ЗООЛОГИЯ

Г.Н. ТИХОНОВА

Орангутаны

Маленький детеныш удобно устроился на спине мамы

Маленький детеныш удобно устроился на спине мамы

В каждом деле есть энтузиасты, готовые с удивительной, почти фанатичной увлеченностью отдавать себя любимому занятию. К их числу можно отнести антрополога из Гарвардского университета Черил Нотт, которая вместе со своим мужем, биологом Тимом Лэманом, и группой ассистентов – специалистов из Индонезии и западных стран – не один год провела в дремучих джунглях национального парка Гунунг-Палунг на острове Калимантан, изучая жизнь орангутанов. Как пишет сама Черил, часто они возвращались с наблюдений в полной темноте, под проливным тропическим дождем, потоки которого немилосердно хлестали по плечам и спинам. Дорогу пересекали разлившиеся ручьи, которые они еще утром с легкостью перепрыгивали, а теперь их приходилось с трудом преодолевать вброд. Тим обычно шел впереди, отчаянно балансируя, чтобы сохранить равновесие и не упасть в воду, так как на его голове находилась кинокамера с отснятым материалом...

Молодой самец орангутанаМолодой самец орангутана

А для того чтобы добраться до мест, где было удобно проводить наблюдения, исследователям пришлось совершить сложнейшее путешествие вверх по горной реке во время необычно сухого сезона. Вода стояла так низко, что нельзя было пользоваться лодочным мотором. Поэтому Черил и Тим были вынуждены волоком тащить через обнажившиеся песчаные мели свое каноэ, доверху нагруженное годовым запасом провианта и необходимым для исследования оборудованием. Зато их приветствовало множество плывших навстречу прелестных белых и розовых лепестков цветов, тихо покачивавшихся на поверхности ручья. Красота джунглей, пишет Черил, завораживает. Когда поздние лучи солнца пронизывают дымку золотого тумана, обволакивающего лес, все вокруг напоминает волшебную сказку... А буйство зелени и цветов наводит на мысль о садах Эдема. Здесь, как и в райском саду, можно круглый год видеть и цветущие деревья, и деревья, усыпанные созревшими плодами. А один раз в 4–7 лет случаются особенно урожайные годы, когда плоды многих видов деревьев созревают одновременно и ветви ломятся от обилия фруктов.

О таком обильном урожае и свидетельствовало множество плывущих по воде лепестков. Время для исследований было выбрано очень удачно – изначальное изобилие пищи и последующее снижение ее количества позволило выяснить, как изменение кормовой базы влияют на поведение и размножение обезьян.

Мать учит детеныша обдирать кору с дереваКстати, о жизни орангутанов в природе известно немного. До последнего времени интерес биологов привлекали только африканские человекообразные – шимпанзе и гориллы. Отчасти это связано с тем, что и те, и другие значительную часть своей жизни проводят на земле, а орангутаны практически не спускаются с деревьев. Следить за ними нелегко. Эти огромные рыжие обезьяны, достигающие веса 100 кг, очень осторожны и скрытны, держатся в основном на перевитых лианами и переплетенных между собой верхних ветвях деревьев, и обнаружить их в лесу бывает очень сложно. Орангутаны почти бесшумно перемещаются среди густой растительности, выделывая невероятные акробатические номера, и легко скрываются из поля зрения наблюдающих за ними людей. А те вынуждены с громким треском неуклюже ломиться сквозь густой подлесок, чтобы не упустить из виду объект наблюдения.

Мать учит детеныша обдирать кору с дерева

Кроме того, орангутаны, в отличие от шимпанзе и горилл, не живут группами. Взрослые самцы путешествуют в одиночку. И только самки-матери обычно странствуют вместе с грудными детьми, иногда еще и в компании с более взрослыми детенышами.

Тем не менее Черил и ее мужу удалось преодолеть все трудности. Сумели они и приучить орангутанов к своему присутствию: сначала обезьяны реагировали на преследование истошными воплями, швыряли в наблюдателей сучьями (это типичная форма реакции орангутанов на появление на их территории человека, особенно, когда животные с ним сталкиваются впервые), но потом перестали обращать внимание на присутствие исследователей. В целом под руководством Нотт было проведено более 15 000 ч наблюдений за жизнью орангутанов в их естественной среде.

Что же удалось установить в результате наблюдений? Несмотря на то, что орангутаны часто предпочитают одиночество, их нельзя назвать асоциальными животными. Необходимость широкого распределения обезьян по территории вызвана тем, что их основная пища – фрукты, которых в одном месте практически никогда не бывает достаточно, чтобы прокормить сразу многих крупных животных.

Семья орангутанов отдыхает на деревеОднако начав исследования в период обильного плодоношения, ученые не раз наблюдали, как несколько, иногда до 8 особей орангутанов, питались поблизости друг от друга. В это время их основную пищу составляли большие сочные плоды (например, плоды дуриана), мякоть которых, с высоким содержанием углеводов и низким количеством клетчатки обеспечивала обезьянам необходимое количество калорий.

Семья орангутанов отдыхает на дереве

Когда же через несколько месяцев время богатого урожая прошло, орангутанам пришлось широко рассредоточиться по территории и питаться менее калорийными плодами инжира, листьями, травой и даже внутренним слоем коры деревьев. Оказалось, что при этом самцы в поисках пищи гораздо чаще самок перемещаются по разным ярусам леса. Так, исследователи видели, как один самец довольно часто спускался на землю, чтобы полакомиться термитами, извлекая их из термитников.

Недостаток пищи привел к более частым конфликтам. Если в период обильного плодоношения на одной территории можно было встретить до 6 взрослых самцов одновременно, и они относились друг к другу совершенно равнодушно, то теперь исследователи дважды наблюдали, как драки между самцами приводили к гибели одного из соперников.

Помимо непосредственного наблюдения за поведением животных, Черил Нотт и ее помощники собирали и анализировали мочу орангутанов. Сделать это было несложно – нужно было только расстелить лист полиэтилена под ветвями, где обезьяна устроила себе гнездо на ночь. А информации анализы мочи давали очень много. Например, возрастание концентрации кетонов свидетельствовало о том, что изобилию углеводной пищи приходит конец и обезьянам приходится все в большей степени расходовать запасы жира, накопленные в благополучные времена.

Нуклеиновые кислоты, попадающие в мочу, позволяют провести генетический анализ и установить родственные связи в популяции орангутанов. А количество полового гормона эстрогена в моче самок свидетельствует об их готовности к продолжению рода.

Черил Нотт собирает мочу орангутанов под деревом для анализа гормонов

Черил Нотт собирает мочу орангутанов под деревом для анализа гормонов

Предыдущие наблюдения других ученых позволили предположить, что орангутаны размножаются очень редко – в среднем раз в 8 лет. Это очень большой интервал даже для крупных млекопитающих. Мать кормит детеныша молоком около 3 лет, но и после этого молодой орангутан несколько лет продолжает держаться рядом со своей родительницей – часто даже после того, как у нее рождается новый детеныш.

Исследования Нотт показали, что во время урожая, когда орангутаны имели возможность питаться разнообразной высококалорийной пищей, уровень эстрогена в организме самок повысился и в это время было отмечено много спариваний. Когда же пищи стало мало, репродуктивная активность резко снизилась.

Наблюдать за детенышами орангутанов – поистине увлекательное занятие. Один из них любил, повиснув на руке, обдирать лентами кору с деревьев. Этому он научился у своей мамы, которая проделывала то же самое, но с большей виртуозностью, вися головой вниз. Такой навык пригодится молодому орангутану в годы низких фруктовых урожаев. Вообще молодые орангутаны очень любят играть. Нотт считает, что таким образом они приобретают навыки, которые могут пригодиться им в дальнейшей самостоятельной жизни. Например, в игре юные особи отрабатывают навыки построения гнезд для ночевок.

По материалам журнала National Geographic. 1998. V.149, № 2.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru