Вода как среда жизни

Я ИДУ НА УРОК

Н.Г. БАБКИНА,
СПСОШ № 12,
п. Новорайчихинск, Амурская обл.

Вода как среда жизни

(Урок экологии в 5-м классе)

Оборудование

1. «Экран телевизора» для конкурса № 3 – кодоскоп, экран, рисунки на пленке (вариант – рисунки на бумаге вывешиваются на доске).
2. Рисунок для конкурса № 5.
3. «Морские звезды» – жетоны за правильный ответ.
4. Магнитофон и записи для проигрывания музыкальной заставки.
5. Изображения различных обитателей водоемов.

Лозунг на доске

Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги –
Мы ведь на планете не одни!

Организационный момент

Учитель. Ребята! Чтобы больше узнать о жителях водоемов, мы сегодня отправляемся в плавание на подводной лодке «Морезнай». За хорошую работу во время нашего путешествия – правильные ответы на вопросы – вы будете получать жетоны. В конце плавания узнаем, чьи знания лучше. Итак, в путь!

(Звучит мелодия песни «Вода, вода, кругом вода!».)

Первый конкурс. «Вода, вода, кругом вода!»

1. Как называются все моря и океаны вместе взятые? (Мировой океан.)
2. Не море, не земля – корабли не плавают и ходить нельзя. (Болото.)
3. Кругом вода, с питьем – беда. (Море.)
4. В нее льется, из нее льется, сама по земле плетется. (Река.)
5. С высоты большой срываясь, грозно он ревет и, о камни разбиваясь, пеною встает. (Водопад.)
6. Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая. (Озеро.)
7. Под землею ходит, на небо смотрит. (Родник.)
8. Без языка, а говорит, без ног, а бежит. (Ручей.)

Второй конкурс. «Кто это?»

1. Самая обычная из всех наших рыб. Она неприхотлива и поэтому может жить даже в затхлой воде, там, где не выживают другие рыбы. К пище тоже нетребовательна – поедает мотыля, червей, мелких моллюсков, части водных растений, даже тину. (Карась.)

2. Эта рыба распространена по всему земному шару, живет в водоемах со стоячей или медленно текущей водой, ее чаще всего разводят в рыбных хозяйствах. У нас ее нередко называют «водяной свиньей» за то, что она любит рыться в тине, иле, самой гуще донного мусора. (Карп.)

3. Эти рыбы распугивают и уничтожают других рыб, рвут сети, нападают на людей. (Акулы.)

4. Эта рыба напоминает змею. Узкое длинное извивающееся тело, маленькая «змеиная» головка и чешуя, похожая на змеиную кожу. Очень живуча: забившись в ил или во влажную тину может довольно долго жить без воды. (Вьюн.)

5. Этот житель моря передвигается с помощью «реактивного двигателя»: набирает воду в особую полость и потом выбрасывает ее через трубочку сильной струей. Плывет хвостом вперед: удлиненное тело и заостренный хвост с плавниками-стабилизаторами будто специально приспособлены для этого. Ускользая от врагов, прячется за «дымовой завесой» – темной жидкостью, которая накапливается в специальном мешке. (Кальмар).

6. С древних времен об этих животных сложено немало легенд, повествующих об их удивительном уме и сообразительности. В Древней Греции их считали спутниками богов. У этих животных острые зубы и питаются они рыбой. (Дельфины.)

7. Эти птицы селятся колониями вблизи воды, потому что питаются они почти исключительно рыбой. Хотя они замечательные пловцы и ныряльщики (могут нырнуть на глубину 5 м и преследовать рыбу под водой), их оперение в воде быстро намокает и потом приходится долго сушить его, расправив крылья. (Бакланы.)

8. Как и у всех насекомых, у нее шесть ног. Но бегает она по воде на четырех – средних и задних. Передние ноги гораздо короче, снабжены острыми коготками и предназначены для другого дела: упадет в воду комар или муха, насекомое немедленно хватает передними ногами добычу и вонзает в нее свой хоботок. Так и охотится целый день. (Водомерка.)

9. Эти животные водились на реках и озерах нашей страны. Из-за красивого и теплого меха их нещадно убивали. А потом взяли под охрану – и теперь все чаще на небольших лесных речках можно увидеть удивительные сооружения – плотины, которые построили эти животные. (Бобры.)

10. На дне реки лежит черная «коряга». Рядом извиваются два толстых червяка. Рыбешка соблазнилась видом лакомого блюда, подплыла. Тотчас «коряга» рванулась и проглотила рыбешку. Что за рыба притаилась на дне? (Сом.)

11. Вторую половину лета, осень и зиму эти птицы проводят в открытом море, питаясь рыбой. Лишь весной появляются они у берегов, чтобы отложить на скалах единственное яйцо и вывести птенца. (Кайра.)

Третий конкурс. «Морезнай»

Отшельник с актинией на раковинеУчитель. Внимание! Начинает работать телевизионная студия «Морезнай». Смотрите наши передачи. Но имейте в виду – подводные артисты не будут для вас долго сниматься. Иной промелькнет и был таков. Кто успеет узнать артиста и придумать сюжету меткое название – получит призовой жетон.

(Учитель показывает рисунки и зачитывает краткие комментарии к ним.)

1. На морском дне большой выбор домов без хозяев – опустевших раковин. В одну из таких раковин и забирается рак-отшельник. Нет у него своей надежной брони, и чужая раковина становится для него защитой. Рак всюду таскает ее на себе. Но если на раковине, распустив свои жгучие щупальца, поселяется еще одно морское животное, то такой дом превращается и вовсе в неприступную крепость. Найдя такое животное, рак осторожно переносит его с прежнего места на крышу своего дома, ловко орудуя клешнями. (Актиния.)

Сельдяной король2. Рыба эта длинная и плоская. Иной раз достигает 9 м. А спинной плавник начинается прямо на голове и образует здесь роскошный алый султан-корону. За это рыбу называют еще сельдяным королем. (Рыба-ремень.)

3. Известно всем,
И даже детям:
Не надо трогать нас, друзья.
И мы не тронем вас, поверьте! (Медуза.)

Четвертый конкурс. «Приамурье мое!»

Учитель. А в этом конкурсе, ребята, ответы на вопросы нужно поместить в сетку кроссворда так, чтобы по горизонтали можно было прочесть название нашей местности.

1. Редкая рыбоядная птица. Гнездится по берегам больших рек и озер с прозрачной водой. На зимовку она улетает из Приамурья в Юго-Восточную Азию.
2. Эта наша рыба спокойно переносит суровую зиму, выживает даже в замерзшем пруду.
3. Водяным орехом называют...
4. Эта водоплавающая птица обитает в бассейне Среднего и Нижнего Амура, сооружает себе гнезда на прибрежных деревьях.
5. Это насекомое стремительно скользит по водной глади, не проваливаясь в воду.
6. Крупная амурская рыба с уплощенным, широким, ярко и пестро окрашенным телом. Ее еще называют китайским окунем
7. Рыба – обитатель быстрых рек области.
8. Хищная птица, встречающаяся по сырым лугам и болотам, – болотный...
9. Эта рыба живет в хорошо прогреваемых заросших водоемах на юге области.

Ответы

1. Скопа.
2. Ротан.
3. Чилим.
4. Мандаринка.
5. Водомерка.
6. Ауха.
7. Хариус.
8. Лунь.
9. Змееголов.

Пятый конкурс. «Человек-амфибия»

Учитель. (Показывает рисунок с изображением ракеты, батискафа, водолаза, аквалангиста, подводной лодки, корабля).  Итак ребята, мы подплываем к последней остановке. По этому рисунку составьте рассказ: в чем человек взял пример с жителей рек и морей? И в чем он превзошел их? (Оснастил корабли моторами и т.п.)

(Подведение итогов. Награждение победителей.)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru