ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

С.Ю. АФОНЬКИН

Магический ультрафиолет

История открытия

В 1841 г. немецкий физик Риттер выяснил, что в составе солнечных лучей кроме света есть невидимое глазом электромагнитное излучение с длиной волны от 10 до 400 нм. Он назвал его ультрафиолетовым излучением, или ультрафиолетом (УФ). Электромагнитное излучение с меньшей длиной волны называется рентгеновским излучением. Оно тоже невидимо для глаза и, кроме того, легко проникает сквозь мягкие ткани организмов, поэтому его широко используют для получения прижизненных снимков костей. Ультрафиолет тоже способен проникать в клетки, а при больших дозах повреждает их.

В 1877 г. Даун и Блант обнаружили, что ультрафиолет обладает бактерицидным действием, т.е. убивает бактерии. Так в руках врачей и исследователей оказался новый инструмент, с помощью которого можно было уничтожать микробов. Теперь вы можете видеть бактерицидные ультрафиолетовые лампы в операционных и клиниках.

В начале XX в. С.Дорно писал по этому поводу: «Ультрафиолет есть нож хирурга, одинаково благословенный при правильной дозировке и разрушительный при неразборчивом применении». Насчет дозировки он был прав. Как мы теперь знаем, большие дозы УФ способны повреждать ДНК клеток и даже вызывать рак кожи. Тем не менее некоторые врачи на свой страх и риск стали проводить полостные операции с применением УФ. При этом вероятность развития послеоперационных перитонитов из-за размножающихся в брюшной полости бактерий резко уменьшалась.

Лечение УФ становилось все более популярным. Стало понятным, почему на высокогорных курортах удается бороться с туберкулезом. Чем выше поднимаешься в горы, тем интенсивнее облучение УФ, а оно способно воздействовать на человеческую кожу и поверхностные капилляры.

В Копенгагене открылся специальный институт светолечения. Его руководитель Н.Финзен получил в 1903 г. за свои теоретические и практические работы в этом направлении Нобелевскую премию. Американский исследователь Е.Кнотт писал в то время: «Идея использования ультрафиолетовых лучей для уничтожения микробов в крови при сепсисе буквально витала в воздухе». Действительно, если УФ эффективно убивает микробов, то могло оказаться, что при определенной интенсивности (дозе) он убьет присутствующие в крови микроорганизмы и не повредит собственным клеткам крови пациента.

Как обычно, сначала метод проверили на подопытных животных. В.Хенкок и Е.Кнотт заражали собак гемолитическим стрептококком, а затем, когда развивался сепсис, облучали всю их кровь ультрафиолетом, прогоняя ее по присоединенной к кровеносным сосудам трубке из кварцевого стекла, пропускающего УФ-лучи. Результат этого эксперимента был впечатляющим. Собаки вскоре погибли, но кровь их оказалось стерильной. Все стрептококки были уничтожены. Метод работал! Для его апробации на людях надо было только подобрать нужные, безопасные дозы облучения.

Чтобы не рисковать, было решено облучать не всю кровь пациента, а лишь ее небольшую часть. Вскоре исследователям представился случай проверить свой метод на практике. В 1928 г. к ним попала пациентка – молодая женщина, которая погибала от послеродового сепсиса. Антибиотиков в то время не было, и спасти ее могло только чудо. Оно случилось после того, как ей ввели 100–120 мл собственной крови, облученной широким спектром ультрафиолетовых лучей. Вскоре женщина полностью выздоровела и родила через несколько лет еще двоих детей. Так был открыт и проверен на практике удивительный оздоровительный эффект облучения крови УФ.

Аналогичный случай произошел чуть позже, в 1933 г. В крови женщины после аборта интенсивно размножались диплококки и гемолитические стрептококки. Жизнь ее висела на волоске. Пациентке ввели сначала 100 мл ее собственной крови, предварительно облученной УФ, а на следующий день еще 400 мл. На четвертый день тесты показали, что ее кровь не содержала бактерий. Наступило полное выздоровление!

Вопросы и успехи

Впечатляющие результаты подобных экспериментов не только обнадеживали, но и ставили новые вопросы. Почему пациентки выздоровели? Ведь облучили не всю их кровь, а одну пятидесятую ее часть, в лучшем случае одну десятую. Известно, что бактерии быстро размножаются. Следовательно, если даже в облученной крови бактерии погибли, они остались в остальном ее объеме и наверняка быстро восполнили потерю в своих рядах.

Ответить на эти вопросы было непросто. Между тем, практика приносила все новые факты чудодейственного воздействия УФ-облучения на кровь. В 1934 г. врач Г.Гавличек на съезде Немецкого хирургического общества сделал доклад, в котором рассказывал о своем варианте лечения УФ. Он вводил пациентам облученную кровь внутримышечно с помощью обычного укола. И результаты были налицо! Этот метод вскоре стал так популярен, что практикующие клиницисты назвали его «Гавличковой терапией». Она творила поистине чудеса. УФ-терапия помогала не только при сепсисе, но и при пневмониях, тромбофлебитах, полиомиелите, астме, туберкулезе, даже при сифилисе, который в то время лечился очень трудно, и при целом ряде других заболеваний, между которыми вроде бы не было ничего общего. Более того, многие заболевания, справиться с которыми помогало УФ-облучение крови, вообще не имели никакого отношения к микробам. Например, метод помогал при склеродермии, повышенном давлении и целлюлите.

Несмотря на трудность теоретического обоснования методики, она приносила все новые и новые позитивные результаты. Достаточно сказать, что в 1949 г. Р.Ольни подытожил в одной из своих публикаций собственную практику введения облученной УФ крови больным: за 15 лет им было проделано около 60 тыс. переливаний, и практически все они привели к существенному улучшению самочувствия пациентов.

Новый старый метод

Как известно, новое – это хорошо забытое старое. Успехи микробиологии привели к открытию антибиотиков, действие которых на течение инфекционных болезней было так понятно. На этом фоне несколько мистический метод УФ-облучения крови отошел на задний план и был на некоторое время почти позабыт. Лишь немногие дотошные исследователи продолжали проводить опыты на животных, стараясь нащупать его теоретическую основу. В 1976 г. на XIII съезде хирургов Украины Л.В. Поташев и его коллеги докладывали о своих исследованиях УФ-облучения крови. Парой лет позже ими была предложена схема аппарата собственной конструкции для УФ-облучения крови. Изобретение было воплощено в жизнь в Государственном оптическом институте им. С.И. Йоффе. Так родился аппарат с романтическим названием «Изольда», который Минздрав страны разрешил для клинического применения.

В состав «Изольды» входят источник коротковолнового УФ (длина волны 200–280 нм), кварцевая кювета для облучения крови, перистальтический насос, шланги и емкость для крови, а также электронная «начинка» самого прибора, позволяющая контролировать ряд необходимых параметров при операции. Операция очень проста. Забранная кровь пациента медленно, со скоростью около 10 мл/мин, закачивается обратно в кровяное русло, по пути облучаясь УФ в кювете.

Относительная простота прибора и возможность его использования практически в любой клинике, а также экономические трудности страны в конце XX в. и проблемы с лекарственным обеспечением вызвали новую волну популярности УФ-терапии. Вновь быстро стали накапливаться данные об удивительных случаях его положительного влияния на целый спектр заболеваний. Врачи вновь стали регистрировать случаи в буквальном смысле чудесного излечения, похожие на те, что были описаны в начале XX в.

Например, П.А. Гудзиков описал 10 случаев «чистой» УФ-терапии, когда кроме нее не использовались никакие другие методы. Вот типичный пример. Больная К., 23 года, поступила после искусственного аборта, пульс 128 уд./мин, температура 40 °С, бледность, сухой язык, озноб. Диагноз: эндометрит после аборта. Введено 100 мл облученной аутокрови (т.е. крови самого пациента). На пятые сутки наступило резкое улучшение состояния. Сам врач пишет по этому поводу: «За редким исключением мы могли наблюдать после введения облученной крови улучшение, иногда очень резкое, общего состояния больного. Ни разу мы не могли отметить каких-либо осложнений после аутотрансфузии облученной крови».

В 1997 г. издательство «Медицина» выпустило в свет капитальный труд В.И. Карандашова и Е.Б. Петухова «Ультрафиолетовое облучение крови», в котором с научной тщательностью описаны сотни наблюдавшихся только за последние годы случаев положительного влияния УФ-облучения крови на состояние пациентов. Вот далеко не полный перечень недугов, которые удается лечить с помощью УФ-терапии: артроз, астма, ботулизм, бронхоэктазы, внелегочный туберкулез, гангрена легких, гангрена конечностей, генерализованный перитонит, гипертензия, гнойный мастит, инфильтраты, кератит, кровоизлияние в стекловидное тело, лимфагнит, лимфаденит, мастоидит, нагноение послеоперационных швов, незаживающие раны, острая и хроническая экземы, острый живот, острый пиелонефрит, острый простатит, острый холецистит, паренхиматозный гепатит, перитонит, пиодермия, пневмония, полиомиелит, послеоперационный парез кишечника, послеродовый сепсис, прободная язва, ревматоидный артрит, сахарный диабет, склеродермия, сниженная лактация, стафилококковая септицемия, термические ожоги, тромбофлебит, туберкулез глаз, увеит, флегмона глазницы, флегмона дна полости рта, флегмона шеи, фурункулез, хронический блефарит, целлюлит, язвенная болезнь желудка.

Сами авторы так оценивают весь объем приведенных ими фактов: «На наш взгляд, представленные данные поразительны. Метод облучения очень прост, может быть даже примитивен. Если учесть, что проницаемость крови для ультрафиолетовых лучей составляет около 1 мм, то ясно, что фактическому облучению подвергалась не вся кровь. Но какова эффективность!». В чем же все-таки причина столь универсального воздействия УФ на организм? Можно ли ее найти? Рискну высказать одно предположение.

Возможное объяснение

Наше здоровье во многом зависит от работы иммунной системы. Она надежно охраняет организм от вторжения любых микроорганизмов. Существует мнение, что многие инфекционные заболевания вызываются в первую очередь не вирусами и бактериями, почти всегда встречающимися в организме, а сбоями в работе иммунной защиты. Не менее важная функция иммунной системы состоит в поддержании «самости» организма, то есть в уничтожении любых собственных клеток, отличающихся по тем или иным параметрам от нормы. Некоторые специалисты в области раковых заболеваний считают, что ежедневно в организме любого человека образуются сотни пораженных вирусами и потенциально раковых клеток. Все они, по счастью, вовремя распознаются и уничтожаются авангардом иммунной системы – клетками-киллерами.

Более того, иммунная система умеет отличать «свои» белки от любых чужих. В основе распознавания собственных клеток организма лежит способность лимфоцитов, находящихся в кровяном русле и в лимфе, отличать их по определенным белковым меткам. Эти белки-метки играют роль своеобразных «паролей» или «знаков отличия», по которым их можно отличить от любых других клеток. Так, на проходной мы показываем пропуск определенного образца. Если он у нас есть, значит, все в порядке.

У каждого человека свои белки-метки. Они хоть немного, но отличаются от подобных белков других людей. Не случайно биологи называют такие метки белками комплекса гистосовместимости (histos в переводе с греческого означает «ткань»). Это указывает на то, что именно эти белки определяют, будет ли отторгаться после операции чужой орган или пересаженный кусочек ткани.

Известно, что УФ способен нарушать форму и строение белков и ДНК. Это означает, что в результате УФ-терапии повреждается часть белков крови и в том числе некоторые белки-метки на поверхности клеток. С точки зрения иммунной системы это равнозначно быстрому появлению в организме множества чужеродных белков, клеток и микроорганизмов. Как надо действовать в такой ситуации? Конечно, объявлять аврал! Образно говоря, появление в кровотоке множества измененных белков дает дремлющей иммунной системе хороший «пинок» и заставляет ее резко усилить собственную активность. Все остальные терапевтические эффекты – лишь следствие ее интенсивной работы. В частности, именно иммунная система, а не УФ-облучение как таковое, уничтожает в кровотоке все патогенные бактерии.

Поскольку в кровяном русле существуют сотни разнообразных белков, вряд ли удастся выделить один из них, повреждение которого интенсифицирует работу иммунной системы. Более того, взаимосвязи между клетками этой системы (а этих клеток много!) столь сложны и запутанны, что вряд ли в ближайшее время удастся построить простую схему ответа иммунной системы на УФ-облучение крови. Ученые регистрируют множество параметров, которые говорят об одном: после УФ-воздействия работа иммунной системы идет в авральном порядке. В частности, скорость фагоцитоза у лимфоцитов увеличивается на 50%, усиливается ферментативная активность и секреция гормонов, вдвое увеличивается количество лимфоцитов в крови, усиливается фибринолитическая функция крови (рассасываются тромбы), улучшается микроциркуляция крови, интенсивность многих биоэнергетических процессов возрастает. В ответ на УФ-облучение кровь начинает более активно захватывать молекулы кислорода, повышается устойчивость к инфекциям, устраняются отеки, нормализуется и даже снижается количество адреналина и уже знакомого нам холестерина. Даже скорость устранения дефектов (репарации) ДНК увеличивается! В результате и наступает чудесный терапевтический эффект.

Краткие выводы

Ультрафиолетовые лучи входят в состав солнечного спектра. Большие дозы ультрафиолета оказывают вредное воздействие на организм человека. Однако дозированное воздействие на кровь УФ приводит к общей активизации работы иммунной системы, которая помогает справиться со многими заболеваниями и нарушениями метаболизма.

Воздействие УФ на кровь и организм человека является естественным, природным фактором. Поэтому если в вашей поликлинике и не окажется специального оборудования для УФ-терапии, почаще принимайте целебные солнечные ванны! Теперь вы знаете, почему они полезны.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru