Биохимическая лаборатория на школьном уроке

Я ИДУ НА УРОК

В.Г. СМЕЛОВА,
учитель биологии МОСШ № 7,
г. Ноябрьск, ЯНАО, Тюменская обл.

Биохимическая лаборатория на школьном уроке

Урок - практическая работа

Урок проводится после изучения темы «Строение и функции крови».

Задачи урока: закрепить знания учащихся о составе и функции крови; познакомить учащихся с работой лаборанта-биохимика с целью подкрепления теоретических знаний практическими.

Оборудование: микроскопы, готовые окрашенные мазки крови; бланки анализов крови; карточки с терминами колориметрия, анемия, лейкоцитоз, лейкопения, эритроциты, лейкоциты, нейтрофилы, эозинофилы, базофилы, моноциты; переносная биохимическая лаборатория для анализа крови; кодоскоп, рисунок камеры Горяева для кодоскопа; таблица «Форменные элементы крови».

ХОД УРОКА

В зависимости от обстоятельств урок может проходить в двух вариантах:

1) на урок приглашается лаборант-биохимик с переносной лабораторией;
2) в классе моделируется ситуация биохимической лаборатории без забора крови.

I. Организационный этап

Учитель знакомит класс с лаборантом-биохимиком.

II. Активизация познавательной деятельности

Учитель предлагает учащимся вспомнить о том, как они сдавали кровь на анализ в биохимической лаборатории. Как же проводится анализ крови?

III. Постановка целей и задач урока

Подтвердить практикой теоретические знания, полученные на уроке.

IV. Анализ крови

Действия лаборанта

Действия учителя

Действия учащихся

1. Забирает кровь на определение гемоглобина у одного из добровольцев.

Демонстрирует гемометр и объясняет принцип его действия. В гемометре используется метод колориметрии – сравнение цвета крови с цветом стандартного раствора. Прибор содержит емкости со стандартной окраской, в него помещается специальная проградуированная пробирка с исследуемой кровью, после чего кровь разводится дистиллированной водой до совпадения окрасок раствора крови и стандартного раствора. Затем по шкале на пробирке определяется объем раствора. Он соответствует количеству гемоглобина в крови. Содержание гемоглобина у человека в среднем 158 г/л у мужчин и 140 г/л у женщин. Уменьшение содержания гемоглобина по сравнению с нормальным уровнем называется анемией. Как правило, диагноз «анемия» ставят в том случае, если содержание гемоглобина меньше 130 г/л у мужчин и 120 г/л у женщин.

Записывают в тетради: Hb + HCl --> растворение оболочек эритроцитов.

2. Через 5 мин помещает смесь крови с HCl в гемометр и проводит определение гемоглобина.

Комментирует действия лаборанта. Для подсчета точно отмеренное количество капиллярной крови разводят изотоническим солевым раствором в 100–200 раз. Каплю такого раствора помещают в камеру Горяева, которая представляет собой специальное предметное стекло с желобками для стока жидкости и сеткой, нанесенной микроножом. Для удобства объяснения рисунок сетки с заранее нарисованными эритроцитами помещается на пленку для кодоскопа и демонстрируется всему классу на экране. Объясняется принцип подсчета с учетом разведения. В норме у мужчин в 1 мкл крови содержится в среднем 5,1 млн, а у женщин – 4,6 млн эритроцитов.

Наблюдают, записывают в тетради определения колориметрии, анемии, а также нормальные показатели содержания гемоглобина. Вносят в бланк анализа показатель испытуемого. Ставят диагноз по показателю гемоглобина.

3. Проводит забор крови для определения количества эритроцитов и подсчитывает эритроциты при помощи камеры Горяева.

СОЭ – скорость оседания эритроцитов. Удельная масса эритроцитов (1096 кг/м3) выше удельной массы плазмы (1027 кг/м3), поэтому в прибирке в присутствии веществ, предотвращающих свертывание крови, эритроциты медленно оседают на дно. Измерение СОЭ проводят по методу Вестергрена. Кровь для определения СОЭ смешивается с небольшим количеством кислоты, играющей роль консерванта, помещают в капилляр – пробирку с внутренним диаметром 2,5 мм, отградуированную в миллиметрах на отрезке 200 мм (так называемую пробирку Вестергрена), заполняют полученным раствором до нулевой отметки и укрепляют в вертикальном положении. Через 1 ч отмечают высоту столбика жидкости, не содержащей эритроцитов (супернатанта). У здорового человека СОЭ составляет 3–6 мм/ч. При некоторых патологических состояниях, например, при воспалительных заболеваниях, СОЭ бывает повышена, главным образом, за счет тенденции эритроцитов образовывать агрегаты. СОЭ повышается также при уменьшении количества эритроцитов, так как при этом снижается вязкость крови.

Наблюдают, записывают в тетрадь нормальные показатели количества эритроцитов и заносят в бланк анализа крови количество эритроцитов у испытуемого. Ставят диагноз по этому показателю.

4. Проводит забор крови для определения СОЭ (СОЭ определяется через 1 ч, т.е. уже после урока).

Подсчет лейкоцитов производят под микроскопом таким же способом, как и подсчет эритроцитов. Поскольку лейкоцитов значительно меньше, чем эритроцитов, кровь для анализа разводят всего в 10 раз в калиброванной пипетке, содержащей 0,3%-ный раствор уксусной кислоты с добавлением метиленового синего. Уксусная кислота разрушает эритроциты, а ядра лейкоцитов окрашивает в синий цвет. Затем 0,1 мкл раствора переносят в стандартную счетную камеру Горяева. Содержание лейкоцитов в 1 мкл крови вычисляют, исходя из объема камеры и степени разведения. В 1 мкл крови здорового человека содержится от 4 до 10 тыс. лейкоцитов. В отличие от эритроцитов, число которых в крови постоянно, численность лейкоцитов значительно колеблется в зависимости от времени суток и функционального состояния организма. Лейкоцитозом называется состояние, при котором содержание белых кровяных телец превышает 10 000 в 1 мкл. Лейкоцитоз чаще всего наблюдается при воспалительных заболеваниях и в наиболее тяжелой форме – при лейкозах. Лейкопения – состояние, при котором количество белых кровяных телец меньше 4000 в 1 мкл крови.

Наблюдают, записывают в тетрадь определения СОЭ, нормальных показателей. СОЭ испытуемого вносится в бланк анализа крови уже после урока.

5. Проводит забор крови для определения количества лейкоцитов и подсчитывает количество лейкоцитов при помощи микроскопа.

Комментирует действия лаборанта: исследуемая кровь смешивается с раствором соляной кислоты (HCl) определенной концентрации, которая способствует растворению оболочек эритроцитов и более полному выходу гемоглобина в раствор.

Наблюдают, следуя указаниями лаборанта и учителя, подсчитывают лейкоциты на спроецированном при помощи кодоскопа изображении камеры Горяева. Записывают в тетрадь количество лейкоцитов в норме и у испытуемого. Ставят диагноз. Записывают определение лейкопении, лейкоцитоза.

6. Готовит мазок крови для подсчета различных типов лейкоцитов. Пока мазок испытуемого окрашивается, проводит подсчет лейкоцитов на уже готовом мазке.

Для приготовления мазка капля крови помещается на предметное стекло и ребром второго предметного стекла одним движением быстро и аккуратно растирается по первому предметному стеклу. После этого мазок фиксируется этиловым спиртом и окрашивается раствором метиленового синего (или стандартной смесью кислых и основных красителей, например, по методу Гимза) в течение 30 мин. Затем краситель смывается дистиллированной водой и мазок высушивается. После этого мазок помещается на предметный столик микроскопа, и лаборант производит подсчет первых 100 лейкоцитов, попавших в поле зрения микроскопа. Долю каждого из видов этих клеток выражают в процентах. В норме содержание лейкоцитов в процентах у здорового человека составляет:

Гранулоциты, в том числе:

нейтрофилы 50–70%
эозинофилы 2–4%
базофилы 0,5–1%

Моноциты 4–8%
Лимфоциты 25–40%

Наблюдают за приготовлением мазка. Работают с микроскопом, рассматривают уже готовые мазки крови и зарисовывают увиденное, подписывают разные типы лейкоцитов, руководствуясь таблицей «Форменные элементы крови». Записывают в тетради показатели содержания лейкоцитов у здорового человека. Вносят в бланк анализа количество лейкоцитов у испытуемого.

V. Выводы по уроку

1. Анализ крови позволяет провести раннюю диагностику многих патологических процессов в человеческом организме.

2. Работа лаборанта-биохимика – увлекательная и интересная профессия.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru