ЗООЛОГИЯ

Н.Ю. ФЕОКТИСТОВА

«Не моллюск и не лягушка, а неведома зверушка...»

Эти перефразированные слова из известной пушкинской сказки очень подходят к занятным и необыкновенным существам, носящим название перипатусов, или перипатов.

Эти животные впервые были описаны в январе 1826 г. пастором-натуралистом Р.Гилдингом. В статье, опубликованной в Лондонском зоологическом журнале, этот исследователь без колебаний причислил описываемое им существо к моллюскам, подобно слизням, лишенным раковины. Гилдинг дал ему имя «перипатус» (Peripatus) в честь знаменитой аллеи в садах лицея Аристотеля, где древний естествоиспытатель любил гулять со своими учениками, рассказывая им о премудростях природы.

Строение онихофоры

Строение онихофоры:
А – головной конец тела онихофоры снизу; Б – вскрытая онихофора.
1 – антенны; 2 – глазок; 3 – головной мозг; 4 – слюнная железа; 5 – сердце; 6 – кишечник; 7 – яичник; 8 – анальное отверстие; 9 – половое отверстие; 10 – матка; 11 – выделительные органы; 12 – брюшная нервная цепочка; 13 – слизевыделительная железа; 14 – ротовые крючки; 15 – рот; 16 – ноги

Однако зоологи скоро отвергли предположение Гилдинга о том, что перипатусы – моллюски. И начался длительный профессиональный спор, который и до сих пор не затих окончательно. В 1874 г. известный натуралист Т.Белт причислил необычных животных к сороконожкам. Другие исследователи определяли перипатусов как червей или насекомых. В общем, к какой только группе их не относили!

В конечном итоге ученые сошлись на том, что это совершенно особые животные, достойные того, чтобы их выделить в отдельный тип, Онихофоры (Onychophora, буквально – «несущие коготки»), с единственным классом, названным классом первичнотрахейных (Protracheata), отрядом с аналогичным названием и двумя семействами: Peripatopsidae и Peripatidae, которые и объединяют примерно 70 известных к настоящему времени видов перипатусов.

Но даже такая крупная таксономическая единица, как тип, должна быть связана «узами родства» с другими группами животного мира. Кого же считать ближайшими родственниками онихофор? Долгое время зоологи считали перипатусов переходной формой между кольчатыми червями и членистоногими. Но более детальные исследования показали, что онихофоры – отдельная «ветвь» на эволюционном древе, хотя и отходящая от общего с кольчатыми червями и членистоногими «ствола».

Предки современных перипатусов обитали в морях палеозойской эры. Остатки одного из таких животных были найдены в 1911 г. в среднекембрийских отложениях на склонах горы Эйшея (Британская Колумбия, Канада), в честь чего новый вид получил название эйшея (Aysheaia). Правда, родство эйшии с современными онихофорами было установлено несколько позже – в 1930 г.

Внешне ныне живущие перипатусы больше всего напоминают крупных голых гусениц. Самые большие из них достигают в длину 15, а самые мелкие – 2 см. На переднем конце тела у онихофор располагаются три пары придатков. Первая пара – довольно длинные усики, направленные вверх и вперед. С их помощью перипатусы ощупывают свой путь, когда передвигаются в темноте. Позади этих чувствительных усиков на голове животных расположены просто устроенные бокаловидные глаза, с помощью которых они также могут ориентироваться в пространстве.

Самец перипатуса со сперматофором

Самец перипатуса со сперматофором

Вторая пара придатков располагается на нижней стороне головы, около рта. Они представляют бугорки, на которых открываются отверстия особых «плевательных» желез. Третья пара – мускулистые бугорки, помещающиеся непосредственно в самой ротовой полости и несущие специфические раздвоенные крючковидные пластиночки. Собственно, эта пара придатков – единственные челюсти перипатусов.

На брюшной стороне тела онихофор располагаются многочисленные ножки, каждая из которых представляет собой нерасчлененный вырост тела, заканчивающийся двумя слабыми коготками (отсюда и название типа). У разных видов перипатусов может быть от 14 до 40 пар ножек. С их помощью животные передвигаются со скоростью 40–70 см/мин и не только по поверхности земли, но и по стволам деревьев.

Перипатус Cephalofovea tomahmontis

Перипатус Cephalofovea tomahmontis

Окрашены перипатусы в самые разнообразные цвета: от ярких оранжевых, красных, синих и зеленых до неярких серых и бурых. Представители некоторых видов обладают пятнистой или полосатой окраской, а некоторые вообще лишены пигмента, как, например, обитающий в пещере возле Столовой горы в Южной Африке белый перипатус (Peripatopsis alba).

Вообще все современные перипатусы в отличие от своих предков – наземные животные. Обитают они во влажных тропических и субтропических лесах обоих полушарий – в листовой подстилке, в гниющих пнях и под камнями. Дело в том, что тело этих животных, подобно телу червей, окружено кожно-мускульным мешком, практически не препятствующим испарению воды, и одновременно пронизано множеством трахей, которые выполняют у онихофор роль органов дыхания. Отверстия трахей лишены замыкающих клапанов и всегда открыты наружу, так что и через них постоянно происходит интенсивное испарение воды. Поэтому перипатусам и приходится постоянно жить во влажной среде, забиваясь в полости между корягами, в пни, под подушки влажного мха и во влажные расселины под камнями. Можно встретить перипатусов и на берегу моря, в кучах выброшенных водорослей.

Железы на конечностях перипатуса, выделяющие феромон для привлечения особей противоположного пола

Железы на конечностях перипатуса, выделяющие феромон для привлечения особей противоположного пола

Поверх кожно-мускульного мешка тело перипатусов окружено мягкой складчатой кутикулой. Однако она настолько тонка – всего 1 мк в толщину, что нисколько не снижает уровень испарения. Мышечная система онихофор напоминает мышечную систему червей. Мышцы наружного слоя кольцевые, а внутреннего – продольные. Поочередное сокращение этих мышц позволяет перипатусам менять толщину своего тела и таким образом заползать во всевозможные щели, норки или просто зарываться во влажный грунт.

Добывать пропитание онихофоры выходят только в ночное время. Перипатусы – активные хищники и используют весьма оригинальный способ охоты, который можно смело назвать «оплевыванием». Завидев жертву – некрупное насекомое, паучка или небольшого моллюска, – перипатус выбрасывает через отверстия расположенных по бокам рта придатков струйки клейкой жидкости, которая опутывает добычу, сковывая ее движения. Сила, с которой выбрасывается клейкий секрет, настолько велика, что перипатусы способны поражать цель даже на расстоянии полуметра! Кстати, той же клейкой слизью эти животные защищаются и от нападающих на них врагов.

После того, как добыча обездвижена, охотник медленно подползает к ней, прижимается к насекомому или пауку ртом и впрыскивает внутрь его тела слюну, содержащую пищеварительные соки и ферменты. А через некоторое время втягивает в рот получившийся бульон. Это так называемое наружное пищеварение, известное у пауков и личинок некоторых насекомых.

Онихофоры очень прожорливы. Сочные насекомые позволяют им не только запастись энергией, но и пополнить запас влаги в организме.

Перипатусы – животные раздельнополые. Половая система самцов, помимо семенников и семяпроводов, открывающихся в общий канал, включает придаточные железы, вырабатывающие вещество, из которого формируются оболочки сперматофоров – особых мешочков, в которые упакована сперма.

Самцы некоторых африканских видов рода Peripatopsis в период размножения прикрепляют несколько мелких сперматофоров, выделяющихся из их полового отверстия, прямо к телу самки. Затем участок тонкой кутикулы в этом месте растворяется и сперматофор погружается в полость тела. Там растворяется и оболочка сперматофора, сперматозоиды выходят из него и мигрируют к яичникам, где происходит оплодотворение.

У некоторых австралийских онихофор процесс передачи сперматофора происходит иначе. Наблюдали, как самец вида Cephalofovea tomahmontis, голова которого украшена своебразными шипиками, перенес сперматофор на своей голове непосредственно к половому отверстию на теле самки. Вероятно, шипики служат ему для извлечения сперматофоров из собственного тела и удержания их до нужного момента. Помимо C.tomahmontis еще около 20 видов австралийских перипатусов имеют на голове своебразные украшения и, вероятно, используют те же любовные приемы.

Однако перед тем, как передать сперматофор, самцу и самке одного вида перипатусов надо еще отыскать друг друга в лесной подстилке. Онихофоры ведут одиночный образ жизни, и часто разнополые особи одного вида живут довольно далеко друг от друга, а рядом обитают животные совсем других видов. Как же перипатусы находят «свою половину», когда наступает время заключить брак? Только относительно недавно ученые обнаружили, что помогают им в этом специфические запаховые вещества – феромоны, которые выделяются особыми бедренными железами, выходы которых открываются на маленьких сосочках, расположенных у самцов в основании задних ножек. Секрет этих желез наносится на дорожку, по которой движется перипатус-самец, а самка, вероятно, находит его по этому запаху.

Половая система самок перипатусов включает парные яичники, переходящие в яйцеводы, нижние отделы которых расширены в матки. После того как происходит оплодотворение, самки некоторых видов откладывают яйца, а другие вынашивают потомство в своем теле и производят на свет живых детенышей. У таких живородящих видов развитие зародышей может продолжаться более года, причем будущие перипатусы прикрепляются к стенкам матки с помощью особых «плацент», через которые получают питание из тела матери. Естественно, в этом случае в конце концов на свет появляются очень крупные малыши.

Литература

Жизнь животных. Т.3. М.: Просвещение, 1969

Акимушкин И. Мир животных. Беспозвоночные ископаемые животные. – М.: Мысль, 1992.

Australia Nature. 1995, V. 25, №1; 1995/1996, V. 25, №3.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru