствор NaOH, 2%-ный раствор CuSO4, нагревательный прибор, штатив с пробирками. Глюкоза используется в виде водного раствора.

К 1 см3 глюкозы приливают 1 см3 щелочи и по каплям медный купорос до образования синего осадка. После этого пробирку нагревают на огне. Выпадает ярко-оранжевый осадок, который и указывает на присутствие глюкозы. Если содержание глюкозы в пробе было большим, оранжевый осадок выпадает сразу без нагревания.

3. Качественная реакция на белки

Оборудование: раствор белка (белок одного куриного яйца разводят в 0,5 л воды), 10%-ный раствор NaOH, 1%-ный раствор CuSO4, пипетка, штатив с пробирками.

К 2 мл исследуемого раствора белка приливают столько же щелочи и по каплям медный купорос. После каждой капли пробирку тщательно встряхивают. Появление фиолетового окрашивания говорит о присутствии белка (биуретова реакция).

Форма отчетности

Заполните таблицу.

Таблица. Определение белков, жиров и углеводов

 Лабораторная работа No 20.
Действие ферментов слюны на крахмал

Цель: убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал.

Оборудование: кусок накрахмаленного сухого бинта величиной с ладонь, чашка Петри или блюдце со слабым раствором йода, спички (без головки) с намотанными на конец кусочками ваты.

ХОД РАБОТЫ

1. Смочите вату на спичке слюной и напишите букву в середине кусочка накрахмаленного бинта.
2. Зажмите марлю между ладонями на 2–3 мин., а затем опустите в раствор йода.
3. Наблюдайте, как окрасился кусочек марли.

Объясните результаты опыта.

Форма отчетности

 

Запишите в тетрадь результаты работы.

1. Цель опыта.
2. Ход опыта.
3. Результат опыта.
4. Вывод из опыта.

Лабораторная работа No 21.
Действие ферментов желудочного сока на белки

1-й вариант

Цель: выяснить условия действия ферментов желудочного сока на белки.

Оборудование: штатив с тремя пробирками, пипетка, термометр, белок куриного яйца, натуральный желудочный сок, 0,5%-ный раствор NaOH, водяная баня, лед.

ХОД РАБОТЫ

1. В каждую пробирку поместите немного белка куриного яйца.
2. В каждую пробирку прилейте по 1 мл натурального желудочного сока.
3. Первую пробирку поместите на водяную баню при температуре + 37 0C.
4. Вторую пробирку поставьте в воду со льдом или со снегом.
5. В третью пробирку добавьте 3 капли NaOH и поставьте ее на водяную баню при температуре + 37 0C.
6. Через 30 мин рассмотрите содержимое пробирок.

2-й вариант

Опыт I

Изучение действия желудочного сока

Цель: доказать, что фермент желудочного сока воздействует на белки и не действует на крахмал.

ХОД ОПЫТА

1. Взять две пробирки. В одну пробирку налить взвесь белка и желудочный сок, во вторую — крахмальный клейстер и желудочный сок.
2. Обе пробирки поставить на водяную баню с температурой воды + 40 0C.
3. Описать результат опыта и сделать вывод об особенностях действия желудочного сока.

Опыт II

Влияние низкой температуры на активность ферментов

Цель: доказать, что ферменты желудочного сока теряют активность при низкой температуре.

ХОД ОПЫТА

1. В две пробирки налить взвесь белка и желудочного сока
2. Одну пробирку поставить в стакан со льдом.
3. Вторую пробирку поставить в водяную баню с температурой воды 40 0C (для контроля).
4. Описать результаты опыта и сделать вывод о зависимости действия желудочного сока от температуры.

Опыт III

Влияние кипячения на активность ферментов

Цель: доказать, что при кипячении ферменты желудочного сока теряют активность.

ХОД ОПЫТА

1. В две пробирки налить взвесь белка.
2. В одну из пробирок прилить заранее прокипяченный желудочный сок.
3. В другую прилить не прокипяченный желудочный сок (для контроля).
4. Обе пробирки поставить в водяную баню с температурой воды 40 0C.
5. Описать результаты опыта и сделать вывод о влиянии высоких температур, при которых происходит свертывание ферментов (поскольку они являются белками), на активность желудочного сока.

Опыт IV

Влияние кислой и щелочной реакции среды на активность ферментов

Цель: доказать, что ферменты желудочного сока активны только в кислой среде.

ХОД ОПЫТА

1. В две пробирки налить взвесь белка и желудочного сока.
2. В одну из пробирок прилить щелочь, другую оставить для контроля.
3. Проверить с помощью лакмусовой бумажки кислотность среды в пробирках.
4. Обе пробирки поместить на водяную баню с температурой воды +40 0 C.
5. Описать результаты опыта, сделать вывод о влиянии кислотности среды на активность желудочного сока.

Форма отчетности

Заполните таблицу.

Таблица. Влияние ферментов желудочного сока на белок куриного яйца

Сделайте выводы о необходимых условиях, при которых ферменты желудочного сока действуют на белки.

Лабораторная работа No 22.
Определение витамина C

Цель: познакомиться с качественной реакцией на витамин C.

1-й вариант

Оборудование: 1%-ая вытяжка плодов шиповника, 5%-ный раствор феррицианида калия (железосинеродистый калий), раствор хлорного железа, вода, пробирки.

ХОД РАБОТЫ

В пробирку внесите 2 капли феррицианида калия и 1 каплю раствора хлорного железа. В результате жидкость приобретает бурую окраску. Затем добавьте 5 — 7 капель 1%-ной вытяжки плодов шиповника (приготовленной из экстракта). Раствор меняет цвет на зеленовато-синий, после чего выпадает осадок темно-синего цвета (берлинская лазурь). При добавлении воды цвет осадка становится более отчетливым.

2-й вариант

Цель: йодометрическим способом исследовать яблочный сок на предмет содержания в нем витамина C.

Оборудование: яблочный сок, йод.

ХОД РАБОТЫ

Добавьте несколько капель йода в яблочный сок. Йод в присутствии витамина C восстанавливается, поэтому раствор обесцвечивается.

Форма отчетности

Опишите проделанный опыт в тетради.

Ответьте на следующие вопросы. Какое биологическое значение имеют витамины? Что нужно учитывать при приеме витаминов в виде драже или таблеток?

Лабораторная работа No 23.
Подсчет энергетических затрат и определение калорийности рациона

Цель: научиться рассчитывать возможные энергозатраты при физических нагрузках.

Расчеты можно проводить после выполнения любой физической нагрузки. Формула позволяет установить энергозатраты, совершаемые человеком в 1 мин, по частоте сердечных сокращений (ЧСС).

Формула расчета энергозатрат человека в 1 мин при любой физической нагрузке

Q =2,09(0,2xЧСС–11,3)кДж/мин 

Пример. Допустим, вы 30 мин катались на лыжах, частота сердечных сокращений достигла 120 ударов в минуту. Подсчитаем энергозатраты за 1 мин:

Q =2,09 (0,2 x120 — 11,3) = 2,09 (24 — 11,3) = 26,5 кДж/мин.

Ответ: за 30 мин израсходовано 795 кДж.

ХОД РАБОТЫ

Рассчитайте энергозатраты человека, который плавал в бассейне в течение 15 мин, после чего частота сердечных сокращений достигла130 ударов в минуту.

Форма отчетности

На основании полученного результата сделайте вывод о зависимости количества затраченной энергии от частоты сердцебиения.

Лабораторная работа No 24.
Составление дневного рациона с учетом энергетических затрат и сбалансированной пищи

Цель: научиться грамотно составлять суточный пищевой рацион человека.

Оборудование: таблицы химического состава пищевых продуктов и их калорийности.

ХОД РАБОТЫ

При составлении пищевого рациона человека следует придерживаться следующих правил:

– калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии;
– необходимо учитывать оптимальное для лиц, занимающихся данным видам труда (а для детей — возраста), количество белков, жиров и углеводов;
– наилучший режим питания предполагает четырехразовый прием пищи (первый завтрак должен составлять 10–15%, второй завтрак – 15–35%, обед – 40 — 50% и ужин 15– 20% от общей калорийности);
– продукты, богатые белком (мясо, рыба, яйцо), рациональнее использовать для завтрака и обеда. На ужин следует оставлять молочно-растительные блюда;
– в пищевом рационе около 30% должны составлять белки и жиры животного происхождения.

При смешанном питании у человека усваивается в среднем около 90% пищи.

Таблица. Суточные энергетические потребности и нормы питательных веществ в пище детей и подростков

Составьте суточный пищевой рацион для двух групп: дети

5 — 7 лет и подростки 15 — 16 лет. Данные по составу пищевых продуктов и их калорийности возьмите из справочной литературы (Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология» т 2 стр 21 — 23)

Форма отчетности

Результаты расчетов занесите в таблицу

Состав суточного пищевого рациона

Состав суточного пищевого рациона

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru