Я ИДУ НА УРОК

Н.Л. ПОСТНИКОВА,
Ю.И. СЕРГЕЕВА,
шк. № 214, г. Москва

Мы выходим на природу

(Экологический спектакль-игра для школьников 2–3-х классов)

Участники спектакля – 10 школьников («артисты») и учитель, но и зрители принимают активное участие в игре. Спектакль можно провести в спортивном или актовом зале. На переднем плане – зеленый занавес, изображения берез. Кашпо с искусственными цветами. Бревнышки, чтобы можно было сесть участникам спектакля. Полукругом располагаются ряды для зрителей. Создается впечатление, что все находятся на лесной поляне.

Раздаются голоса и шум леса. Под эти звуки появляются ребята с рюкзаками за плечами и учитель. Все идут свободно, как по лесной тропинке, смотрят по сторонам, показывают друг другу что-то увиденное, интересное. Дойдя до центра «поляны», они замечают зрителей и весело здороваются с ними. Затем снимают рюкзаки и рассаживаются на краю «поляны» на бревнышки.

Учитель (обращаясь к зрителям). Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что все мы здесь сегодня встретились! И мы, и вы сегодня целый день в пути и, наверное, очень устали? Давайте отдохнем, посидим у нашего костра.

Первый участник. А где же костер?

Второй участник. А мы его сейчас разведем. Я мигом! (Убегает «за дровами».)

Учитель. А как надо правильно разводить костер? Кто знает? (Сначала отвечают ребята из зала, затем их ответы дополняют участники спектакля.)

Третий участник. Прежде всего, надо правильно выбрать место – подальше от кустов и корней больших деревьев.

Четвертый участник. И чтобы ветки не нависали над костром, иначе они могут загореться.

Пятый участник. А я еще знаю, что перед тем, как разводить костер, надо снять дерн.

Шестой участник. Что это такое?

Пятый участник. Дерн – это верхний слой земли вместе с травой. Костер, когда он догорит, нужно затушить, а дерн положить на место.

Возвращается участник, ходивший «за дровами». У него в руках веточки и полешки разного размера. Он отодвигает заранее приготовленную зеленую ткань (как бы снимая дерн) и начинает укладывать костер.

Шестой участник. А ты умеешь разводить костер?

Второй участник. Конечно, и по всем правилам! Вниз укладываем веточки и бумагу, затем средние полешки колодцем, затем крупные – крест-накрест. Ну вот, все готово, можно зажигать.

Ученик незаметно включает спрятанный в костре фонарь.

Учитель. Пока наш костер будет гореть, давайте поиграем. Согласны? Сегодня мы поговорим о природе. И о той, которая нас окружает, и о той, которая живет в нас самих. Для начала разделимся на две группы. Я раздам вам карточки. (Учитель раздает зеленые и красные карточки (равное количество) участникам спектакля и зрителям). Прочитайте, что написано на красных карточках.

Зритель. Фантазия нам ум питает,
А потому сейчас, друзья,
Урок для вас мы разыграем,
На ваши знанья уповаем,
(все, кто получил красную карточку, подхватывают:)
А лучше выдумать нельзя.

Учитель. Какое слово составляют первые буквы этих строк?

Зритель. Фауна.

Учитель. Что такое фауна?

Седьмой участник. Фауна – это мир животных.

Учитель. А что на зеленых карточках?

Зритель. Формальная любовь к природе
Легко усвоена в народе.
О ней забота нынче в моде.
Расхожим верим мы словам,
(все вместе)
А только воз и ныне там.

Зритель. Флора!

Восьмой участник. Флора – это мир растений.

Учитель. Мы разделились на две группы: тех, кому достались зеленые карточки, – «Флора», и тех, кому достались красные, – «Фауна». Поиграем в хорошо знакомую вам игру: по очереди будем называть как можно больше представителей флоры или фауны. Ну, например, на букву «а».

Участники. Арбуз, аист, ананас, антилопа, астра, альбатрос, акация, аргамак.

Зритель (заранее проинструктированный). Что-что-что?

Восьмой участник. Не что, а кто! Аргамак – восточная верховая лошадь.

Учитель. Запомните, кто не знал! Продолжаем.

Участники. Анютины глазки, аллигатор, амфибия, амфибия.

Девятый участник. Так уже сказали «амфибия».

Десятый участник. Ну и что? Амфибии бывают растения и животные – это значит земноводные, те, которые могут жить на земле и в воде. (Затем заслушиваются варианты ответов зрителей.)

Учитель. На этом предлагаю закончить, потому что сколько бы мы ни продолжали, все равно победит команда «Флора». Хотя видов животных на Земле гораздо больше, чем растений, люди гораздо лучше знают растения, и дают им имена. А множество мелких незаметных насекомых и других животных остаются безымянными.

В центр поляны выходит участник, держа в руках коробку с дырочками по бокам.

Участник. Как вы думаете, что я нашел?

Зритель. Коробку!

Участник. А почему в ней дырочки? (Заслушиваются варианты ответов зрителей.)

Первый участник. А может быть, это – посылка?

Второй участник. А дырочки зачем?

Третий участник. А чтобы фрукты не испортились!

Четвертый участник. А может быть, там клад?

Пятый участник. А дырочки зачем?

Четвертый участник. Чтобы клад дышал!

Шестой участник. А может, это ящик для животного?

Учитель. Правильно догадался. Это домик маленького барашка из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». А какая главная мысль этой сказки?

Участники (хором). Ты всегда в ответе за тех, кого приручил!

Учитель. Верно! (Обращаясь к зрителям.) А у кого есть прирученные животные дома? Вы хорошо знаете своих питомцев? Можете показать, как они «разговаривают», как радуются или сердятся? (В зале начинают лаять, мяукать, хрюкать и т.д.) А теперь предлагаю не мычать, не лаять, не мяукать, а посмотреть, что же происходит на нашей поляне.

Звучит музыка, три участницы танцуют, изображая березки. Музыка прекращается, березки замирают.

Участник. Кто берется определить то, что он видит?

Зритель. Это березы!

Участники и зрители берутся за руки и под музыку поют, водя хоровод: «Во поле береза стояла...» Аналогичное действие происходит при изображении рябины («Что стоишь, качаясь, тонкая рябина...») и дуба («Там, через дорогу, за рекой широкой...»).

Звучит новая музыка. Все участники выходят в центр. Кто-то «летает», кто-то медленно передвигается прыжками, кривляется, самый крупный исполнитель медленно шагает, помахивая рукой, как хоботом, кто-то бодается и т.п. Музыка останавливается, все разбегаются по местам. На сцене остается один участник. Он изображает ворону, которая что-то держит в клюве.

Участник. Ребята, как вы думаете, кто я?

Зритель. Ворона!

Участник. Вороне где-то бог послал кусочек сыра!

Звучит новая музыка. Появляется вторая группа: фигура с хоботом (рукой), перед ней на корточках прыгает «некто» и лает. Зрители отгадывают, кто это.

Участник. Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона!

Снова музыка. Третья группа держит в руках воображаемые музыкальные инструменты. Зрители отгадывают.

Участник. Проказница-Мартышка,
Осел, Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет.

Ребята четвертой группы тоже под музыку, взявшись за руки, стоят спиной друг к другу и пытаются разойтись. Зритель отгадывает.

Участник. Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись...

Ребята встают, образуя круг.

Участник (учителю). А вот вы знаете что-нибудь неизвестное об известном? Мы будем показывать, а вы отгадывайте.

Все собираются вокруг воображаемого вожака и начинают жужжать. Вожак резко указывает рукой вправо, и все синхронно шагают в этом направлении. Одновременно останавливаются и поворачивают головы к вожаку. Тот указывает налево, и все повторяется. Так происходит несколько раз. Вожак указывает вниз – все нагибаются, вверх – все поднимаются. В какой-то момент, когда все находятся спиной к вожаку, учитель загораживает его спиной от остальных. Группа оглядывается и, не видя вожака, на мгновение замирает, а потом начинает беспорядочно двигаться туда-сюда, натыкаясь друг на друга. Потом присаживаются и закрывают глаза.

Вожак (учителю). Мы – пчелиный рой. Нас сто тысяч, а я – пчелиная матка. Если меня убрать из улья, они (показывает на «пчел») сразу теряются, становятся беспомощными, не знают, что делать. Ну вы сами видели: весь улей замер и может даже погибнуть!

Учитель. Если не найдут другую матку.

Еще одна сценка. В центре поляны участник, изображающий большого зверя и маленькая девочка. Девочка собирает цветы, «зверь» подкрадывается сзади. Внезапно девочка оборачивается и громко визжит. «Зверь» падает замертво.

Учитель. Про кого это?

Участник. Про медведя. У медведя очень слабые нервы. Он не выносит громкого голоса. И если очень сильно, а главное пронзительно, закричать, он может умереть от разрыва сердца.

Звучит спокойная музыка.

Учитель. Природа – этот окружающий нас с рождения мир – становится все более беззащитным под натиском человека. Учиться бережно относиться к природе нужно с самого раннего детства. Чтобы любить природу, ее нужно знать. Вот и догорел наш костер, но мы не прощаемся, потому что еще обязательно встретимся.

Музыка становится громче. Ребята закрывают костер зеленой тканью (как бы дерном), надевают рюкзаки и, помахав рукой, покидают поляну.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru