ЗООЛОГИЯ

Г.А. МАМОНОВ

Самый большой жук Европы

Жук-олень, или рогач, (Lucanus cervus), относится к семейству жуков-рогачей (Lucanidae), включающему в себя более 1000 видов, распространенных преимущественно в тропических лесах. Многие из тамошних рогачей имеют яркую окраску, крупные размеры тела и большие «рога», как, например, шиазогнаты (Chiasognathus) из Южной Америки. Однако наш жук-олень не уступает им как по красоте, так и по размерам, и по справедливости считается самым крупным жуком Европы. Обычная длина самцов (вместе с «рогами»1) – 75–80 мм, а «безрогих» самок – 40–42 мм. Встречаются, конечно, экземпляры и помельче. Но в Британском музее есть экземпляр самца жука-оленя длиной 87 мм!

Рогач-шиазогнат

Рогач-шиазогнат

Встречается жук-олень в Европе, где связан с дубовыми лесами. Его ареал простирается до Скандинавии на севере до Волги на востоке и до Севера Африки, Сирии и Малой Азии на юге. Небольшие популяции этого вида есть и на юге Англии.

Личинка жука-оленя, как и личинки других видов рогачей, питается трухлявой древесиной и развивается в глубине пней, под корнями, в стволах мертвых деревьев. В отличие от жуков семейства усачей и точильщиков, личинки которых (и взрослые жуки) грызут живую древесину и часто являются вредителями лесного хозяйства, личинки рогачей выполняют роль редуцентов, утилизирующих разлагающиеся органические остатки.

Мертвая древесина – очень специфическая среда. Процесс ее разложения происходит с помощью бактерий и разнообразных грибков-ксилофитов. Животный же организм переваривает клетчатку с большим трудом, и личинки древесноядных жуков, возможно, развиваются в симбиозе с подобными микроорганизмами. Например, личинки сахарных жуков-пассалид (сем. Passalidae) питаются древесиной, прошедшей ферментацию с участием определенных грибков, и искусственно выкормить их пока не удается. Группы дрожжевых организмов, в основном роды пихия (Pichia) и гансенула (Hansenula), связаны с жуками-ксилофагами (например, короедами) и помогают им усваивать питательные вещества древесины, расщепляя ее на более простые компоненты. В стерильных условиях, без дрожжей-симбионтов, некоторые из этих насекомых даже гибнут. Процесс питания личинок жуков-рогачей пока мало изучен, но, вероятно, и они нуждаются в помощи каких-то микроорганизмов.

В глубине разлагающейся древесины личинка жука-оленя живет около 5 лет, достигая за это время размеров до 13,5 см. Перед окукливанием она формирует вокруг себя кокон из остатков древесной трухи и экскрементов, скрепленных ее выделениями, которые затем твердеют и образуют крепкую оболочку. Интересно, что личинки самцов формируют кокон с запасом пространства для будущих «рогов»! На развитие куколки уходит еще около трех месяцев.

Таким образом личинка обычно пребывает в относительно безопасной и стабильной среде. Поэтому она белая (т.е. не имеет защитной окраски), покровы у нее мягкие и легко пропускают влагу. То же характерно и для куколки жука-оленя.

Морозы личинкам, по-видимому, не очень страшны – в глубине древесины они могут выдержать мороз до –20 °С. А вот к засухе личинки рогачей очень чувствительны – недостаток влаги сдерживает их рост. В неблагоприятных условиях развитие личинки может, по некоторым наблюдениям, растягиваться до 8 лет.

Такой долгий срок развития повышает вероятность гибели от болезней и паразитов, хотя об этой стороне жизни личинок рогачей известно мало. С другой стороны, длительное развитие помогает сохраняться всей популяции – если большинство взрослых жуков, вылетевших в определенный год, погибает из-за неблагоприятной погоды или по другим причинам, то личинки, еще не закончившие свое развитие, смогут продолжить свой род в последующие годы. Естественно, что поэтому число летающих жуков в разные годы может меняться.

Жук-олень: 1 – самец; 2 – самка

Жук-олень: 1 – самец; 2 – самка

Взрослые жуки-олени появляются с мая по сентябрь, но чаще летом – с середины июня до середины июля. Днем они малоподвижны, только иногда медленно сосут влагу: капли росы и древесный сок. В неволе рогачи сосут растворы сахара и меда, сок фруктов, отвары дубовой коры и листьев, а твердую пищу, по нашим наблюдениям, не употребляют. В теплую солнечную и безветренную погоду, при температуре выше +20 °С, жуки-самцы летают. Лет начинается на закате солнца, при вечерней заре – жуки кружат вокруг деревьев на высоте 1–4 м над землей и перелетают обычно недалеко, по нашим наблюдениям, в радиусе от нескольких десятков до сотни метров. В темноте лет прекращается, к полуночи жуки уже только перелетают с одной ветки на другую, соседнюю, затем только ползают, а к утру, при ярком солнце, замирают. В дождливую и ветреную погоду, при похолодании самцы неактивны.

Самки жуков-оленей мигрируют на расстояние нескольких сотен метров, но мы их всегда находили на земле или на ветках деревьев и никогда не наблюдали в воздухе. Обычно самцы находят их сами, вероятно, привлекаемые пахучими веществами – феромонами. У одной самки собирается обычно несколько самцов, которые вступают в поединки, сцепляясь «рогами». Обычно более крупный жук захватывает меньшего, сжимает «рога», поднимается почти вертикально на задних ногах и разжимает челюсти – противник, потерявший опору, падает с ветки. При схватках жуков, одинаковых по размеру, возможно длительное сцепление «рогами», травмы и даже гибель соперников, но такое бывает редко.

Взрослые насекомые живут 3–4 недели, после чего гибнут. Но перед этим оплодотворенные самки своими короткими «рожками» прогрызают древесину в подходящих местах и откладывают яйца.

Когда-то жук-олень был очень обычен – как и его «родные» дубовые леса. Согласно А.Брэму, в Германии и Чехословакии за день можно было встретить десятки жуков, на побережье Балтики наблюдались их массовые перелеты. На Балканах, в Италии личинок рогачей даже употребляли в пищу как лакомство. Но теперь жук-олень стал редким видом как в странах Западной и Средней Европы, так и на Украине и в России, даже в лесах Кавказа, где, казалось бы, сохранились весьма благоприятные условия для его существования. Лишь единичные встречи жука-оленя отмечены за последние годы в Латвии. Мало известно о его состоянии в Северной Африке и Малой Азии.

В большинстве стран Европы, в частности в Германии, Польше, Швейцарии, Чехословакии, жука-оленя охраняют. Этот вид занесен в Красную книгу РФ, Украины, был он и в списках Красной книги СССР.

Исчезновение жука-оленя, в основном связывают с вырубкой дубовых лесов. Но известно, что личинки этого жука могут развиваться в мертвой древесине еще 14 видов деревьев, в том числе ивы, бука, березы, липы, граба, груши, тополя. В Киеве мы наблюдали жуков-оленей у вишень, акаций, яблонь.

Поскольку рогачи откладывают яйца именно в мертвую древесину, для сохранения этого вида очень важно присутствие в лесу мертвых деревьев, пней, бревен. Современное же лесное хозяйство предполагает регулярные санитарные рубки старых деревьев и удаление из леса остатков древесины – это лишает рогачей мест размножения.

Немалую роль, очевидно, играет и обработка леса ядохимикатами, предназначенными для борьбы с вредителями. После прекращения использования ядохимикатов в лесах некоторых районов Воронежской области численность жука-оленя увеличилась. А длительное применение ядохимикатов и санитарные рубки леса в Германии совпали с исчезновением там (еще с 30-х гг.) жука-оленя. Сейчас в Германии этот вид крайне редок и его судьба неопределенна.

На Украине ядохимикаты в лесах массово не примененяют, но проводят санитарные рубки и очищение леса от мертвой древесины. Здесь жук-олень – вид редкий, но пока не исчезающий. В центре Киева, в старом фруктовом саду, куда ограничен доступ посетителей, не применяются ядохимикаты и минеральные удобрения, мы более 20 лет наблюдали маленькую изолированную популяцию этого насекомого. Причем жуки концентрировались на участке площадью менее 200 м2 – при общей площади сада около 1 га.

Концентрация самок возле мест выплода, оптимальных для развития личинок, делает жука-оленя уязвимым при уничтожении этих биотопов. А реальный путь сохранения этого красивого насекомого – выявление таких мест (как мы видим, это могут быть даже сады и парки – совсем небольшие участки со старой древесиной, не обработанной ядохимикатами) и создание там микрозаповедников. Причем даже если вырубаются деревья, то жуки откладывают яйца в старые пни, оставшиеся от порубок, и популяция их сохраняется.

На численность взрослых жуков-оленей оказывают влияние и их естественные враги – сычики, летучие мыши, сойки, вороны, грачи. На земле малоактивных жуков могут поймать кошки, при пониженной температуре на них нападают муравьи, красные тироглифоидные почвенные клещики, которые бывают активны и в таких условиях.

Кроме того, красивых жуков часто ловят для коллекций. Мы видели в продаже такие коллекции – безо всяких этикеток, лишенные поэтому какой-либо ценности.

И все же можно надеяться, что при некотором внимании эти оригинальные жуки сохранятся. Большую роль в их охране могут, при поддержке учителей, сыграть и школьники-юннаты.

Кроме европейского жука-оленя в широколиственных лесах Дальнего Востока России встречается похожий на него рогач Дыбовского (Lucanus dybowskyi)2. Кроме двух этих крупных жуков на территории бывшего СССР водятся еще 15–20 видов из семейства рогачей, размеры которых составляют 1–3 см, а самцы не имеют заметных «украшений». Чаще их можно встретить на юге средней полосы, на Кавказе. Наиболее известны жуки-оленьки (род Dorcus), синий рогач-плятицерус (Platycerus caraboides), рогачики (представители рода Ceruchus).

Образ жизни этих жуков похож на образ жизни жукаоленя, но они менее заметны и меньше изучены. Тем не менее похоже, что и эти виды скоро станут редкими и потребуют охраны.


1 «Рога» жука-оленя – увеличенные верхние челюсти (мандибулы). – Прим. ред.

2 Теперь его именуют рогачем пятнистобедрым – L.maculifemoratus. – Прим. ред.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru