КОПИЛКА ОПЫТА

Г.Г. ЗАХАРЧЕНКО

Продолжение. См. No 3, 4, 5, 6/2001

Планирование занятий по курсам «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники»

(7-й класс основной сельской школы)

В 7-м классе экспериментальной программой курса ботаники с основами растениеводства предусмотрено изучение тем «Сельскохозяйственные растения и основы их агротехники» (раздел «Растения»); «Растения и окружающая среда» (раздел «Растения»); «Болезни сельскохозяйственных культур и способы борьбы с ними» (раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники»).
Как и в 6-м классе, выполнение практических заданий планируется учителем во внеурочное время с учетом сроков проведения тех или иных агротехнических работ на учебно-опытном участке или в школьной тeплице.
В зависимости от уровня знаний и умений учащихся по биологии, их практической подготовки по сельскохозяйственному труду, развития той или иной отрасли растениеводства в зоне расположения школы учитель может вносить изменения в последовательность изучения вопросов в пределах темы и в отбор рассматриваемых в ходе обучения сельскохозяйственных культур.

Тема «Растения и окружающая среда» (10 ч)

Урок 1. Жизнь растений в природе

  • Понятие о растительном сообществе. Характерные черты растительных сообществ: местообитание, качественные и количественные характеристики видового состава.

  • Условия жизни в растительном сообществе. Понятие об экологических факторах среды. Экологические факторы живой и неживой природы и связанные с деятельностью человека.

  • Влияние растений на условия жизни в сообществе.

Уроки 2–3. Экскурсия в лесной фитоценоз. Приспособленность растений к совместному обитанию в сообществе (2 ч)

  • Лес как естественное растительное сообщество. Типы лесных сообществ, их отличия.

  • Условия жизни в лесу. Видовой состав древесных пород, кустарников и травянистых растений. Соотношение различных видов в лесном сообществе.

  • Ярусное размещение растений в лесу, в его надземной и подземной частях. Значение ярусности в сообществе.

  • Различия в сроках развития растений леса. Осенние явления в жизни лесного сообщества. Способы распространения плодов и семян.

  • Взаимоотношения между растениями в лесу. Роль животных в сообществе.

  • Воздействие хозяйственной деятельности человека на лесное сообщество.

Практическая работа. Определение числа надземных ярусов в изучаемом лесном сообществе и главных видов растений, входящих в различные ярусы.

Уроки 3–4. Многообразие и смена растительных сообществ

  • Многообразие естественных растительных сообществ. Луг как пример травянистых растительных сообществ. Использование лугов в сельском хозяйстве.

  • Возникновение болот. Растительные сообщества болот, их особенности. Использование человеком растений, растущих на болоте.

  • Смена растительных сообществ, ее причины. Влияние деятельности человека на процессы изменения сообществ. Примеры смены лесных сообществ (луг сменяется лесом).

Урок 5. Растительные сообщества на сельскохозяйственных угодьях

  • Растительные сообщества, искусственно созданные человеком, их сходство с естественными сообществами, отличительные особенности.

  • Экологические факторы, воздействующие на культурные растения. Создание благоприятных условий для формирования высоких урожаев в поле, огороде, саду, ягоднике.

  • Взаимосвязи выращиваемых растений с другими организмами сообщества на сельскохозяйственных угодьях. Взаимоотношения культурных и сорных растений. Приспособленность сорняков к условиям произрастания.

Уроки 6–7. Сорные растения и методы борьбы с ними (2 ч)

  • Вред, наносимый сорняками сельскому хозяйству. Группы сорных растений по их биологическим признакам: способу питания, размножения, продолжительности жизни. Примеры наиболее злостных видов сорняков в данной местности.

  • Особенности сорной растительности, затрудняющие борьбу с ней.

  • Меры борьбы с сорняками: агротехнические, биологические, химические. Понятие о гербицидах.

  • Основные правила безопасности труда и охрана окружающей среды при использовании ядохимикатов на сельскохозяйственных угодьях.

Лабораторная работа. Изучение основных сорных растений данной зоны и их семян.

Цели работы: познакомить учащихся с биологическими особенностями сорняков; научить распознавать наиболее распространенные в зоне школы виды сорной растительности, используя знания и умения школьников, приобретенные при изучении морфологии растений.

Материалы и оборудование: гербарий сорной растительности (с этикетками); коллекция семян сорных растений; живые или гербарные образцы взрослых сорных растений (без этикеток); лупы, линейки, цветные карандаши; альбомы или таблицы с изображениями сорных растений.

Методические указания

Для проведения лабораторной работы необходимо заготовить перед уроком образцы сорняков. В качестве раздаточного материала могут быть использованы также гербарные экземпляры сорных растений без этикеток.
При заготовке рекомендуется выбирать взрослые растения с хорошо выраженными видовыми признаками. Выкапывать сорняки нужно осторожно, стараясь сохранить важные для характеристики растений подземные органы – корни, корневища, клубни или луковицы.
На каждый стол (на 1–2 учащихся) выдается также коллекция семян сорняков с этикетками.
В практике земледелия сорные растения классифицируют по их биологическим признакам: способу питания, продолжительности жизни, способу размножения (табл. 1).

Таблица 1.

Порядок выполнения работы

1. Определить названия сорных растений с помощью гербарных образцов, альбома или таблиц.

2. Выяснить по описанию сорных растений в альбоме биологическую группу сорняков, сельскохозяйственные культуры, которые они засоряют.

3. Рассмотреть внешнее строение корневой системы, стебля, листьев сорных растений; выявить характерные признаки каждого из них. Пользуясь коллекцией, ознакомиться с плодами и семенами сорняков. Рассмотреть их с помощью лупы и зарисовать в тетради, отметив отличительные признаки.

4. Ознакомиться с биологическими особенностями изучаемых сорных растений: способами размножения, количеством образуемых семян, длительностью сохранения их всхожести и т.п.

5. Данные по изучению сорной растительности записать в тетради по форме табл. 2.

Таблица 2.

Рис. 1. Малолетние яровые сорняки: а – овсюг обыкновенный; б – редька дикая; в – пикульник, или жабрей; г – торица полевая

Рис. 1. Малолетние яровые сорняки: а – овсюг обыкновенный; б – редька дикая; в – пикульник, или жабрей; г – торица полевая

Рис. 2. Корневищные сорняки: а – пырей ползучий; б – свинорой

Рис. 2. Корневищные сорняки: а – пырей ползучий; б – свинорой

Рис. 3. Корнеотпрысковые сорняки: а – осот полевой (всходы и взрослое растение); б – бодяк полевой (осот розовый)

Рис. 3. Корнеотпрысковые сорняки: а – осот полевой (всходы и взрослое растение); б – бодяк полевой (осот розовый)

Рис. 4. Заразиха подсолнечная

Рис. 4. Заразиха подсолнечная

Рис. 5. Повилика клеверная

Рис. 5. Повилика клеверная

Урок 8. Севооборот и его знaчение

  • Значение агротехнических мероприятий для повышения продуктивности растительных сообществ на сельскохозяйственных угодьях.

  • Понятие о севообороте. Причины, по которым необходимо чередование возделываемых культур. Основные задачи севооборота.

  • Количество полей в севообороте. Схема севооборота. Значение пропашных культур, посевов многолетних и однолетних трав в севооборотах. Введение в севооборот чистого или занятого пара.

  • Типы севооборотов. Примеры севооборотов, применяемых на школьном учебно-опытном участке и в местных хозяйствах.

Уроки 9–10. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и их охрана (2 ч)

  • Рост воздействия человека на природу в современный период. Последствия вырубки лесов, распашки степей, осушения болот, интенсивного выпаса скота в лесах и на лугах и т.д.

  • Значение охраны естественных растительных сообществ для жизни человека. Государственная организация охраны природы в Российской Федерации.

  • Мероприятия по охране и рациональному использованию лесов. Проведение лесовосстановительных работ, лесоразведение, его значение. Предупреждение лесных пожаров.

  • Охрана растительности лугов, степей, болот, пустынь. Меры по повышению урожайности сенокосных и пастбищных лугов.

  • Важнейшие мероприятия по охране растений в данном районе (области). Участие школьных лесничеств, «зеленых» и «голубых» патрулей в природоохранной работе.

Тема «Сельскохозяйственные растения и способы их агротехники» (21 ч)

Уроки 1–2. Значение полеводства. Группировка полевых культур (2 ч)

  • Происхождение культурных растений. Понятие о сорте. Достижения науки в выведении новых сортов (на примере важнейших сельскохозяйственных культур данной почвенно-климатической зоны).

  • Полеводство – важнейшая отрасль растениеводства. Группировка полевых культур.

  • Севообороты, применяемые в хозяйствах при возделывании полевых культур.

Лабораторная работа. Изучение отличительных признаков зерен хлебных злаков.

Цели работы: опираясь на знания учащихся о типах плодов и строении семян однодольных растений, познакомить с наиболее характерными признаками зерновок; выявить и описать различия важнейших хлебных злаков по семенам.

Материалы и оборудование: наборы семян хлебных злаков в пакетах или чашечках (по одному на 1–2 учеников); коллекции семян зерновых хлебов с этикетками (на каждый стол); лупы, пинцеты, шпатели, карандаши; разборные доски.

Методические указания

В начале занятия целесообразно напомнить, что плод зерновых – односемянная зерновка, называемая обычно зерном, состоит из зародыша, эндосперма и сросшихся с ними семенной и плодовой оболочек. Семена зерновых различаются между собой по наличию или отсутствию бороздки на брюшной стороне, хохолка на верхней части, пленчатости, форме, величине, окраске, характеру поверхности (рис. 6).

Рис. 6. Семена хлебных злаков: а – твердой пшеницы; б – мягкой пшеницы; в – ржи (со спинной и брюшной стороны); г – кукурузы; д – проса; е – риса; ж – ячменя; з – овса

Рис. 6. Семена хлебных злаков: а – твердой пшеницы; б – мягкой пшеницы; в – ржи (со спинной и брюшной стороны); г – кукурузы; д – проса; е – риса; ж – ячменя; з – овса

Особенности зерновок хлебных культур рекомендуется объяснить, используя образцы семян, учебные таблицы по морфологии полевых растений, а также с помощью схематических рисунков на доске. Следует показать, например, что форма зерна может быть шарообразная (просо, сорго), удлиненная (пшеница, рожь, ячмень, овес, рис), округлая или гранистая (кукуруза); поверхность – гладкая (пшеница), слабоморщинистая (рожь), опушенная (овес); окраска – белая, желтая, красная, зеленая, коричневая, черная.
Важно обратить внимание учащихся на характерные особенности зерновых хлебов первой и второй групп. У зерен хлебов первой группы (пшеница, рожь, ячмень и овес) имеется продольная бороздка на брюшной стороне, а у зерен второй группы (кукуруза, просо, сорго, рис) она отсутствует.

Порядок выполнения работы

1. Разделить смесь зерен хлебных злаков на семена хлебов первой и второй групп.
2. Ознакомиться с внешними признаками зерновок, рассматривая их с помощью лупы.
3. Сравнить зерна хлебных злаков с образцами коллекции семян и определить названия каждой из культур.
4. Составить описание основных отличительных признаков зерновок изученных растений по форме, приведенной в табл. 3.

Таблица 3.

5. Сделать в тетради зарисовку зерновок важнейших в данном регионе хлебных злаков (названных учителем) в увеличенном виде.

Рис. 7. Пшеница: а – внешний вид; б – строение колоса; в – цветок; г – спелый колос; д – плод зерновка

Рис. 7. Пшеница: а – внешний вид; б – строение колоса; в – цветок; г – спелый колос; д – плод зерновка

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru